Дилогия Джей Джей Абрамса. Рецензия [СО СПОЙЛЕРАМИ] на фильм «ЗВЁЗДНЫЕ ВОЙНЫ: СКАЙУОКЕР. ВОСХОД

Новости

Дилогия Джей Джей Абрамса. Рецензия [СО СПОЙЛЕРАМИ] на фильм «ЗВЁЗДНЫЕ ВОЙНЫ: СКАЙУОКЕР. ВОСХОД

Дилогия Джей Джей Абрамса. Рецензия [СО СПОЙЛЕРАМИ] на фильм «ЗВЁЗДНЫЕ ВОЙНЫ: СКАЙУОКЕР. ВОСХОД

Пока взорвавший маленькие экраны «Мандалорец» Джона Фавро с Педро Паскалем в главной роли возвращает надежду в сердца фанатов далёкой-далёкой Галактики, а Respawn Entertainment обрадовали мир видеоигр «Падшим орденом», девятый эпизод диснеевских «Звёздных войн» продолжает стагнировать. Говорить про «Скайуокер. Восход» без спойлеров бессмысленно – фильм уже вышел, получив шквал критики в свой адрес, как от фанатов, так и от критиков. Вот только, дабы восстановить справедливость, стоит понимать, что в конкретном случае вина за качество картины лишь частично лежит на плечах режиссёра Джей Джей Абрамса. 

Трилогия от Disney, оглушительно ворвавшаяся на большие экраны в 2015 году – продемонстрировала, что желательно более вдумчиво подходить к процессу. Вместо адекватного просчёта и продумывания всех сюжетных линий наперёд, чтобы три фильма представляли из себя одну цельную историю, было принято решение придерживаться немножко другой стратегии. «Пробуждения силы» – это завязка, написанная Джей Джей Абрамсом, в которую режиссёр заложил собственное видение саги, чтобы в дальнейшем на её основе развивать сюжет трилогии. У Disney не было особого плана, касательно восьмого и девятого эпизода – студия лишь смотрела на реакцию от седьмого эпизода. Логично, что продюсеров сага интересовала, в первую очредеь, с финансовой стороны. 

Удивительного в этом мало, да и плохого тоже. Вот только в отличии от уже упомянутого Джона Фавро, являющегося фанатом саги, продюсеров связывают с франшизой исключительно деньги. Джордж Лукас, конечно, тоже не без греха в этом плане – стоит вспомнить Эвоков из шестого эпизода, специально придуманных для того, чтобы продавать их плюшевые аналоги детям по всему миру. Вот только трилогия от Disney возвела всё это в абсолют, введя отдельных мерч-персонажей, главное предназначение которых: красиво выглядеть, чтобы дети выпрашивали у родителей их маленькую копию. 

Вся трилогия посыпалась сразу же, как только роль сценариста и режиссёра досталась Райану Джонсону – постмодернисту и любителю трансформировать жанры. И нет ничего удивительного в том, как Джонсон поступил со «Звёздными войнами». «Последние джедаи» – самый «другой» фильм во всей саге. Во-первых – это единственный авторский эпизод в диснеевской трилогии, во-вторых – это масштабный фанфик. Райан Джонсон игнорировал не только  идеи Абрамса, но и идеи Лукаса, что  отразилось на конечном продукте. И виноват здесь вовсе не Джонсон, а скорее студия, которая сама не желала контролировать этот процесс. 

Райан Джонсон - гениальный сценарист и отличный режиссёр, что он и показал в «Достать ножи» в 2019 году. Деконструировать отдельные жанры в самостоятельных фильмах – пожалуйста, но ломать и собирать заново то, что прекрасно работало сорок лет – другое дело. Однако в эпизоде Джонсона есть и светлая сторона: Джордж Лукас всегда говорил, что «Звёздные войны» – это сага о Скайуокерах – всё в этих фильмах крутится вокруг этой семьи. Джонсон же препарировал именно эту задумку, сделав самое удачное решение в истории саги. 

Если Джей Джей Абрамс оставил недвусмысленный намёк на родословную главной героини новой трилогии, то Райан Джонсон не стал развивать эту линию, сделав Рей (Дейзи Ридли) никем. Из штампованного персонажа «Звёздных войн» она превратилась в обыкновенную мусорщицу, которая, тем не менее, чувствительна к силе. И в этом и заключается прелесть «Последних джедаев»: чтобы стать великим джедаем, необязательно нужно быть сыном\дочерью какого-то могущественного джедая\ситха, всё зависит только от тебя. Однако подобная идея совсем никак не подходила под видение Абрамса, который вернулся к работе над сагой, заняв режиссёрское кресло «Скайуокера. Восход». 

