«Чтоб жениться по уму, вызывайте Хануму!»: на Основной сцене МХТ им. А.П. Чехова 11 и 12 мая состоялась премьера искромётного спектакля Виктора Крамера «Авлабар, или Новая Ханума». В основе постановки - зажигательный старинный водевиль Авксентия Цагарели «Ханума», ставший легендой благодаря выдающемуся спектаклю Георгия Товстоногова, поставленному в 1972 году на сцене Большого драматического театра. Виктор Крамер - ученик Георгия Товстоногова, но какие-либо параллели с культовым спектаклем проводить не имеет смысла: за полвека изменилось очень многое и, конечно, трансформировалась «Ханума».
Специально для постановки Виктора Крамера был сделан новый перевод пьесы и написаны новые песни, которые, без всяких сомнений, станут шлягерами. В великолепно актуализированные с сегодняшним днём песни и диалоги изящно интегрированы весёлые шутки, острые репризы и ироничные аллегории.
С первого мгновения захватывающая эмоциональная история погружает зрителей в гостеприимный район Тифлиса, где царят обычаи и традиции и живут невероятно искренние, душевные, трогательные люди.
В героях столько задора, куража и неиссякаемой энергии, что кажется, от этих неунывающих людей можно заряжать «батарейки» оптимизма и жизнелюбия. Это то, что сейчас всем нам необходимо, как воздух!
В центре захватывающей истории - соперничество двух свах, Ханумы (Ирина Пегова) и Кабато (Янина Колесниченко). Если Ханума является признанным гуру в своём непростом деле, то Кабато можно назвать дебютанткой: у этой героини нет такого внушительного портфолио, как у её соперницы. Некоторые даже норовят называть Кабато - «абы кто», но это только раззадоривает амбициозную сваху - она готова на всё, чтобы доказать свою профессиональную состоятельность.
Перед активными дамами стоит непростая задача - найти невесту старому обедневшему князю Васо Пантыашвили (Артур Ваха), промотавшему своё состояние, но сохранившему престижный княжеский титул. Несмотря на солидный возраст и богатый жизненный опыт, Васо совсем не приспособлен к жизни - он остаётся капризным, беззаботным ребёнком, с которым очень непросто совладать и который не готов делать что-либо, противоречащее его сиюминутным желаниям. Васо совсем не готов идти на компромисс с самим собой в интересах окружающих и брать на себя ответственность за принятые решения…
Четвертой стены в «Новой Хануме» не существует: актёры выходят в зал и вступают в интерактив с публикой, а в одной из зажигательных сцен Ирина Пегова раздаёт присутствующим визитки Ханумы, обещающей «каждой женщине по мужчине».
В героине очаровательная женственность граничит с безудержной энергией, красота и обаяние контрастируют с хитростью и дерзостью. Эти парадоксы отражены и в костюмах - длинные косы соседствуют со смелыми джинсами. Такая женщина «и коня на скаку остановит, и в горящую избу войдёт», и любую цель доведёт до логического завершения: в её случае - до брачного контракта.
Заслуженная артистка России Ирина Пегова призналась, что ей непросто было решиться на эту роль и что самым сложным для неё оказался акцент.
Ирина Пегова: «Я не видела ни одной свахи в современном мире, я не знаю этих людей. Я не знаю людей, кто бы обращался к таким сводникам, устроителям судьбы. Поэтому мне кажется, такого человека не существует, сейчас все заменили соцсети. Вообще есть такой закон, что я для того, чтобы соблюдать в этом мире равновесие, потому что брачными узами мир укрепляется».
Артур Ваха, отвечая на вопрос журналистов, охарактеризовал своего героя такими эпитетами: "Первое - детскость этого взрослого человека, который сохранил в себе детство. Второе, наверное, какое-то несчастье, преследующее его на пути: он не может никак определиться, все время меняется объект, как у маленьких детей - от одного к другому. И третье - безрассудство".
Сценографом «Авлабара» выступает сам Виктор Крамер. Он создаёт в своих спектаклях не просто абстрактное театральное пространство, а уникальные миры, изобилующие оригинальными находками и колоритными деталями.
