Представляем Выпуск №. 2 ежедневной хроники с 43-го Московского международного международного кинофестиваля от кинорецензента World Podium Горелова Даниила: Дневники 43-го ММКФ. День 1: «Девятаев», «Внутреннее сияние», «Он» и «Архипелаг».
ВНУТРЕННЕЕ СИЯНИЕ (2020) – Конкурсная программа
реж. Луис Алехандро Родригез, Андрес Эдуардо Родригез
Существуют фильмы, которые зрители привыкли приписать не к авторскому, а к фестивальному кино. И вот «Внутреннее сияние» – кино чисто фестивальное от двух независимых кинематографистов Луиса Алехандро Родригеза и Андреса Эдуардо Родригеза. Тема, выбранная авторами, весьма тяжелая для простого зрителя и далеко не самая радужная. Фильм начинается с того, что мать-одиночка Сильвия узнает о смертельной болезни – в её мозгу врачи обнаруживают опухоль. А поскольку у героини нет денег, даже чтобы нормального своего ребёнка обеспечить всеми благами, она сразу же ставит на себе крест от безысходности. Единственное, что заставляет Сильвии шагать вперёд, несмотря на адские боли, это её шестилетняя дочь, которой она ищет опекуна на протяжении фильма.
И вроде бы отличная идея, но в руках Родригезов она получила максимально блеклую реализацию. Фильм буквально во всём старается походить на типичное фестивальное кино для самых-самых любителей подобного рода картин. Здесь и приглушённая цветовая гамма, и съёмка преимущественно с плеча, и рванный монтаж, и рапид как к месту, так и нет. А томные взгляды героев – так и вовсе словно визитная карточка ленты. Невооружённым взглядом видно, что авторы не просто вдохновлялись, но и пытались копировать стиль Ларса фон Триера. «Внутреннее сияние» цветом, съёмкой и монтажом напоминает Триера конца 90-х, особенно его «Танцующую в темноте». Но помимо пустого подражания ради подражания у фильма больше ничего и нет. Особенно глубины, на которую Триер и напирает в первую очередь. История в фильме никуда не движется, персонажи не раскрываются должным образом, а надежда на хотя бы достойный финал умирает последней, как только начинаются финальные титры.
1 из 5
ДЕВЯТАЕВ (2021) – Фильм открытия
реж. Сергей Трофимов, Тимур Бекмамбетов
Хоть «Девятаеву» и выпала честь открыть 43-й ММКФ, никаких открытий внутри себя он не таит. Фильм Бекмамбетова и его любимого оператора Трофимова, для которого картина про советского лётчика Михаила Девятаева стала дебютом в качестве режиссёра, вбирает в себя клише и штампы военного кино, снятого по архивным документам. Все проблемы картины, связанные со сценарием, настолько уже приелись российскому зрителю, что про них уже и говорить не хочется. По сути, те кто ждали от «Девятаева» военный боевик про то, как талантливый лётчик всех спасает – это и получат.
Первые новости, связанные с «Девятаевым» гласили, что зрителей будет ждать фильм от Тимура Бекмамбетова, снятый в вертикальном формате для экранов смартфонов. Подобные игры в некое новаторство у Бекмамбетова не редкость, поэтому удивительного в этом мало. Вот только до кинотеатров доехала версия фильма с соотношением сторон в 1,78:1 (16:9) – стандартное соотношение матрицы у цифровой кинокамеры. Однако невооружённым взглядом видно, что каждый кадр выстраивался именно под вертикальный формат изображения: вся самая важная информация всегда находится в центре, а не где-то ещё (хотя есть и исключения).
Это можно записать в существенный плюс картины, поскольку зритель при просмотре «Девятаева» в кино не бегает глазами по границам экрана, всегда смотря в одну точку. Если бы ещё монтаж не лишал возможности как следует разглядеть детали – цены в этом плане ленте не было бы. А вообще интересно, как бы при первом просмотре всё же ощущался «Девятаев» на экране телефона. На большом экране в кинозале фильм смотрится противоречиво, особенно его боевые сцены на самолётах, "снятые" в видеоигре War Thunder. То, что зритель смотрит на совмещение реальных и компьютерных съёмок – бросается и даже режет глаз. Хотя на маленьких экранах смартфонов ситуация может быть совсем иной и «Девятаев» будет выглядеть логичнее.
2 из 5
ОН (2021) – Конкурсная программа
реж. Гуро Бруусгорд
«Он» – киноальманах, состоящий из трёх историй от режиссёра Гуро Бруусгорд. Лента рассказывает о мальчике-аутсайдере, не способном найти себя в обществе, о безработном и затаившем злобу на весь прогнивший по мнению молодого человека мир и о пожилом драматурге, пытающегося запустить в производство свой фильм. Всех трёх героев объединяет одна страна, один город и всего один день, за которые режиссёр успевает рассказать свою историю. Хотя будет более точно сказать так: режиссёр комментирует социальные и политические проблемы современной Норвегии через диалоги и конфликты, с которым сталкиваются герои её ленты. Нельзя похвалить фильм за какую-то избирательность, поскольку он толком никак не использует потенциал киноязыка, зато весьма смел в лозунгах, исходящих из уст персонажей.
Можно сказать, что «Он» – это кино-антоним политкорректности. Бруусгорд, будучи женщиной, сняла фильм-манифест о том, как современное норвежское общество, в угоду трендам, идёт против логики, загоняя мужчин в рамки. Один герой не может снять фильм про мужчин, воюющих на полях Первой мировой войны лишь потому, что в нём не будет ни одной женщины, а студии нужно гендерное разнообразие. Второй пытается рационализировать человека, но в ответ получает лишь негатив в свой адрес, из-за чего испытает проблемы в общении с женщинами. Третий, самый молодой центральный персонаж, пытается добиться любви от своих разведённых родителей, но снова и снова слышит лишь отказ, из-за чего по итогу теряет идентичность, что режиссёр подчёркивает неким заигрыванием с андрогинной внешностью.
Всё это больше похоже на попытку вызвать дискуссию, чем на попытку рассказать историю. «Он» – далёкий от отечественного зрителя авторский комментарий, а не художественное произведение. Поэтому российскому зрителю картина Бруусгорд может показаться чужой и неестественной, поскольку ему будут так же не близки проблемы норвежцев в их кино, как и им будут не близки проблемы из фильмов Быкова, понятные русскому зрители без дополнительных объяснений и непонятные зарубежному.
3,5 из 5
АРХИПЕЛАГ (2021) – Мир искусств
реж. Феликс Дюфур-Лаперрер
Кратко: доминация анимации над сознанием.
5 из 5
МНЕНИЕ КОРРЕСПОНДЕНТОВ МОЖЕТ НЕ СОВПАДАТЬ С МНЕНИЕМ РЕДАКЦИИ!