Народный артист России Андрис Лиепа посетил несколько дней назад Минск. Программа его пребывания в белорусской столице была весьма насыщенно: он встретился с соотечественниками в Доме Москвы в белорусской столице, дал творческий вечер "Дягилев-Гала", который прошел в Национальном академическом Большом театре оперы и балета, где за один вечер зрителям показали три одноактных балета из коллекции Russian Seasons Сергея Дягилева – "Жар-птица", "Шехеразада", "Видение розы"; также в программе было посещение одного из монастыря. С учетом того, что артист назвал Минск судьбоносным городом в своей жизни, мы записали с ним интервью.
-Андрис, скажите, в чем изюминка проекта "Дягилев- гала"?
-Самое главное, что мне хотелось предложить- это благодаря тому, что есть в Большом театре Белоруссии- труппа замечательная, вместе с директором Владимиром Гридюшко, они вместе с моим представителем в Белоруссии решили удивить публику.
Только что у нас были гастроли в Дубаи и Нина Ананиашвили станцевала две "Жар- птицы" и три "Шопенианы". Мы Ниночку вводили в "Жар- птицу", ввели успешно.
В далеком 1986 году мы с Ананиашвили также вместе приезжали в Минск. Тогда мы готовились к конкурсу, который должен был пройти в США. Мы первыми артистами балета, которые направлялись туда после "холодной" войны. Надежды на нас были очень большими. С Нино мы должны были не просто показаться, а победить. Но не хватало одного номера. Тогда моя мама посоветовала обратиться в Минск к уже тогда известному балетмейстеру Валентину Елизарьеву.
Мы приехали в Минск к Валентину Николаевичу, он руководил балетной труппой. Был очень занят, но нас принял и сказал: "Ребят, поставить вам ничего не успею. Я вам покажу музыку. Какая понравится – покажу номер. Мы выбрали номер "Камерная сюита" на музыку Родиона Щедрина, Несколько раз всего он пришел на репетиции.
До Соединенных Штатов один раз опробовали его в Москве – он произвел фурор. А когда мы приехали в Америку, нам аплодировали в течение номера три или четыре раза. Редко такое бывает на конкурсе. Мы с Ниной получили Гран-при. Для нас это бы просто праздником. Причем мы получили Гран-при парой, хотя в балете награда дается обычно одному исполнителю. Потом, конечно, было еще несколько раз, когда гран-при получала пара, но мы всё-таки были первыми.
![](/system/files/images/img_4533-copy_1.jpg)
-Что Вы можете сказать о сегодняшнем дне своего творчества в целом?
-Ну в первую очередь то, что я в балете уже 50 лет из 55, которые живу на свете. Повидал многое, имею свой взгляд. Сегодня я очень дружу с театром Натальи Сац, там идет несколько моих постановок
-Грустный вопрос. Умер Дмитрий Хворостовский. Кем для Вас он был?
-Ярким человеком. И то, что церемония прощания с ним была долгой, как ничто другое, говорит о том, что его любит очень много народу. И такие люди, как он, уйдя, всё же не уходят. В нашей семье, когда не стало отца, ему было 52 года, мы с ним на связи. Когда он был еще жив и мы вместе с ним были в Большом театре, то он нам сказал, что всегда будет на 4-м ярусе. И мы это чувствуем.
Дима- человек искусства, и много записей осталось. Дима стал человеком мира, его все любили. И те, кто любили, продолжают любить. Он ушел, физически не не можем сказать ему каких-то слов, но на самом деле он не ушел. И то, что похоронить его решено на Новодевичьем кладбище- это настоящее событие в жизни человека
Я- человек православный, верующий и был на 200-летии преставления Святого Митрофана Воронежского, и понял тогда, что со смертью начинается другой путь. Иногда человек уходит и никто не приходит, могила запущена. То же произошло с Марисом, моим отцом, говорит о том, что всё бывает кардинально по-другому
Когда я в Астану, не так давно приехал, мне говорит одна женщина "я была на спектакле Вашего отца, в 72-м году, до сих пор забыть не могу". Дима ушел мирно, и думаю, что и память о нем будет подобной.
-Была не так давно премьера в Санкт-Петербурге, посвященная Мариусу Петипа и 100-летию революции. Как совмещаются два образа?
-Начну ответ с того, что думаю, что год- судьбоносный для истории нашей страны. Мы с друзьями вспоминали, что было 100 лет назад, когда Москва восстанавливалась после пожара 1812 года. Поляки наступали 100 лет до этого. Мы 3-4 поколение, когда всё нормально и стабильно- это не так много
Конечно, в 1917-м году был серьезный слом и в человеческом отношении, поменялись жизненные направления
Что это для меня? Я сейчас работаю над проектом "Русские сезоны", в память о том, что после революции многие лучшие артисты остались за границей. Мы можем 30-40 имен назвать. На 80 лет они были выключены из нашей истории. Мы знали, что был Фокин, был Дягилев, но никогда не превозносили, потому как было неправильно идеологически. И когда началась перестройска, поняли, что неправильно этим разбрасываться, французы и англичане прибирают оченб быстро.
Скажу также, что момент революции в нашей балетной жизни очень многое поменял.
Мы отказались от принцев, от сословий в нашей жизни, но в балете это всё осталось. Впечатление от "Спящей красавицы", от "Жизели" не сотрешь. В кино показывать было нельзя, говорить было нельзя, а в балете это всё было. Наверное, благодаря Луначарскому, его талант вписывания в советскую идеологию классического искусства ни с чем не сравнить.
Я себя, тем не менее, больше ассоциирую реставратором
-За последние годы три фильма, посвященных балету...
-Лучшим считаю фильм Анны Матисон. Она очень много времени провела в Мариинском театре, так как очень любит балет, и сняла потому очень хорошо.
Тодоровскому можно было бы взять редактора, который любит балет. Фразы, которые там звучат- мы так не говорим. Это снято со стороны, а не изнутри
Фильм с Безруковым, это настоящее. Вообще про балет очень мало хороших фильмов
Про "Матильду" и говорить не буду. Его режиссер предлагал мне сразу две роли, не понимая мне что я не подхожу для них. Физически люди по-другому выглядели
Я- киноман в хорошем смысле этого слова. Последний фильм, который я смотрел, "Пассажиры", я в него провалился
Если фильм меня не затягивает- я начинаю как режиссер смотреть. "Ой, косынка второй раз появилась" и т.п. говорю
-Что про планы на будущее. "Русские сезоны", а что еще?
-Пока не начался кризис, планировали сделать балет, посвященный Вацлаву Нежинскому, на базе музыки Черепнина, "Нарцисс". Думаю, что мы бы не обошлись только его музыкой.
Но к сожалению, из-за кризиса очень многие гастроли отменились. То, что сделали мы 12 постановок- это на деньги меценатов
Каждый год "Русские сезоны" вывозили в 10 городов России, это остановилось. Найти деньги на спектакль практически невозможно
Ничего не получается делать из того, что я хочу, потому как нельзя найти финансирование
У меня 12 спектаклей, это тысячи костюмов, сотни головных уборов, 60 штук задников, вся бижутерия и бутафория- ее такое количество, часть отдал в театр Сац, часть лежит в Риге на складах.