Дихотомия природы, мужества и секса. Рецензия на фильм «ЛЕГЕНДА О ЗЕЛЁНОМ РЫЦАРЕ»

Новости

Дихотомия природы, мужества и секса. Рецензия на фильм «ЛЕГЕНДА О ЗЕЛЁНОМ РЫЦАРЕ»

Дихотомия природы, мужества и секса. Рецензия на фильм «ЛЕГЕНДА О ЗЕЛЁНОМ РЫЦАРЕ»

«Легенда о зелёном рыцаре» от сценариста и режиссёра Дэвида Лоури – удивительная сентенция образов, переплетающихся в единое целое и образующих особую кинематографическую магию из метафор и символов. Экранизация аллитерационной поэмы XIV века «Сэр Гавейн и Зелёный Рыцарь» за авторством Лоури имеет целый ряд существенных достоинств, способных возвести картину в статус культовой, но всё же дотянуться «Рыцарю» до чувственности шедевральной «Истории призрака» не позволяет его чрезмерная претенциозность. Лоури, будучи мощным визионером, слишком сильно заигрывается с формой ленты, стараясь сделать её столь же глубокой и многогранной, какой и остаётся оригинальная поэма неизвестного автора по сей день. Фильму всё же не хватает местами содержательного наполнения, которое Лоури старается перекрывать причудливым монтажом и потрясающей работой с камерой, сценарно продолжая рассказывать простую историю.

Костыли сюжета Лоури оставил на своих местах, перенеся поэму почти дословно на экран, добавив в оригинальный сюжет парочку новых персонажей и событий от себя. Во время пиршества в честь Рождества в Камелот прибывает загадочный Зелёный Рыцарь и предлагает королю Артуру (Шон Харрис) пари: любой из его достойнейших рыцарей может ударить его топором при условии, что ровно через год и один день он нанесёт такой же ответный удар, будь-то царапина или отрубленная голова. Вызов принимает молодой Гавейн (Дев Патель) – смельчак, не имеющий за своими плечами никаких рыцарских подвигов, а потому, желая заслужить себе репутацию героя среди рыцарей круглого стола, принимает вызов. Одним ловким ударом у него получается отрубить голову мистическому гостю, однако тот встаёт, поднимает свою голову и напоминает Гавейну о встрече через год, после чего удаляется, оставив шокированного юного рыцаря наедине со своими демонами.

С этого момента начинается эпическое путешествие Гавейна по богатому на разнообразные образы и символы миру фильма, пытающегося найти не только ответы, но и обрести на своём пути честь и мужество. И именно внутренняя битва главного героя с самим собой и образует ту самую эпичность, которую некоторые ожидают от «Рыцаря» совсем не в той форме, в какой она по итогу предстаёт, ошибочно готовя себя к классическому фэнтези о рыцарстве. Главная битва идёт глубоко в главном герое, в нём сражаются надменный мальчишка и достойный рыцарского титула мужчина. Потому история Гавейна не изобилует пафосными речами и битвами на мечах каждые десять минут – режиссёр отдаёт всё время фильма его главному герою: напуганному, эгоистичному, и, несмотря на страхи, всё же способному взглянуть в глаза смерти и принять неравный бой не только со своей судьбой, но и с матерью природой, пожирающую всё сущее.

На протяжении медитативных 130 минут Гавейн Дева Пателя то прогрессирует, то регрессирует, из-за чего в начале и в конце зрителя действительно встречает две совершенно разные личности в теле одного человека. Пателю отлично удалось показать все метаморфозы своего героя не только благодаря своим речевым способностям, но и при помощи языка тела. Гавейн подобен избалованному ребёнку, которому приходится сойтись в неравной схватке с последствиями взрослой жизни один на один. Герой сталкивается с противостоянием христианства и язычества, встречает попутчика в виде говорящего лиса и пересекается с великанами лишь для того, чтобы сразиться в финале своего пути с самим собой. Гавейн в исполнении талантливого Дева Пателя – лучшая роль, один из самых ярких и многогранных персонажей в карьере 30-летнего актёра.

Сама история Гавейна через призму Лоури ощущается простой и весьма прямолинейной притчей, напоминая сказку о рыцарской чести, которую мать рассказывает своему ребёнку перед сном в новогоднюю ночь. Это ничуть не портит восприятие от столь серьёзной и взрослой картины в целом, однако постмодернистский подход Лоури к повествованию, когда режиссёр начинает буквально заигрываться в Тарковского, чьим фанатом он и является, у зрителя появляются вопросы буквально на пустом месте из-за целого ряда странных монтажных решений. Монтаж активно пытается сделать фильм сложнее, но он именно пытается, а не делает. Де и в целом, монтаж – самая слабая черта ленты. У «Легенды о зелёном рыцаре» полностью отсутствует понимание того, что такое темп и ритм – он просто игнорирует всё это. Одна часть фильма изрезана словно в салат, другая – изобилует затянутыми эпизодами ради смакования красивого кадра. Местами именно монтаж и привносит претенциозность в историю ленты, особенно когда режиссёр совмещает одну сцену с совершенно другой, чтобы один образ комментировал или же "обогащал" другой.

Самой же сильной стороной выступают великолепная атмосфера и не менее фантастическая операторская работа Эндрю Палермо («История призрака»). Лента выглядит невероятно стильно, с глубокой проработкой цветовой палитры и грамотной игрой со светом. При этом сама камера редко занимает какие-то невероятные или же технически сложные ракурсы – в этом плане картина остаётся очень приземлённой, как и сам главный герой. Манера съёмки во многом напоминает «Восхождение в Вальгаллу» Николаса Виндинга Рефна, особенно во втором акте. Зритель почти всегда смотрит на мир фильма снизу вверх, благодаря чему Гавейн ещё сильнее воспринимается как маленький человек, "затерявшийся" в большом и жестоком мире мистики и магии, утопающих в музыке Дэниэла Харта с фольклорными мотивами средневековья. Реже встречаются кадры сверху, снятые с высоты птичьего полёта, которые работают всё на ту же идею – показать героя слабым и уязвимым.

«Легенда о зелёном рыцаре» – изнуряющее путешествие по самым мрачным закоулкам человека, рассказанное через призму истории неоднозначного молодого рыцаря, в канун Рождества отправившегося искать честь и мужество. Заслуживший доверие со стороны студии А24 и любовь зрителей после «Истории призрака» режиссёр Дэвид Лоури не упал в грязь лицом и если не сделал второй шедевр в своей карьере, то, как-минимум, подарил ему достойного наследника. Именно авторским почерком режиссёра этот фильм и ценен прежде всего. И если одних видение постановщика точно оттолкнёт, другие возведут фильм в статус культового после первого же просмотра, то третьи вовсе будут крутить пальцем у виска, оставшись в полном недоумении от увиденного. Но разве не такой реакции стоит ожидать от картины, в которой главный герой ныряет в пруд за отрубленной головой, разговаривает с лисой и заканчивает своё путешествие феерической интерлюдией, возвышающую визуальное пиршество кинематографа на вершину искусства, сотворив тем самым свой уникальным мономиф о становлении мужчины.

”Приятно провели рыцари и дамы
Этот день. Но и он надолго на земле
не остался...”

Оценка: 8 из 10

В прокате с 26 августа

 

Мнение корреспондентов может не совпадать с мнением редакции!

World Podium © 2015 - 2024.  Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927.  Дата регистрации: 31.08.2015.

Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. 

Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

Поделитесь