Авлабар на сцене - огромная планета, которая в прямом смысле слова расположилась на космической орбите. Главная героиня появляется перед публикой, спускаясь с поднебесья на воздушном шаре, по форме напоминающим аппетитное хинкали: Ханума, словно тайфун энергии, раз и навсегда покоряет своим оптимизмом.
В некоторых мизансценах Авлабар с очаровательными домиками и невероятно обаятельными, искренними жителями превращается в пульсирующее сердце, придавая действию особую динамику и драйв.
Виктор Крамер: «Нам так хочется, чтобы существовал уникальный удивительный Авлабар — район в несуществующем уже городе Тифлисе, потому что сегодня это Тбилиси. Здесь происходят такие сказки, которые заканчиваются так замечательно. Я уверен, что уже этого нет: это нормально, жизнь стала жесткой, сложной, но нам так важна эта мечта о том, что вообще должен где-то быть некий удивительный мир. Чувство хрупкости этого мира, сиюминутности, хрустальности, оно, наверное, и создавало основные визуальные идеи спектакля. Через выдуманный нами мир мы все равно видим себя, наши взаимоотношения: герои во многом узнаваемы. И мне как раз кажется, что прием, в котором герои далёкие и фантазийные, позволяет вглядеться в самих себя и посмотреть со стороны на себя сегодняшнего».
Режиссёр прав - в героях можно и нужно узнавать себя и более того, у них есть чему поучиться!
Например, тому, что не бывает безвыходных ситуаций и что, если не опускать руки, а проявлять фантазию и креативность, можно найти перспективу там, где на первый взгляд её быть не может.
Авлабар населяют очаровательные персонажи: каждый актёр вносит уникальную лепту в увлекательный сюжет «Новой Ханумы».
Одержимый благородным титулом купец (Сергей Беляев), его верный, но гораздо более мудрый приказчкик Акоп (Александр Усов), романтичная Сона (Софья Шидловская) и отважный бескорыстный Котэ (Даниил Феофанов), колоритная служанка Сара (Мария Сокова) и терпеливая сестра Вассо Текле (Мария Зорина)…
Блистательные актёры МХТ им. Чехова снова и снова демонстрируют, что для них нет непосильных задач.
Обрамляет действие великолепный вокал драматических артистов! В одной из кульминационных сцен дуэль Ханумы и Кабато превращается в динамичный рэп-баттл, и с этой непростой задачей блистательные Ирина Пегова и Янина Колесниченко справляются великолепно.
С восторгом отметим виртуозную хореографию Ирины Кашубы. У Ирины колоссальный опыт работы над масштабными спектаклями, она является хореографом многих популярных мюзиклов, среди которых «Ничего не бойся, я с тобой», «Шахматы», «Ромео vs Джульетта ХХ лет спустя», «Золушка» и многие другие.
В «Новой Хануме» Кашуба гармонично синхронизировала национальный колорит и современные танцы.
Ирина Кашуба: «Для меня было неожиданно то, что нужно совместить драматический театр и мюзикл. Я консультировалась, чем отличаются грузинские танцы от армянских. Поэтому я это компилировала с современной хореографией, но осталось очень много аутентичных вещей».
Спектакль Виктора Крамера - карнавал эмоций и калейдоскоп чувств, который дарит тёплую палитру положительных эмоций, отвлекает от насущных проблем, погружая в фееричный мир пленительного Авлабара, населённого гротесково-гиперболизированными, но невероятно добрыми персонажами.
«Новая Ханума» - яркий пример того, что можно найти выход даже из самых сложных ситуаций, и даже конкурентов превратить в союзников!
И пусть траекторию полёта на «Воздушном шаре» непредсказуемой судьбы невозможно спрогнозировать, важно уметь парить над обстоятельствами и получать удовольствие от каждого мгновения!
Премьеру спектакля посетила Бурулева Юлия
Фотографии - Медиацентр МХТ имени А.П. Чехова / Александра Торгушникова
World Podium © 2015 - 2024. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927. Дата регистрации: 31.08.2015.
Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.
Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.
Информация размещенная на данном сайте не является публичной офертой, и размещается в образовательных целях.