СЕРЕБРЯНЫЕ КОНЬКИ (2020) - фильм-открытие реж. Михаил Локшин . “Серебряные коньки” - фильм Михаила Локшина, про который нельзя писать. Это можно назвать полноценным прецедентом, поскольку, вероятнее всего, впервые в истории пресса имеет на руках материал, о котором нельзя писать. Забавно, фильм-открытие, эмбарго на мнения и рецензии на который висят на журналистах вплоть до 1 декабря.
А ведь все специалисты приехали к 9 утра, чтобы посмотреть то, про что им писать пока что нельзя.
ДОЧЬ РЫБАКА (2020) - Конкурсная программа
реж. Исмаил Сафарали
Весьма сложная для восприятия азербайджанская лента от дебютанта Исмаила Сафарали. Сценарий фильма ещё в 2015 году победил на питчинге сценаристов на Кинотавре, там же режиссёра заметил продюсер Александр Роднянский, который позволил Сафарали воплотить собственное видение в жизнь, помог с поиском финансов.
У режиссёра получилось очень кинематографичное бытовое кино, рассказывающее страшную историю маленькой девочки Сары, чей отец пропадает в море во время рыбалки. Местные жители небольшой деревни, в которой проживает девочка, заведомо хоронят отца Сары. Сама же девочка упрямится и отказывается верить в смерть отца, продолжая надеяться, приходя на берег день за днём в ожидании чуда. Её упрямый и провокационный образ подчеркивают красные цвета в гардеробе - красный не принято носить в Баку, как сказал сам режиссёр.
И из-за этой концепции фильм и является страшным. Исмаил Сафарали снял кино не о надежде и не о вере в чудо, как изначально может показаться. Режиссёр снял тяжелую личностную историю, в которой нет никакого развития. Как сказал сам Исмаил Сафаралию, он снимал близкое к собственным воспоминаниям из детства кино о своих родных краях. О краях, в которых ничего не меняется уже несколько десятилетий, о непростой судьбе женского образа, которому не оставляют выбора в патриархальной культуре.
“Дочь рыбака” - кино про бегство человека из суровой реальности в мир иллюзий, убийственным образом сказывающийся на личность.
Оценка: 4 из 5
ЕЩЁ ПО ОДНОЙ (2020) - Фильмы, которых здесь не было
реж. Томас Винтерберг
Мадс Миккельсен и Томас Винтерберг отрываются на полную катушку! “Ещё по одной” рассказывает историю четырёх старых друзей, переживающих кризис среднего возраста. И дабы вернуть себе былую творческую и духовную энергию, друзья решаются на эксперимент: проверить на самих себе известную теорию о том, что человеку для полного счастья необходимо быть немного нетрезвым. Начинают они с 0,5% промилле алкоголя в крови, однако со временем друзья повышают градус, что приводит к не самым весёлым последствиям. Ведь за бурной ночью всегда следует похмельное утро, не так ли?
Томас Винтерберг как авторский режиссёр очень силён в социальном кино. За примером далеко ходить не надо. На ум сразу же приходит “Охота”, в которой режиссёр лихо жонглировал эмоциями зрителя, заставляя его ненавидеть несправедливость по отношению к главному герою ленты. В “Ещё по одной” Винтерберг проворачивает примерно то же самое: он жонглирует. Только в этот раз он заигрывается с сюжетом и характерами своих персонажей. Он очень точно показывает, как вообще появляются, а затем развиваются зависимости.
Особенно это касается героя Мадса Миккельсена, исполнившего одну из, если не самую, лучших ролей в своей карьере (второй раз у Винтерберга, между прочим). Миккельсену всегда лучше всего удавались образы несчастных людей, вызывающих жалость, но не отвращение. Датчанин почти весь фильм молчит и пьёт алкоголь в безумных количествах, которым он и пытается заглушить душевную боль. Миккельсен играет глазами и языком тела измученного рутиной одинокого персонажа, которому алкоголь сначала дал новые силы, а затем опустил на самое дно, о котором, по сути, и получился фильм.
