Выстраданный за 10 лет производства документальный фильм Любови Аркус про самого народного режиссёра современной России – совершенно уникальное явление. Алексей Балабанов, будучи закрытым человеком, держал свою личную жизнь на максимальном расстоянии как от прессы, так и от поклонников, из-за чего подавляющее большинство всех документальных работ о творчестве режиссёра мало чем отличаются друг от друга – это почти всегда повторение одних и тех же слов. И именно Любовь Аркус, являющаяся близким другом Балабанова, оказалась единственным человеком, которого режиссёр ещё при жизни пустил не просто в свой дом, но и поделился самым сокровенным на камеру. «Балабанов. Колокольня. Реквием» – невероятно близкий взгляд на то, чем жил, как работал и как смотрел на мир Алексей Балабанов в последние два года своей жизни.
Фильм открывается мощным видеоэссе о творчестве Алексея Балабанова, структурируя и раскладывая по полочкам как методы самого режиссёра, так и крича о чудовищной несправедливости, связанной с тем, как же сильно люди не поняли первого «Брата». При этом Любовь Аркус не пытается лепить из Балабанова эстета, а показывает его таким, каким он был: талантливым и при этом очень приземлённым человеком, который всегда снимал кино о себе, закладывая в героев и в ситуации вещи из реальности, в которой он жил. Да и в конце-то концов, посмотреть на расхаживающего по собственной квартире в последние дни своей жизни Балабанова, рассматривающего архивные фотографии со съёмок «Про уродов и людей» и по-домашнему восхищающегося «Превращением» Франца Кафки – дорогого стоит. Сама же Аркус называет Балабанова по-дружески Алёшей, создавая тем самым особое настроение в кадре.
Да и в целом кино получилось очень личным как для самой Аркус, так и для самого Балабанова. «Балабанов. Колокольня. Реквием» – бесконечно грустный фильм-портрет, пропитанный горем по ушедшему так рано великому режиссёру, любящему мужу и отцу, сумевшему оставить после себя внушительное наследие. И, конечно же, ужасно, что фразы, которые зритель должен был осуждать и не принимать, превратились в лозунги. Как подмечает сама Аркус, Данила из «Брата» никогда не был сильным, ведь он вершит справедливость через насилие, а насилие – это слабость. Как говорил сам Балабанов, правда у каждого своя, а известная всем и каждому цитата про силу и правду – глупая.
И как же хорошо, что Любовь Аркус не просто прекрасно понимала Балабанова и его творчество, но ещё и своей документальной работой весьма доходчиво и аргументировано пытается объяснить о чём Алёша действительно снимал той части аудитории, у которой режиссёр ассоциируется исключительно с «Скоро вашей Америке – кирдык», а не с войной, одиночеством, кафкианскими мотивами и поисками счастья.
4 из 5
Мнение корреспондента может не совпадать с мнением редакции!