Апогей собственных амбиций. Рецензия на фильм «СТЕКЛО»

Новости

Апогей собственных амбиций. Рецензия на фильм «СТЕКЛО»

Апогей собственных амбиций. Рецензия на фильм «СТЕКЛО»

Задолго до сегодняшних дней, когда кинорынок перенасыщен супергеройскими лентами, молодой, но находившийся в свои лучшие творческие года М. Найт Шьямалан, после успешного «Шестого чувства», в 2000 году выпустил «Неуязвимого» - лучшую картину в своей карьере, представляющую из себя и по сей день один из самых оригинальных и неординарных взглядов на супергеройский жанр в целом. В то время этот жанр не был настолько популярен, а супергерои хоть частенько и посещали большие экраны, но это случалось не часто и не приковывало к себе столько внимания. 

Сегодня каждая студия хочет собственную конкурентоспособную Киновсленную со своими супергероями, но в начале нулевых о подобном никто и мечтать не мог, кроме, на тот момент, восходящего и подающего большие надежды М. Найт Шьямалана. По его задумке, «Неуязвимый» должен был задать мощный старт для трилогии, но, к сожалению, несмотря на все усилия и непосредственно положительную реакцию общественности на фильм, принести прибыль студии ему так и не удалось. С тех пор много воды утекло. Шьямалан успел зарекомендовать себя как один из самых противоречивых режиссёров на всю историю. 

Эта  репутация закрыла режиссёру дорогу к крупнобюджетным проектам. Но всё изменилось несколько лет назад, когда Шьямалан выпустил «Визит» и отчасти странный, но от того не ставший менее крутым «Сплит» - очень напряжённый и смелый супергеройский фильм, выстреливший в мировом бокс-офисе так сильно, что о режиссёре снова заговорили, а когда-то утраченное доверие вернулось. Шьямалан очень оригинальным путем вернулся к своей давней мечте, незаметно для всего мира сделав спин-офф «Неуязвимого». 

И вот, задуманная когда-то давным-давно режиссёром трилогия о супергероях живущих среди нас, наконец-то случилась. И если «Неуязвимый» - это своего рода классика супергеройского жанра, а «Сплит» неплохое дополнение к первому фильму, то «Стекло» - это апофеоз двух совершенно разных картин, находящихся в одной киновсленной. К превеликому сожалению, чуда не случилось и у Шьямалана не удалось провернуть диффузию со своими картинами, от чего «Стекло» на выходе  не получилось самой сильной лентой трилогии. 

Проблема заключается в сюжете. «Неуязвимый» опирался на все штампы и клише комиксов, но он очень ловко и умело обыгрывал их, благодаря чему фильму удалось сделать типичное рождение героя невероятно оригинальным. «Стекло» делает всё немножко наоборот. В первом акте режиссёр говорит зрителям, что по факту за 19 то лет со времён первой картины ничего особо то и не изменилось. Дэвид Данн (Брюс Уиллис), ныне постаревший, но всё ещё оставшийся неуязвимым героем, продолжает карать людей за их грехи и следить за спокойствием в городе. Изменилось лишь его взаимоотношение с сыном Джозефом, который не просто знает супергеройскую тайну отца, но теперь и стал полноправным членом команды, а именно - клишированным голосом в наушнике, отслеживающим перемещение своего отца через систему навигации, прослушивающим полицейские переговоры и дающим советы Дэвиду. Чуть хуже дела обстоят с личностями Кевина (Джеймс МакКэвой), поскольку первые двадцать минут обесценивают «Сплит», ведь его главный антагонист продолжает похищать девушек и скармливать их Зверю. 


Проблема в том, что Кевин превращается в типичного сумасшедшего маньяка, перестав напоминать мощного суперзлодея, которому смог бы дать отпор только Дэвид Данн. Между этими персонажами столько лет и их первая встреча обязана была стать чем-то грандиозным, но, увы, ничего этого нет. Первая потасовка Дэвида и Кевина никаких эмоций не вызывает. Да и нужна была их встреча только ради того, чтобы запихнуть двух героев в одну психиатрическую клинику, в которой уже 19 лет сидит Мистер Стекло (Сэмюэл Л. Джексон). Классическая схема, работающая как часы. Шьямалан просто сводит всех персонажей своих фильмов в одно место и по своей задумке в нём должно было начаться неизмеримо увлекательное действие, наполненное динамикой, хитросплетениями сюжета, неожиданными поворотами и эмоционально сильным финалом. 

А теперь стоит вспомнить, кто такой М. Найт Шьямалан. Достаточно напомнить себе, как он прописывает диалоги, а самое главное, сколько логики в происходящее он вписывает. Вот и получается, что «Стекло» - это апогей амбиций режиссёра. Однако, подвели в этом раз Шьямалана не собственные силы, а его личная любовь к персонажам, созданными им. И выливается эта любовь не в ту сторону, в которую должна была бы. 

Как стало известно из «Неуязвимого», Мистер Стекло - невероятно умный злодей, Дэвид Данн - его антипод, герой. А уже из «Сплита» зрители узнали о личностях Кевина, из-за которых сложно отнести персонажа к добрякам или злодеям. Скорее всего он где-то между, всё зависит от того, какая именно личность берёт свет в конкретный момент. И хоть структурно «Стекло» и является противостоянием добра со злом, как и положено супергеройскому жанру, но в определённый момент Шьямалан начинает грести всех под одну гребенку, расставляя акценты на других вещах, из-за чего Мистер Стекло становится не таким уж и ужасным человеком, даже несмотря на теракты, совершенные им. Он просто становится таким же не принимаемым обществом изгоем, как Дэвид и Кевин. 

У «Стекла» напрочь отсутствует хоть как какая-то логика. Это не было бы особой проблемой, так как условности жанра всегда будут присутствовать, но отчетливо видно, что целью Шьямалана было сделать неординарно умную картину. Фильм очень прост, в нём нет ничего глубоко, он не представляет из себя какое-то высказывание на определённую тему. Самое забавное, что штампы супергеройского жанра в «Стекле» выглядят достаточно свежо и эмоционально. У Шьямалана хватает знаний, чтобы прекрасно понимать, как работает этот жанр и как грамотно преподносить его.

«Стекло» очень хрупкая картина, раскалывающаяся у зрителя буквально на глазах с каждой сценой. У ленты есть очень интересная особенность. В«Стекло» вошли ранее неиспользованные сцены из «Неуязвимого», каждая из которых выглядит просто фантастически. Это очень забавно, когда вроде бы в сцене флэшбэка с молодым Брюсом Уиллисом ничего не происходит, но эмоций она вызывает гораздо больше, чем все новые отснятые сцены «Стекла». 

Если спустя 19 лет «Неуязвимый» до сих пор остаётся неординарным и оригинальным супергеройским фильмом, то «Стекло» по сравнению с ним примитивен. Но у картины чувствуется колоссальный потенциал, не раскрытый до конца. «Стекло» - это романтизирующий злодеев и наполненный классическими  приёмами фильм, оставляющий после себя осознание того, что завершение такой необычной трилогии можно получиться на порядок сильнее, эмоциональнее и целостнее.

«Злодеи живут среди нас. Герои живут внутри нас» 

Оценка: 6 из 10

«Стекло» - в российском прокате с 17 января  

 

МНЕНИЕ КОРРЕСПОНДЕНТОВ МОЖЕТ НЕ СОВПАДАТЬ С МНЕНИЕМ РЕДАКЦИИ

World Podium © 2015 - 2024.  Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927.  Дата регистрации: 31.08.2015.

Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. 

Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

Поделитесь