«Бюллетень кинопрокатчика» составил рейтинг из 50 главных кинорежиссеров России

Новости

«Бюллетень кинопрокатчика» составил рейтинг из 50 главных кинорежиссеров России

«Бюллетень кинопрокатчика» составил рейтинг из 50 главных кинорежиссеров России

Информационно-аналитическое издание о кино «Бюллетень кинопрокатчика» продолжает подсчеты независимых рейтингов профессионалов киноиндустрии, которые рассматривают их достижения в 2010–2019 годах. На этой неделе – список пятидесяти главных кинорежиссеров страны.

МЕТОДОЛОГИЯ

Аналитики «Бюллетеня кинопрокатчика» выделили семь ключевых критериев, по которым оценивалась деятельность режиссеров. Ими стали величина кинотеатральной аудитории фильмов постановщика, размер бюджетов, которые доверяли продюсеры тому или иному режиссеру, фестивальные награды и кинопремии, отношение бокс-офиса к бюджету, количество функций, исполняемых постановщиком на проекте, уровень медийности и средняя оценка работ режиссера на «КиноПоиске».

Рейтинг учитывает только полнометражные проекты, которые вышли в кинотеатральный прокат с 1 января 2010 года по 31 декабря 2019 года и собрали больше 10 млн рублей. Альтернативным условием было участие полного метра в конкурсе кинофестиваля или номинация на российскую или международную премию в категории «Лучший фильм» или «Лучший режиссер». То есть картины, участвовавшие, например, в конкурсе «Кинотавра», но не добравшиеся до проката, в списке достижений постановщика учитывались.

Подробно о каждом из критериев.

Величина кинотеатральной аудитории. Одним из важнейших критериев для начисления баллов стало количество зрителей, которое посмотрело фильмы режиссера на большом экране. Источником данных о посещаемости картин послужила собственная база данных «Бюллетеня кинопрокатчика». Посещаемость картины до 200 тысяч человек приносила участнику рейтинга 0,5 балла. При попадании фильма в диапазон 200–400 тысяч проданных билетов начислялся 1 балл. Если картину посмотрело от 200 тысяч до 400 тысяч зрителей, постановщику добавлялось 1,5 балла. Далее шаг в посещаемости сохранялся в 200 тысяч (400–600 тысяч, 600–800 тысяч и так далее), и попадание в каждый следующий диапазон приносило участнику на 0,5 балла больше. Максимальное количество баллов, которое можно получить за этот критерий, – 30,5. Столько начислялось фильмам, привлекшим более 12 млн зрителей.

Размер бюджетов. За каждый проект с бюджетом до 100 млн рублей режиссер получал 0,5 балла, стоимостью 100–250 млн рублей – 1 балл, 250–400 млн – 1,5 балла, 400–550 млн – 2 балла, 550-700 млн – 2,5 балла и свыше 700 млн – 3 балла.

Фестивальные награды и кинопремии. По 1 баллу записывали на свой счет фильмы, которые участвовали в конкурсе «Кинотавра», были удостоены номинации в категории «Лучший фильм» на «Золотом орле» или «Нике». Награды «Золотой орел», «Ника» или призы «Кинотавра», полученные постановщиком персонально (причем не обязательно за режиссуру, а, возможно, за лучший сценарий или лучший дебют), оценивались в 2 балла. За главный приз «Кинотавра», участие в конкурсе международного кинофестиваля класса А, кроме Канн, Берлина и Венеции, а также за номинации на зарубежные кинопремии, кроме «Оскара» и «Золотого глобуса», фильму начислялось 3 бала. За участие в конкурсе Канн (включая «Особый взгляд»), Берлина (с «Панорамой») и Венеции (с «Горизонтами»), номинацию на «Оскар» и «Золотой глобус» или победу в категории «Лучший иностранный фильм» на зарубежных премиях фильм получал 7 баллов. 10 баллов было начислено картинам, удостоенным главных призов фестивалей «большой тройки», премии «Оскар» и «Золотой глобус».

