Нас, людей по праву называют существами логичными, разумными, интеллектуальными. Гуманное человечество стремится к правде, справедливости, искренности. А как быть с отдельно взятыми личностями? Когда на одной чаше весов стоят твои мечты и чувства, а на другой — желания и судьбы окружающих? Далеко не каждый способен забыть о своих интересах и сделать выбор в пользу благополучия и гармонии других.... И не потому что это плохие люди, отнюдь нет! Просто природа человеческой личности такова, что все мы в той или иной степени сталкиваемся с диссонансом причинно-следственной связи потребностей и возможностей, желаний и обязательств, целей и задач. Жизнь так устроена, что день ото дня ставит перед нами нелёгкие задачи: ради достижения целей и исполнения желаний, порой приходится жертвовать очень многим. Каждый из нас рано или поздно делает свой выбор, и нет критерия его правильности и убедительности, только сама Жизнь впоследствии выступит цензором и судьёй наших поступков и действий, принципов и моральных норм...
Спектакль режиссёра Андрея Селиванова «Роковое наследство» по пьесе Николая Рудковского содержит тонко завуалированный глубокий жизненный смысл и вечные ценности, предостерегает нас от фатальных ошибок, а может быть, даже помогает решиться на попытку их исправить, а ещё -постановка дарит зрителям минуты остроумного юмора, актуальных тем, насыщенных диалогов и ситуаций.
В жизни за все приходится платить – деньгами, здоровьем или чем-то иным. Крупный бизнесмен отходит в мир иной, оставив своему отпрыску и вдове внушительное состояние, однако в завещании указана в качестве наследника еще одна персона...Недолго радовался герой пьесы внезапно свалившемуся на него наследству. Оказалось, что вместе с собственностью отца он унаследовал и его проблемы и тайны, которые одна за другой всплывают на поверхность в стремительном развитии событий...
Воплощает захватывающий сюжет «Рокового наследства» блистательный актёрский ансамбль: яркие, харизматичные звёзды кино и театральных проектов, Сергей Астахова, Дарьи Повереннова и лауреат премии Оскар, народная артистки России, выдающаяся легенда Советского и Российского кинематографа - Вера Алентова!
Постановка насыщенная, эмоциональная и динамичная, во всех диалогах и сценах ощущается нерв, трепет, экспрессия, комедия и трагедия всего мира на примере нескольких судеб. Загадочный и интригующий, обаятельный мужчина и две женщины -мать и дочь. В героях, воплощённых на сцене, так легко узнать реальных представителей человеческого общества, каждый из которых борется за право оставаться самим собой и быть счастливым.
Сценография выполнена оригинально и изысканно- все мизансцены развёрнуты в шикарных апартаментах в престижном районе Парижа. Реквизит продуман до мельчайших деталей и ньюансов: начиная от шляпок, которые делает героиня и заканчивая арбалетом со стрелами, которым забавляется главный герой. Огромный портрет танцующих Мужчины и Женщины символизирует две противоположности, которые не могут существовать друг без друга, а Часы в центре сцены говорят нам о том, что время неумолимо движется вперёд, ускользает как песок сквозь пальцы, и нельзя повернуть его вспять. Вспомнились строки одной из известных музыкальных композиций, написанной Марком Тишманом:
«За неделями - недели, за метелями - дожди.
Слишком многого хотели, все казалось впереди.
Что-то, может, не успели, что-то просто не смогли.
За вокзалами - отели, самолеты, корабли.
Неразгаданные тайны в уголках любимых губ.
Все, конечно, не случайно, и сюжет совсем не глуп.
Было все и все пройдет, продолжает время ход...»
Первые ассоциации, которые вызывает интригующее название спектакля- «Роковое наследство», безусловно, связаны с каким-нибудь детективными романами, лихо закрученными сюжетами, где до последнего не ясно- кто злодей, а кто герой? Как же приятно констатировать, что эта постановка намного глубже и мощнее в морально-нравственном плане, так как затрагивает вечные жизненные ценности.
Ведь гораздо важнее не материальное наследство, которое оставит после себя человек, а та летопись жизни, которую он напишет своими поступками, желаниями, целями, действиями. Неслучайно с самого детства все простейшие пословицы-поговорки, сказки и другие элементы фольклора нас учат таким истинам, теоремам и аксиомам, которые незыблемы с годами - вроде: «Всё тайное становится явным» или «Сколько верёвочке не виться, конец будет». В более старшем, школьном возрасте на уроках обществознания до нас уже юридическим языком пытаются донести, что «Права одного человека заканчиваются там, где начинаются права другого...»
Так почему же из века в век человечество продолжает делать одни и те же ошибки? Почему люди считают, что имеют право решать и выбирать за других?
Увы, на ответы на эти вопросы не даст ни одна теорема и аксиома, только пожалуй, совесть каждой отдельно взятой Личности!
И снова обращаемся к стихам из песни «Мельницы моей души»:
«Вновь воздушным шаром в небо улетит твое вчера.
Где ты был, а где ты не был, с кем остался до утра.
Никогда не обернется навсегда ушедший друг.
Новый день подарит солнце, разорвав порочный круг.
Неразгаданные тайны в уголках любимых губ.
Все, конечно, неслучайно и сюжет совсем не глуп.
Было все и все пройдет, время продолжает ход...»
Разумеется, мы не будем разрушать интригу и раскрывать все лабиринты жизненного сюжета, и не напишем, что понимается под «Роковым наследством» в этой блистательной постановке. Озвучим кульминационную мысль, произнесённую в монологе одной из главных героинь: «Даже взмах крыла бабочки способен изменить ход истории, даже взмах... А я просто хотела быть счастливой...»
Совершая то или иное действия, руководствуясь разными стремлениями и мотивациями, нельзя забывать, что даже незначительные мелочи порой могут кардинально изменить не только нашу жизнь, но и фатально отразиться на судьбах окружающих, в том числе - наших близких и родных.
Каждый зритель решит сам, осудить или оправдать? Но вот имеем ли мы право судить? Едва ли...