Алкоголь и похоть — смертельно соблазнительны. Рецензия на фильм «ЗОЛОТАЯ ПЕРЧАТКА»

Новости

Алкоголь и похоть — смертельно соблазнительны. Рецензия на фильм «ЗОЛОТАЯ ПЕРЧАТКА»

19.05.2019
Алкоголь и похоть — смертельно соблазнительны. Рецензия на фильм «ЗОЛОТАЯ ПЕРЧАТКА»

Историю серийного убийцы по имени Фриц Хонка в его родном Гамбурге не знают разве что только неместные. Совершивший четыре зверских убийства в 70-е года, Хонка стал местной знаменитостью, козлом отпущения и просто до омерзения неприятной личностью, вызвавшей резонанс в обществе. И поскольку всеми жертвами Хонки были одинокие женщины пожилого возраста, их никто и не искал, а раскрыли страшные преступления маньяка по чистой случайности. Из-за своей необычной, но, в тоже самое время, обычной истории человека с множеством психических отклонений, он вошёл в историю родного городка и даже стал героем страшных сказок, которыми родители пугают непослушных детей. Одним из таких детей был Фатих Акин, ныне режиссёр новой волны в немецком кинематографе. 

«Золотая перчатка» — самая нашумевшая и неоднозначная картина Фатиха Акина, ставшая настоящим кошмаром 69-го Бернинале, после премьеры фильма на котором, лента в одночасье получила клеймо провокационно-омерзительного зрелища. Отчасти, «Золотая перчатка» повторила судьбу «Дома, который построил Джек» Ларса фон Триера, чью работу так же не досмотревшие до конца зрители закидали гнилыми помидорами. Вот только если у датчанина кино было в первую очередь про место и путь художника в искусстве, то у немца с турецкими корнями — полноценное кино про маньяка. Фирменный почерк режиссёра грамотно переплетается со столь неприятной и пугающей историей, как жизнь алкоголика-неудачника Фрица Хонки. В совокупности, всё это работает как зверское, ультражестокое и тошнотворное полотно про алкоголь, секс и человеческие экскременты. 

Но при всём при этом, «Золотая перчатка» не боится выглядеть комичной, в чем-то сюрреалистичной и даже намерено фальшивой. Забавно, что Фатих Акин рисует Фрица Хонку, как героя страшных сказок из своего детства. Так что нет ничего удивительного в том, что картина отдаёт небольшой сказочностью. «Золотая перчатка» — это своего рода народный фольклор со сказочными персонажами. Только вот вместо прекрасного принца — утрированно омерзительный психопат, вместо прекрасных дам в беде —пожилые старухи, которых даже при всём желании сложно назвать представительницами прекрасного пола. Героев в картине много и почти все они вызывают жалость к себе, но в тоже самое время и отвращение. 

Жизнь у Фрица Хонки была не самая длинная, но насыщенная. Но Фатих Акин взял за основу лишь кусок из биографии своего героя. А именно — сюжет концентрируется вокруг четырёх убийств и удачной поимки полицейскими маньяка. Фильм встречает зрителя нелицеприятной сценой первого убийства Хонки, убившего пожилую проститутку, которая отказалась оказывать ему свои услуги. Под весёлую поп-музыку Хонка распиливает тело на части, прячет останки (туловище и одну ногу) в стенах своей квартиры, а остальные раскидывает по окрестностям Гамбурга. Полиции хоть и удаётся установить личность жертвы, но убийцу найти они так и не смогли. Без угрызения совести Хонка просто возвращается к своей обыденной жизни: днём он работает, а вечера коротает в своём любимом кабаке «Золотая перчатка». Именно там герой этой ужасной истории и знакомился со своими жертвами. 

И в этот же момент, с самого начала, фильм превращается в некое подобие «Дня сурка». Хонка делает одни и те же вещи из раза в раз. Он употребляет алкоголь в кабаке, распивает свой любимый шнапс у себя дома, выпивает со своими новыми подружками, а затем из-за неспособности их удовлетворить — убивает, складируя в последствии человеческие останки по своему дому. Фриц Хонка — импотент, что частично и становилось катализатором для убийств в фильме. Частично лишь потому, что лейтмотивом всей истории является именно алкоголь, алкоголь, алкоголь. Его так много в кадре, что зритель даже начинает чувствовать запах спиртного, исходящий из экрана. Алкоголизм в «Золотой перчатке» — один из главных персонажей истории, поскольку именно он разъедает разум людей в произведении Фатиха Акина, превращая их в животных. 

Фриц Хонка одержим алкоголем, он поклоняется ему, храня более десятка бутылок в своей квартире, а ещё больше он выпивает в кабаке. В какой-то момент Хонку сбивает машина и попав в монастырь он решает завязать навсегда. И именно тогда становится понятно, о чём пытается сказать Фатих Акин в своей работе. Хонка завязывает с выпивкой, становится добрее к окружающим, устраивается на работу ночным сторожем и перестает напоминать зверя с неконтролируемой жестокостью. В его жизни появляется цель и мотивация стремиться к чему-то, помимо похмелья. Лишь снова взяв в руки бутылку у Хонки просыпается желание изнасиловать свою коллегу. Он перестаёт контролировать себя, а всё что у него есть — вечное алкогольное опьянение и невосполнимое желание секса. 

