«Для чего действительно нужна смелость, так это для искренности»: премьера спектакля Егора Перегудова «Сны моего отца 2.0» в Театре Маяковского

Новости

«Для чего действительно нужна смелость, так это для искренности»: премьера спектакля Егора Перегудова «Сны моего отца 2.0» в Театре Маяковского

«Для чего действительно нужна смелость, так это для искренности»: премьера спектакля Егора Перегудова «Сны моего отца 2.0»  в Театре Маяковского

Театр Маяковского открыл новый сезон оригинальным спектаклем в постановке художественного руководителя театра Егора Перегудова «Сны моего отца 2.0»: премьера состоялась на Основной сцене 13 и 14 сентября. В основе инсценировки – сборники рассказов «Праздники», «Ягоды», и в частности, философская сказка «Сны моего отца», а также последние произведения современного писателя, математика, режиссера Романа Михайлова.

В чём нетривиальность и небанальность, эстетика и эклектика постановки? Во всём!

В тандеме с автором сценографии и художником по костюмам Владимиром Арефьевым, художником по свету Андреем Абрамовым, композитором Сергеем Филипповым и хореографом  Игорь Шаройко многогранный режиссёр-постановщик расположил зрителей прям на сцене, вращающейся на 360 градусов. Публика находится в «внутри» действия, которое разворачивается в разных пространствах и плоскостях, в том числе в зрительном зале легендарной Маяковки!

Жанр спектакля определён, как «диорама безумия»: это очень тонкая и точная характеристика. В захватывающем и увлекательном иммерсивном перформансе зрители чувствуют себя не свидетелями, а участниками событий, погружаясь не только в метафоричные перипетии многослойного сюжета, но и в глубины собственного сознания и подсознания.  В этой «карусели» разумного и безумного открывается бесконечный калейдоскоп образов и событий.  

«В эпицентре реальности и грёз»

Описание спектакля интригует и даёт понять, что сюжетная канва – лишь фабула и что в этом пространстве стихий и событий тонко зашифрована и изящно завуалирована бесконечность смыслов и аллегорий.

 Какие вам снятся сны? Отец Володи давно не видел хороших снов, почти каждую ночь ему снятся кошмары, которые он смотрит за других людей. У Володи почти все сны всегда хорошие, но в них он никогда не видел отца. Зато ему снятся друзья детства – Урод и Диджей, и их путешествие, в которое они отправились на поиски символов, меняющих бытие, а оказались внутри неведомой войны. Путь через далекие деревни, где реальный мир вытесняется магическим, – путь взросления, инициации главных героев. Пройдя через все испытания и переродившись, Володя и Диджей должны обрести себя и понять свое предназначение в жизни. Спектакль исследует сны как самостоятельную реальность со своей логикой, особыми законами и правилами…

Герои спектакля – люди, блуждающие в непрерывном социальном и информационном потоке, пытающиеся постигнуть суть мироустройства и обрести самих себя. У каждого из нас в глубине души живут мысли и чувства, замурованные кирпичной стеной из сомнений, комплексов, стеснений, разочарований, тоски, пленённые лентами социальных сетей, бесконечным трендами и маркетинговыми слоганами… Каждому хочется «вырваться из этого плена предрассудков» и понять, а что важно и нужно лично ему?

Егор Перегудов: «В рассказах Михайлова, написанных про 90-е, есть точное ощущение размытой реальности человека в информационном обществе. Ты никогда не знаешь точно, что происходит, ты лишь объект информационной атаки. И чтобы как-то выжить в этой абсурдности, любым способом пытаешься очертить границы реальности. В спектакле мы берем очень разные театральные формы, чтобы эти границы найти».

В процессе спектакля публика постоянно балансирует между снами и реальными событиями, между здравомыслием и безумием – под шквальными и непредсказуемыми «ветрами судьбы», в раскатах грома и испепеляющего дыма, словно электропровода, оголяются страхи, сомнения и страдания не только героев, но и каждого человека, который наблюдает за странными персонажами.

«У сумасшедших есть сила  -они выживут там, где мы с тобой не сможем»

И каждого человека есть какие-то личные травмы и раны (духовные и физические), которые не затянулись и едва ли кога-либо затянутся. Великолепные актёры воплощают на сцене своих героев во всей гамме чувств: каждый персонаж - со своим темпераментном, характером, надеждами и иллюзиями…

В центре истории - Отец (Сергей Рубеко) и сын (Сергей Беляев), которые встретились впервые и пытаются узнавать друг друга. Отец задаёт своему взрослому сыну вопросы: «Какие сны тебе снятся?» А затем публика вместе с героями погружается в калейдоскоп образов и ассоциаций. Неслучайно говорят, что «сон -это небывалые комбинации бывалых обстоятельств» и именно «во сне мы позволяем нашим мыслям делать то, что им хочется».  Спектакль не о сюрреалистичных снах, он о человеческой душе, которую мы за целую жизнь не можем понять до конца.