Количество функций, исполняемых режиссером на проекте. Нередко режиссер выступает не только руководителем съемочного процесcа, но и сам пишет сценарий к фильму или играет в нем одну из ролей. Чтобы отразить степень вовлеченности автора в проект, был введен данный критерий. Если постановщик исключительно режиссировал фильм, он получает 0,5 балла. За каждую дополнительную функцию начислялось 0,5 балла.

Отношение бокс-офиса к бюджету. Важнейший для рейтинга продюсеров критерий у режиссеров превратился во второстепенный, но все равно играющий значительную роль. Если картина не смогла отбить в прокате сумму, потраченную на ее производство, баллы постановщику не начислялись. Фильмы, собравшие на 1–50% больше своего бюджета, получали 1 балл, от 50% до 100% – 2 балла, на 100–200% – 3 балла, на 200–300% – 4 балла. За картины, заработавшие более 300% производственного бюджета, в копилку постановщика шло 5 баллов.

Медийность. Как и в случае с продюсерами, уровень медийности режиссера оценивался с помощью WordStat – то есть по количеству запросов имени в «Яндексе». За каждую тысячу запросов постановщик получал 0,5 балла.

Максимальный показатель в этом разделе – 5 баллов. Если запросов было больше 10 тысяч, на количестве баллов это не сказывалось.

Средний рейтинг фильмов режиссера на «КиноПоиске». Для большей объективности было решено подключить глас народа и высчитали средний рейтинг картин режиссера, учтенных в нашем топе, на самом популярном киноресурсе страны.

Получившаяся сумма баллов отражает значимость достижений каждого постановщика лишь отчасти – как и в случае с продюсерами, преимущество получают авторы, бравшиеся за максимальное число проектов. Чтобы сгладить дисбаланс между продуктивными постановщиками, которые могут выпускать по фильму в год, а то и чаще, и теми участниками, у которых на работу над одним крупным проектом может уходить несколько лет, был введен дополнительный критерий – коэффициент успешности. Он учитывает эффективность работы режиссера на один усредненный фильм. Чтобы высчитать его, общую сумму баллов, набранную постановщиком, мы разделили на количество его проектов. После этого к полученной цифре мы приплюсовали 30% от числа картин, к которым приложил руку тот или иной режиссер.

Как и в случае с рейтингом продюсеров, издание в полной мере осознает, что подобная методика несовершенна (как, впрочем, и любой другой рейтинг), но полученная таблица позволяет с нового ракурса взглянуть на текущее состояние российской киноиндустрии и на основе этого сделать несколько интересных выводов.

Как это ни парадоксально, но оценить заслуги режиссеров и составить их рейтинг оказалось сложнее, чем рейтинг продюсеров. Ключевые критерии для оценки их достижений довольно прозрачны – бокс-офис зачастую сам расставляет всех по заслуженным местам. С режиссерами делать упор на бокс-офис – не самое разумное решение. Значительная часть представителей цеха снимает не для кассовых рекордов и внимания зрителей, но ради самовыражения и донесения собственных, без сомнения, бесценных идей. На текущем этапе своего развития российская индустрия может похвастаться лишь несколькими режиссерами, которых можно назвать по-настоящему кассовыми. При этом своей задачей мы видели объединить режиссеров диаметрально разных диапазонов кассового спектра в единый рейтинг. Нам это показалось полезным хотя бы по той причине, что за последнее время довольно много профессионалов, которые начинали свой путь в индустрии как авторы фестивального артхауса, перешли в коммерческое кино. Самыми яркими примерами тут можно считать Алексея Мизгирева и Николая Хомерики. И эта «миграция» продолжается, что вполне логично. Потому что противостояние режиссеров зрительского и авторского кино – мнимая дихотомия, бессмысленное клише, от которого рынок постепенно будет избавляться.