Из-за того, что причиндалы Хонки не работают, он трахает (иначе не скажешь) подручными средствами страшных старух. Например, он использует сосиски из своего холодильника, а после полового акта — съедает их с наслаждением. Фриц Хонка хоть по внешним и моральным параметрам и был далёк от идеала, но в картине Фатиха Акина, он — апофеоз мерзости, утрированной до безобразия. Он постоянно ходит сгорбившись, из-за чего его и без того низкий рост кажется ещё ниже, а гнилые зубы, раскосые глаза вместе с постоянно сальными волосами только добавляют «соблазнительности» герою. Всё это работает как на развитие хоррор составляющей фильма, превращая Хонку с тошнотворного протагониста, так и на комедийную составляющую про неудачника, к которому, к своему стыду, зритель сможет проникнуться. 


За центральным персонажем интересно наблюдать, хоть зачастую и неприятно, но смешно. Смешно до такой степени, что страх медленно переходит в истерику от бесконечных аморальных выходок Хонки из-за алкогольного опьянения. В первую очередь это заслуга молодого актёра Йонаса Дасслера, которого гримеры изменили так сильно, что становится сложно поверить в то, что столь жуткого героя сыграл обаятельный юноша с красивыми чертами лица. Хоть Хонка и чересчур сюрреалистичен под режиссурой Акина, но в исполнении Дасслера он становится живым и интересным. Единственное, что портит персонажа и общее впечатление от всего фильма — постановка. Когда Хонка бьёт женщин по лицу или таскает их туши по квартире в попытке задушить — это не просто чувствуется, а именно смотрится искусственно. Заметно на каком расстоянии проноситься кулак от лица актрисы, видно в какой момент артисты как часы выполняет трюки в четырёх стенах. 

И если подробнее говорить о сценах убийств, тот здесь отчётлива видна забота Фатиха Акина о зрителях. Забавно, что как и в случае с «Домом, который построил Джек», профессиональные зрители не смогли досидеть до конца из-за обилия жестокости в фильме. Забавно здесь то, что в «Джеке» Триер не боялся показывать всё зверство своего героя крупными планами. Как минимум одна жестокая сцена с расстрелом детей шокировала при просмотре и опустошала зрителей. А вот в «Перчатке» ничего такого нет даже чуть-чуть. Более того, если подробно изучать биографию Фрица Хонки, то волосы начинают вставать дыбом сами по себе, а рвотные позывы дают о себе знать. «Золотая перчатка», при всей своей грязи, не показывает действительно мерзкие вещи в лоб, она более в легкой форме демонстрирует историю убийств, оставляя самое противное и невыносимое зрелище вне кадра. Максимум, что покажут зрителю прямо: как Хонка тряпкой душит свою жертву, избивает её или пытается изнасиловать. 

Фриц Хонка расфасовывал останки четырёх убитых им женщин по своему дому, которые так и продолжили бы гнить в его квартире, если бы не чистая случайность в лице пожара. В результате тушения, пожарными были обнаружены обезображенные части тел в квартире Хонки, а как они там оказались — ответил Фатих Акин в своей до ужаса документально-достоверной картине «Золотая перчатка». Фриц Хонка страдал психическим расстройством, он не контролировал себя и плохо осознавал тяжесть совершенных им преступлений. 

«Золотая перчатка» — хоть и кино про маньяка, но от самого маньяка в нём скорее ножки да рожки. На деле же, новая работа Фатиха Акина — это утрированно зверская притча о вредных привычках, рассказанная на фоне отрывка из биографии Фрица Хонки, печально известного серийного убийцы из Гамбурга. Фильм настолько же непредсказуем и местами нелогичен, насколько и комичен. Фатих Акин не раскрывает Хонку до конца, окутывая своего героя аурой тайны, делая его этим ещё страшнее. Картина Акина лишена излюбленных голливудских приёмов залезть маньяку в голову, но она страдает от попыток режиссёра укрепить повествование между двух тем. Слишком часто сюжет скачет между высмеиванием алкоголизма и почти документальной историей Фрица Хонки. 

Убийства Хонки — следствия бесконечного желания секса, которого он был лишен из-за своей внешности и импотенции. Мотивом его преступлений признали сексуальную психопатию, усугубиться которой помог алкоголь, ставшего для Фрица Хонки другом и врагом одновременно. «Золотая перчатка» чем-то похожа на алкогольное опьянение, о котором быстро забываешь, как только невыносимое похмелье проходит со временем. 

Оценка: 7 из 10 

«Золотая перчатка» — в прокате с 30 мая  

 

МНЕНИЕ КОРРЕСПОНДЕНТОВ МОЖЕТ НЕ СОВПАДАТЬ С МНЕНИЕМ РЕДАКЦИИ

World Podium © 2015 - 2019.     Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927.  Дата регистрации: 31.08.2015.

Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. 

Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

Поделитесь