Также главный герой спектакля  -  Урод ( актёр РАМТ Денис Шведов), лицо которого в детстве «размазал ветер». Этот персонаж всю свою жизнь пытается понять: почему ветер так «пошутил» именно над ним и есть ли в этом какой-то символизм?

Диджей (Иван Выборнов) - творческая личность с тонкой душевной организацией, которая мечтает о реализации и признании своего таланта.

Другие персонажи не менее многослойны: Человек войны (Сергей Удовик) и Ефрейтор (Вячеслав Ковалёв) – противоречивые «участники игры», в которой «война – это категория мышления».  Эти собирательные образы снова и снова подтверждают, что страшны не только  внешние войны и раздоры, но и те баталии, которые разыгрываются в человеческой душе и нарушают его гармонию.

Соблазнительная Ульяна (Алина Вакаева) – олицетворения женской энергии и привлекательности.

Человек-Пути (Олег Сапиро), словно бы говорит о том, что у Самурая нет цели, но есть путь, и что сама жизнь – это путь, непредсказуемый и непостижимый.

Таинственную атмосферу постановки усиливают «Люди тайн»: Алена Васина, Дарья Хорошилова, Александра Маховикова, Семён Алёшин, Никита Языков, Ярослав Леонов.

Во время просмотра спектакля неоднократно вспоминается цитата Ремарка, которая гласит, что «нельзя запереть ветер»: нельзя человеческие чувства и мысли замуровать в подсознании и «закрыть к ним» дверцу...

Ветер – не просто персонаж постановки Егора Перегудова, он его центробежная сила, невероятная энергия, могучая, неудержимая и неукротимая.

В одной из кульминационных сцен герой Сергея Беляева произносит очень важные слова, что надо быть предельно внимательными даже к малейшим царапинам, и речь не только о физических ранах, но и моральных, ментальных: даже лёгкая травма может привести к серьёзным последствиям, в том числе и необратимым, духовно и душевно.

Постановка Егора Перегудова о том, что болит в глубине в каждом из нас, терзая острыми спазмами и ноющими нарывами весь наш организм, но раны и увечья человеческих сердец не поддаются лечению медицинскими препаратами, они, словно ветер, воют на жестокую правду жизни, а потом вдруг находят «своих» собратьев и тотчас же превращаются из урагана, уничтожающего всё на своём пути, в лёгкий и приятный морской бриз, которые ассоциируется с романтикой и лирикой, но никак не с бурями и цунами. Такой эффект имеет премьерный спектакль легендарной Маяковки.

«Неплохой денёк, чтобы стать лучше…»

Ближайшие показы спектакля «Сны моего отца 2.0» на Основной сцене Театра Маяковского – 9, 10, 24 октября и 15, 22 ноября. Спектакль рассчитан всего на 116 зрительских мест, рекомендуем заранее заботиться о билетах, так как не сомневаемся, что этот театральный  «сеанс психоанализа» привлечёт самые разные категории зрителей: каждый, кто увидит «Сны моего отца 2.0», без сомнения, воспримет постановку сквозь призму своей личности.

«Проблема с восприятием искусства в том, что количество объясняющих превышает количество понимающих, которое, в свою очередь, превышает количество действительно что-то создающих».

Выражаем восхищение Егору Перегудову и всей команде спектакля, что не побоялись разорвать шаблоны восприятия и поставить этот смелый экспериментальный театральный перформанс.

В финале герой Сергея Беляева пронзительно и проникновенно читает стихотворение Бориса Рыжего «А иногда отец мне говорил...».  К сожалению, жизнь замечательного поэта оборвалась трагически, он так и не смог свыкнуться с тем, что « человек, конечно, одиночество в квадрате, нет, в кубе…»   

У каждого из нас ещё есть шанс это понять, принять и научиться с этим жить.

 

"Диораму безумия" посетила корреспондент Бурулева Юлия

Фотографии – пресс-служба Театра Маяковского

Читать также

World Podium © 2015 - 2024.  Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927.  Дата регистрации: 31.08.2015.

Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. 

Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона. 

Информация размещенная на данном сайте не является публичной офертой, и размещается в образовательных целях.

Поделитесь