С крайне высокой долей условности весь список можно поделить на две неравные части. Одна из них – режиссеры, занявшие в рейтинге первые двадцать мест. Эти участники топа заметно выделяются, распределение мест за пределами топ-20 носит уже заметно более случайный характер. В итоге получилась довольно любопытная текущую кардиограмма российской киноиндустрии в сегменте режиссуры. Подчеркнем еще раз: это не рейтинг самых талантливых или лучших режиссеров страны. Категориями вкуса «Бюллетень кинопрокатчика» вообще стараемся оперировать по минимуму. Более высокое место Ильи Куликова не означает, что он более выдающийся режиссер, чем, например, Александр Сокуров. Это именно рейтинг достижений профессионалов за отчетный период – не больше, но и не меньше.

ПОБЕДИТЕЛИ

Возглавил рейтинг Андрей Звягинцев. Автор ЕЛЕНЫ, ЛЕВИАФАНА и НЕЛЮБВИ обошел всех и по коэффициенту успешности, и по сумме баллов, причем с большим отрывом от ближайших конкурентов. Каждый из трех фильмов режиссера становился культурным событием общенационального масштаба и важным явлением кинопрокатной жизни страны. Каждый получал широкий общественный резонанс. В отношении ЕЛЕНЫ можно вспомнить беспрецедентный на тот момент кейс показа фильма по федеральному ТВ спустя всего лишь несколько недель после премьеры в кинотеатрах, за счет чего к обсуждению была подключена вся страна. Одним из постоянных зрителей работ Звягинцева был бывший министр культуры Владимир Мединский, неоднократно дававший его фильмам далеко не лестную оценку – что лишь усиливало интерес к ним. ЛЕВИАФАН и НЕЛЮБОВЬ вызвали определенный всплеск интереса широкой аудитории к арт-мейнстриму – оба проекта привлекли в кинотеатры более 300 тысяч зрителей и почти вплотную подобрались к сборам в 100 млн рублей.

Безусловно, главным фактором победы Звягинцева стал фестивальный успех его фильмов. В минувшем десятилетии его работы дважды представляли Россию в основном конкурсе Каннского кинофестиваля и один раз – в «Особом взгляде». Они были неоднократно номинированы на крупнейшие международные кинопремии, а ЛЕВИАФАН удостоился «Золотого глобуса» как лучший фильм на иностранном языке. Столь громкий успех стал возможен благодаря сотрудничеству Звягинцева с продюсерами Александром Роднянским и Сергеем Мелькумовым. Как мы уже отмечали неделю назад в рейтинге продюсеров, именно Роднянский и Мелькумов успешнее остальных коллег в 2010-е годы продвигали российских режиссеров в высшую фестивальную лигу. Неслучайно именно с ними теперь сотрудничает один из главных возмутителей спокойствия и самый молодой участник нашего рейтинга, 29-летний вчерашний дебютант Кантемир Балагов, который попал на седьмую позицию нашего чарта, сняв лишь два фильма – ТЕСНОТА и ДЫЛДА. Все дело в том, что мировые премьеры обеих его картин состоялись в рамках программы «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля, а ДЫЛДА взяла приз за режиссуру в этой программе. На данный момент Балагов, несомненно, входит в число самых перспективных режиссеров Европы.

Серебро в рейтинге «БК» достается Алексею Сидорову. За 2010–2019 годы он отметился работой над двумя блокбастерами. Боевик БОЙ С ТЕНЬЮ 3: ПОСЛЕДНИЙ РАУНД вышел еще в 2011-м и собрал тогда 420 млн рублей. Но подлинным триумфом Сидорова стал Т-34 (студий «Марс Медиа» и ТРИТЭ), один из главных хитов новогоднего проката 2010-х годов. Военный боевик про неубиваемый танк освоил 2,274 млрд, став в момент выхода вторым по кассе российским фильмом в новейшей истории.