И точно так же, как Райан Джонсон игнорировал все идеи Абрамса два года назад, точно таким же образом Джей Джей Абрамс повёл себя относительно идей Джонсона. Из-за этого девятый эпизод превратился в монстра Франкенштейна, собранного из видения двух совершенно разных режиссёров. Конечно, сценарий пытается найти баланс. Как минимум отменить сюжетные линии и смерти некоторых основных героев «Скайуокер. Восход» не в силах, однако он вообще им не следует. По сути, вместо цельного третьего фильма, Абрамс сделал свой собственный восьмой эпизод, поставив картину Джонсона особняком от своей саги. 

Отсюда начинается часть со спойлерами: Абрамс отменил идею Джонсона, сделав Рей внучкой императора Палпатина – одного из самых величайших ситхов в Галактике. Получается, он пошёл по предсказуемой дорожке: сын Леи Органа и Хана Соло, который частично Скайуокер, попал на тёмную сторону, став Кайло Реном, а внучка тёмной стороны – выбрала светлую сторону силы. Очень интересно с точки зрения саги, но очень предсказуемо. Предсказуемо это ещё и потому, что, скорее всего, сценарий основан на множестве фанатских теорий, над которыми в своё время ехидно поиздевался Райан Джонсон. В итоге Абрамс вернул всё на круги своя, закончив историю о Скайуокерах точно так же, как её и закончил Лукас в шестом эпизоде. 

Да, с возвращением Джей Джей Абрамса все грехи «Пробуждения силы» так же вернулись: девятый эпизод структурно копирует шестой эпизод, порой покадрово повторяя целые сцены. Безжалостнее всего фильм обращается со своими персонажами: Рей осталась всё той же Мэри Сью, чью силу превратили в следствие того, что в ней живут духи всех джедаев. Чего? Почему, если она потомок ситхов? Ответа на этот вопрос не дают, ровно так же, как и не объясняют, как именно смог выжить Палпатин – потому что он лишь фан-сервис. А Кайло Рена (Адам Драйвер) сюжет и вовсе возвращает до того уровня, на котором он был в начале седьмого эпизода – сценарий снова сделал из него неуверенного в себе мальчика, а не озлобленного и запутавшегося джедая, поддавшегося тёмной стороне. 

На остальных персонажей фильму и вовсе нет дела. Где-то на втором плане мечутся туда-сюда как классические герои вселенной, так и новой трилогии. Но все они нужны этой части ничуть не меньше, чем она вообще нужна саге. Вместо чего-то нового – лишь очередное использование заслуг Лукаса. Девятый эпизод, словно пустили на самотёк, взяв за основу сценария все известные миру фанатские теории и желания. Все думали после «Пробуждения силы», что Рей дочка или же внучка Палпатина? Получите и распишитесь. Форумы были завалены артами с поцелуем Рей и Кайло Рена? Дорогая аудитория, получите нелепый поцелуй в финале. 

К слову, о финале. «Скайуокер. Восход» позиционировался на протяжении всей рекламной кампании, как долгожданное завершение саги. Да, история Скайуокеров действительно подошла к концу, но это совершенно никаких не ощущается. Девятый эпизод целиком и полностью лишён эмоций, из-за чего он оставляет после своего просмотра слабые чувства. Более того, картина старается походить на последних «Мстителей», как визуально, так и структурно, ближе к третьему акту особенно. Вот только «Мстители» хоть и были тем ещё фан-сервисом, но были грамотным фан-сервисом, а «Восход» – это набор красивых кадров, не более. Нужно «очень постараться», чтобы превратить одну из самых финансово успешных франшиз в истории кино в трилогию, каждый последующий фильм которой собирал всё меньше и меньше денег в прокате. 

Если бы кто-то сказал четыре года назад, что фильм про «Звёздные войны» способен провалиться в прокате – этому кому-то рассмеялись бы все в лицо. Сегодня никто не смеётся. Особенно после провала спин-оффа о Хане Соло. 

«Скайуокер. Восход» – фильм, после которого хочется извиниться перед Райаном Джонсоном. Да, его «Последние джедаи» не самое хорошее кино. Однако картина Джонсона хотя бы является произведением, созданным человеком, а не системой. Забавно, «Звёздные войны» прошли путь от революционного почти артхауса в космосе, до мейнстрима без души, эмоций и любви внутри себя. Смешно, что именно «Мандалорец», помогает в создании которого сам Лукас, интересует людей намного больше, чем крупнобюджетный очередной эпизод от Disney. 

Видимо эту войну в очередной раз выигрывает светлая сторона. Культурное значение «Звёздных войн» оказалось намного сильнее финансовой стороны? 

Оценка: 5 из 10

«Звёздные войны: Скайуокер. Восход» – в прокате с 19 декабря  

МНЕНИЕ КОРРЕСПОНДЕНТОВ МОЖЕТ НЕ СОВПАДАТЬ С МНЕНИЕМ РЕДАКЦИИ!!!

World Podium © 2015 - 2024.  Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927.  Дата регистрации: 31.08.2015.

Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. 

Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

Поделитесь