«Талантливый человек талантлив во всем» - так точно можно сказать о писателе Алексее Волкове, с которым мы поговорили не только о его новой книге, но и о писательстве в целом, и о жизни в частности. Алексей, здравствуйте! Рад встрече с Вами. И, конечно, поздравляю с Вашей книжной новинкой "Услышать сердце". Сегодня единицы писателей "работают" в жанре критического реализма. Как этот жанр воспринимает читательская аудитория?
- Здравствуйте! Видите ли, я получаю много отзывов от читателей. Общее ощущение такое, что среди читающий публики сформировали голод, нехватка именно такой литературы. Людям надоело читать произведения, оторванные от реальности. Хочется настоящего, романов про современность, про обычных людей. Несмотря на то, что жанр сам по себе востребован, мало кто из писателей берётся в нем работать. Он невероятно сложен, не прощает ошибок и малейшей фальши. Ведь все, о чем я пишу, мы видим вокруг себя ежедневно. Разумеется, я открываю читателю и некоторые тёмные, скрытые стороны современной жизни, реальности, в которой причудливым образом переплетены разные судьбы, социальные страты и устремления персонажей. "История - многожильный провод", говорил Ю. Трифонов. Но это в равной степени относится и к современности. Это накладывает на автора определённую ответственность. Современник чутко улавливает фальшь. Именно поэтому мои произведения одновременно достаточно откровенные и в каком-то смысле беспощадные.
В "объективе" Ваших книг - жизни и судьбы простых людей. Тех, кого зачастую мы привыкли не замечать рядом с собой и считать их присутствие рядом обыденностью. Достаточно непростая задача - отобразить жизнь таких персонажей, чтобы она искренне заинтересовала читателя...
- Ошибочно полагать, что жизни обычных людей не интересны. Книжный рынок просто перенасытили "крутыми детективами" и боевой фантастикой. Кроме того, обычных людей вообще не бывает. Каждый уникален, интересен по-своему. О таких персонажах писать сложно, но читать такие книги интереснее, так как перед нами предстают выпуклые, сложные и достоверно живые персонажи.
По первому образованию Вы филолог. По второму - психолог. Универсальное комбо и серьезное подспорье для автора психологически закрученных сюжетов. Ощущаете эту помощь?
- Я не могу сказать, что мои сюжеты уж очень психологически закручены. Люди редко мудрствуют в обычной жизни. Да и некогда им ломать голову над проблемами бытия, с насущными вопросами бы разобраться. Но именно на этом бытовом фоне зачастую и разворачиваются настоящие шекспировские трагедии. Вспомните Чехова. В его пьесах ничего особенного не происходит. Люди сидят, разговаривают, пьют чай. А в это время рушатся их судьбы. Вот именно такой подход я и стараюсь применять в своём творчестве. Психологическое образование, конечно, помогает, особенно когда речь идёт о таких специфических темах как аутизм. Такой персонаж встречается в моем первом романе - "И рвется цепь". Но чаще всего сюжеты лежат на поверхности, не нужно мудрствовать. В конце концов, самые великие сюжеты мировой литературы очень просты.
Расскажите, как строится Ваш рабочий процесс? Есть ли привычный уже распорядок дня или особенный ритуал, способствующий написанию романов?
- Собственно написание текста – это уже финальный процесс. Самое главное происходит в воображении. Сначала возникает сама идея, концепция романа, как ощущение, даже не оформленная словесно. Потом создаётся план и основные сюжетные арки. И когда персонажи оживают, начинают говорить и действовать самостоятельно, мне остаётся только записывать за ними.
Можете назвать себя знатоком современной литературы?
- Стараюсь следить за книжными новинками. К сожалению, наиболее значительные, действительно мощные произведения, зачастую неизвестны массовому читателю. На поверхности литературный фастфуд. Не сказал бы, что я прямо знаток современной литературы. Я выделяю для себя наиболее интересных авторов, пишущих про сегодняшний день, передающих нерв времени.
Какие фамилии современных писателей являются для Вас знаковыми? Назовите книгу, после прочтения которой хотелось начинать творить.
- Рю Мураками, Ирвин Уэлш, Поппи Брайт, Юнас Бенгтсон, МэттьюСтоккоу... Это лишь несколько, наиболее любимых мной авторов. Что же до конкретной книги, есть романы, которые буквально потрясли меня не только как читателя, но и как автора. Например, Юнас Бенгтсон "Субмарина". Это довольно объёмный текст, который при этом можно пересказать в пяти предложениях. Но вот читаешь, и невозможно оторваться, хотя ничего особенного не происходит. Тебя вместе с героями постепенно затягивает все глубже и глубже в пучину кошмара. Когда читаешь такие книги, не перестаёшь себя спрашивать: "Как он это делает? Чем так гипнотизирует читателя? Что такого в этих страницах, написанных довольно просто, что невозможно оторваться?"
Удаётся ли обратить внимание читателей Ваших книг на то, во что Вы вкладываете особый смысл?
- Я терпеть не могу заумной литературы. Когда автору нечего сказать, он начинает громоздить сложные метафоры, скрытые смыслы, двойные послания, создаёт трудно понимаемых персонажей (а по сути, плохо проработанных, неживых). У столпов мировой литературы смысл всегда ясен, мотивация персонажей понятна, а описания функциональны. Смыслы все те же - ценность и хрупкость человеческой жизни, любовь как то, что спасает, но может и погубить, невозможность реализации в предложенных обществом условиях...
К чьему мнению Вы прислушиваетесь, когда пишите роман? И обращаете ли внимание на критику?
- Мне очень повезло с редакторами литературного агентства "Флобериум". Их мнение для меня является камертоном. Что касается критики, мне гораздо важнее мнение читателей. Нет более строгого судьи, чем читатель. Конечно, будем предельно честны, мои книги - не массовый продукт. Не для того, чтобы скоротать время в электричке. Не раз слышал такие отзывы: "Написано хорошо, но это настолько тяжело, что книгу пришлось отложить". И тем ценнее для меня критика моего читателя, находящегося со мной на одной волне.
Какими качествами, по Вашему мнению, должен обладать настоящий писатель?
- Честность. В первую очередь. Ну и конечно должна быть идея, которую он хочет донести читателю. В противном случае произведение превращается в бытописательство, не нужное, по сути, никому.
С каким известным литературным героем вы ассоциировали себя раньше или, возможно, до сих пор?
- Мой любимый писатель – Пришвин, а у него, как известно, вообще нет героев как таковых. Но когда я перечитываю его книги, это всякий раз погружение в удивительный мир природы и гармонии. Читая Пришвина, ты сам становишься героем его книг, это потрясающе. В мировой литературе не существует ничего подобного. Но напрасно многие считают его простым. Гармония и красота - лишь верхний слой. Многое у него сказано не впрямую, и от того ещё пронзительнее, ещё обостреннее переживания героя.
Что для Вас главное в жизни?
- Пожалуй, делать то, что мне хочется. Очень многие люди большую часть своей жизни проводят в занятиях, которые им отвратительны. Это противоестественно. Зачастую это оправдывается необходимостью заработка, какими-то (часто манипулятивными) обязательствами, утверждениями типа "все так живут". В итоге люди мучают себя и окружающих. Когда-то и я жил так же. А потом в один прекрасный день сказал себе: "Хватит". Жизнь не стала лёгкой. Но она стала осознанной. Мне кажется, это очень важно.
Владимир Сабадаш.
Фото – из личного архива Алексея Волкова.