На третьем месте чарта Николай Лебедев. Столь высоко его вознесли два безусловных хита, сделанных им на студии ТРИТЭ – ЛЕГЕНДА № 17 и ЭКИПАЖ. Причем решающим фактором здесь стали не только высокие сборы фильмов, но и их производственный размах – обе картины стоили по 600 с лишним миллионов рублей каждая, и это принесло Лебедеву почти четверть из его 50,8 баллов. Первый блокбастер постановщика, байопик про Валерия Харламова ЛЕГЕНДА № 17, заработал в 2013 году 923 млн рублей и фактически стал родоначальником направления спортивно-патриотических картин, поток которых не иссякает до сих пор. Совсем скоро на экраны выйдет СТРЕЛЬЦОВ, созданный продюсерами Леонидом Верещагиным и Алексеем Учителем с прицелом на результат ЛЕГЕНДЫ № 17.

На четвертой позиции расположился еще один возмутитель спокойствия – 39-летний Илья Куликов, которому, как и Кантемиру Балагову, хватило всего двух дебютных фильмов для попадания в десятку лучших. Но Куликов представляет диаметрально противоположный спектр российского кинематографа. Выходец из телевизионной среды, он стал одним из самых успешных режиссеров страны благодаря комедийной франшизе ПОЛИЦЕЙСКИЙ С РУБЛЕВКИ, которая шагнула на большой экран после успеха нескольких сезонов одноименного сериала на ТНТ. Оба фильма дилогии вышли один за другим во время «новогодних битв» 2018-го и 2019 годов. В совокупности их посмотрело более 10 млн зрителей. И оригинал, и сиквел стали «миллиардерами» отечественного проката, причем продолжению это удалось в отсутствие Александра Петрова, игравшего главную роль в первом фильме. Кассовые достижения ПОЛИЦЕЙСКОГО С РУБЛЕВКИ доказывают: некогда актуализированная Тимуром Бекмамбетовым формула народной новогодней комедии продолжает пользоваться спросом. Примечательно, что Куликов становится первым из числа участников, который набирает баллы исключительно за счет отношения сборов к бюджету и максимальной медийности (сказывается многолетняя популярность сериала), при полном отсутствии фестивальных наград и кинопремий. Кроме него, их нет, как правило, у режиссеров, снимающих в основном комедии – Дмитрия Дьяченко, Алексея Нужного, Сарика Андреасяна.

На пятом месте встречаем Федора Бондарчука. В зачет ему пошли СТАЛИНГРАД и ПРИТЯЖЕНИЕ. В активе режиссера не только кассовые достижения его фильмов, каждый из которых трижды отбил свои затраты, и их внушительные бюджеты, но и высокий уровень медийности. Бондарчук – один из главных режиссеров-звезд нашей страны, настоящий человек-оркестр (режиссер, актер, телеведущий, постоянный персонаж светской хроники), чья личность вызывает самую оживленную реакцию публики. СТАЛИНГРАД, над которым он работал в сотрудничестве с Александром Роднянским, стал первым российским блокбастер в формате IMAX.

На шестом месте Антон Мегердичев. Уже в начале 10-х годов он зарекомендовал себя как профессионал, склонный к яркому коммерческому кино. Причем карьера режиссера шла по нарастающей – фэнтези ТЕМНЫЙ МИР получило невысокие оценки зрителей и собрало 248 млн рублей, фильм-катастрофа МЕТРО был тепло принят публикой и заработал 365 млн. А вот следующий полнометражный проект Мегердичева стал прорывом не только для него самого, но и для всего российского кинематографа – спортивная драма ДВИЖЕНИЕ ВВЕРХ была первой российской картиной, которая собрала больше 3 млрд рублей. По состоянию на август 2020 года этот фильм занимает второе место в списке самых кассовых отечественных релизов в новейшей истории, а по посещаемости опережает всех соотечественников. Бокс-офис ДВИЖЕНИЯ ВВЕРХ принес постановщику 30,5 балла, а в общей сложности сборы всех его работ обеспечили ему 51 балл – более двух третей от общей суммы Мегердичева.

За счет ударно проведенных последних трех лет в числе лидеров оказался 37-летний Клим Шипенко. Во второй половине 2019 года с перерывом в три месяца вышли два кассовых хита режиссера – ТЕКСТ и ХОЛОП. До этого Шипенко, впрочем, тоже считался кассовым постановщиком – достаточно вспомнить космическую драму САЛЮТ-7 и ромком ЛЮБИТ НЕ ЛЮБИТ. Впрочем, главным источником баллов для Шипенко, безусловно, оказался триумфатор последней «новогодней битвы» ХОЛОП, который собрал всего на 400 тысяч меньше зрителей, чем ДВИЖЕНИЕ ВВЕРХ, а по сборам (3,069 млрд рублей) смог опередить картину Мегердичева. ТЕКСТ в свою очередь стал одним из самых окупившихся проектов прошлого года и отметился победой на «Золотом орле». До этого академики «Золотого орла» наградили САЛЮТ-7 призом за лучший фильм. И все же профессиональный вес Шипенко резко вырос именно сейчас – неудивительно, что большой резонанс в конце прошлого года вызвала новость о том, что режиссер заключил эксклюзивный контракт с компанией Yellow, Black and White, которая продюсировала последние его работы.

Девятое место занимает автор, чьи фильмы в 10-е годы в большей степени отвечали за международный престиж нашей кинематографа. Андрей Кончаловский выпустил за десятилетие четыре картины, одну из которых он сделал в Голливуде – ЩЕЛКУНЧИК И КРЫСИНЫЙ КОРОЛЬ (аналогичное достижение в списке может предъявить только Тимур Бекмамбетов), а две другие (БЕЛЫЕ НОЧИ ПОЧТАЛЬОНА АЛЕКСЕЯ ТРЯПИЦЫНА и РАЙ) брали призы за режиссуру на Венецианском кинофестивале. Именно эти награды и обеспечили Кончаловскому место в десятке лидеров. Наряду со Звягинцевым он наиболее часто отмечаемый важнейшими фестивалями российский режиссер.

Замыкает десятку лидеров Жора Крыжовников, в миру Андрей Першин. Автор дилогии ГОРЬКО! с математической точностью выстраивает карьеру, превращая каждый свой проект в кассовый хит. Последним безупречным ходом Крыжовникова стал сиквел ЛЬДА. Впрочем, этот фильм мы не могли учесть в наших расчетах, он вышел в прокат уже в 2020году. Но в активе Крыжовникова хватает успешных проектов – помимо уже упомянутой дилогии, это музыкальная комедия САМЫЙ ЛУЧШИЙ ДЕНЬ и одна из частей ЕЛОК.

РЕЗЮМЕ

Стремление составить максимально объективный рейтинг режиссеров оказалось крайне нетривиальной задачей. Выяснилось, что непросто найти баланс между достижениями немногих хитмейкеров, режиссеров, ориентированных на фестивали, и мэтрами вроде Никиты Михалкова и Андрея Кончаловского, которые в минувшем десятилетии получили в свое распоряжение внушительные бюджеты. Возможно, искомая нами взаимоуравновешенность так и не была достигнута. Внимательный читатель заметит, что в топ-10 не смогли пробиться такие успешные профессионалы, как Тимур Бекмамбетов (лидер списка продюсеров «БК» в режиссерском топе занял 16-е место) или Никита Михалков (24-е место), снявший свой последний на текущий момент фильм шесть лет назад. Впрочем, здесь можно говорить о достаточно высокой конкуренции на ниве режиссуры.

Как видно из таблицы, самые высокие позиции занимают профессионалы, нацеленные на создание относительно небольшого числа проектов, бьющих в свою цель по максимуму. Такие фильмы приносят либо рекордные сборы (кейсы Сидорова, Лебедева, Бондарчука, Мегердичева), либо самые престижные призы на главных международных фестивалях (Звягинцев, Балагов, Сокуров, Кончаловский).

Российский кинематограф остается индустрией крайностей. В верхней части рейтинга – либо постановщики-мегаломаны, осваивающие гигантские по местным меркам бюджеты на патриотических блокбастерах, либо художники, которые не стремятся к встрече с широкой аудиторией. Приходится в очередной раз констатировать, что в российской индустрии по-прежнему не так много режиссеров, которые сознательно стараются отвечать на запросы широких зрительских масс. Отрасли жизненно необходимы честные профессионалы с хорошей головой и прямыми руками, желающие и умеющие снимать качественное развлекательное коммерческое кино для максимального количества сегментов аудитории. Когда в общей массе режиссеров начнут доминировать не высоколобые авторы, а овладевшие на высоком уровне своим ремеслом постановщики, можно будет говорить о том, что наша киноотрасль достигла определенной стадии зрелости. Отрадно, что к этой зрелости она как минимум начала стремиться.

Кстати, о зрелости. Средний возраст режиссеров, попавших в десятку лидеров – 51 год. Семеро участников топ-10 разменяли шестой десяток, среди них и Андрей Звягинцев. Самым пожилым среди лучших является Андрей Кончаловский (83 года), самый молодой – Кантемир Балагов. Средний возраст участников всего рейтинга практически идентичен показателю топ-10 – 52 года. Не назрела ли смена поколений в российском кино?

Нельзя не упомянуть и тех, кто не попал в список согласно правилу, по которому у участника топа обязательно должно быть не менее двух сольных фильмов, отвечающих хотя бы одному условию – или заметная фестивальная судьба, или сборы свыше 10 млн рублей. Главными «жертвами» этого правила стали Александр Велединский и Анна Пармас. В активе Велединского самый кассовый победитель в истории «Кинотавра» ГЕОГРАФ ГЛОБУС ПРОПИЛ, однако его второй полнометражный проект 2010-х годов (В КЕЙПТАУНСКОМ ПОРТУ...) прошел мимо всех радаров. В свою очередь на счету Анны Пармас успешная комедия ДАВАЙ РАЗВЕДЕМСЯ!, однако два других проекта, где она выступала как режиссер – это альманахи ПЕТЕРБУРГ. ТОЛЬКО ПО ЛЮБВИ и ЕЛКИ ПОСЛЕДНИЕ. Подчеркнем: отсутствие этих кинематографистов в рейтинге ничего не говорит об их талантах. Скорее – о невозможности объять необъятное.

Важно отметить, что в рейтинг попали пять женщин-режиссеров (10% процентов списка). И хотя тут наблюдается заметный прогресс в сравнении с рейтингом продюсеров (там в топ-50 удалось пробиться лишь двум женщинам), все равно говорить о каком-то гендерном балансе не приходится. Тем более что первую женщину-режиссера мы встречаем только в третьей десятке, это Анна Меликян (29-е место). Кроме нее, в топе обосновались Наталья Меркулова (вместе с Алексеем Чуповым она расположилась на 34-м месте), Наталия Мещанинова (40-я позиция), Авдотья Смирнова (49-е место), Валерия Гай Германика (50-е место). Однако стоит отметить, что заметному количеству постановщиц совсем немного не хватило для попадания в топ-50. Речь прежде всего о Оксане Карас, Елене Хазановой, Нигине Сайфуллаевой и Оксане Бычковой. Уверены, что они, а также другие женщины-режиссеры, по праву займут высокие места уже в топе следующего десятилетия.

World Podium © 2015 - 2020.     Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927.  Дата регистрации: 31.08.2015.

Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. 

Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

Поделитесь