И да, финал фильма - лучшее, что вообще могло случиться.
Оценка: 5 из 5
СПАЙС БОЙЗ (2020) - Фильмы, которых здесь не было
реж. Владимир Зинкевич
Очень странный и совершенно точно не самый приятный фильм от режиссёра дебютанта Владимира Зинкевича. Первый час ленты - сущий ад, который очень сложно смотреть из-за вагона пошлых шуток, посредственной актёрской игры и никчёмного сюжета о подростках, решивших отдохнуть перед свадьбой в элитном особняке. А вот уже второй час фильма - лютейшая вакханалия, в самом лучшем смысле этого слова.
“Спайс бойз” рассказывает, к огромнейшему сожалению, реальную историю, произошедшую в 2014 году. По сюжету, в самый разгар вечеринки трое друзей принимают спайс, который полностью сносит им крышу. И это запускает цепочку жутких, аморальных и зверских событий: друзья начинают избивать своих подруг, прибивать девушек к стенам гвоздомётом, вырезать инвалиду глаза, приняв его за робота и так далее. Перечислять все ужасы фильма можно бесконечно, поскольку он почти целый час только ультранасилие и показывает.
Можно было бы сказать, что режиссёр показывает жесть ради жести, однако “Спайс бойз” удивительны тем, что кино наоборот работает больше в сторону социального комментария. Фильм Зинкевича показывает наркотические зверства, как средство критики наркотиков, напоминая “Экстаз” Гаспара Ноэ. Режиссёру неприятны персонажи, они ему омерзительны. Он показывает все ужасы без прикрас в весьма гротескной форме лишь для того, чтобы высказать мощный протест против наркотиков, чтобы молодые люди думали, что и зачем они принимают на вечеринках.
Работает ли это? Ещё как. Особенно когда перед финальными титрами показывают реального участника показанных к картине событий. То, что работало как чёрная комедия, с критическим высказыванием против, в реальном мире ничего, кроме кома в горле, и не вызывает. Сократив первую половину, вырезав львиную гору пошлости и ненужного сортирного юмора, режиссёр мог бы претендовать на что-то более серьёзное. Но, увы, “Спайс бойз” раскрывают свой потенциал лишь под конец, к которому зритель будет прогрызать себе путь с огромнейшим трудом.
Оценка: 3 из 5
Великоландия (2020) - Русский след
реж. Дана Зияшева
Наверное сложно найти более абсурдный фильм на всём ММКФ-2020, чем “Великоландия”, рассказывающая об “идеальном мире” победившей толерантности. Сама лента снята по-любительски на недорогое оборудование с минимальным бюджетом, зато с просто безумным концептом. Главный герой 15-ти лет живёт в выдуманном стране Великоландия, в которой каждый является небинарной личностью, любит всех и принимает каждого. А управляет Великоландией искусственный интеллект Мама, контролирующий своих жителей.
Это очень странный фильм, вобравший в себя всевозможные узнаваемые атрибуты ВСЕХ радикальных меньшинств 21-го века, доведя их до абсолютного абсурда. Детей с малых лет выращивают в радужной обстановке, пропагандируют однополые отношения и полностью исключают такую вещь, как свобода выбора. За жителей Великоландии выбирают даже партнёров, с которыми они обязаны жить, поскольку если выразить протест - человек сразу становится сексистом, гомофобом, трансфобом и так далее, до бесконечности. Нужно ведь уважать и любить всех, даже если это дерево. Да, некоторые персонажи фильма действительно состоят в отношениях с деревьями, поскольку природа - это отдельное меньшинство.
И подобного так много, что это даже становится перебором. “Великоландия” слишком сильно заигрывается с критикой радикализма в современной поп-культуре. Первые 15 минут смотрится лента действительно смешно из-за общего градуса абсурда, но не остальной час с копейками. Понятно, что хотели сказать авторы, рассказывая о весьма фашистском и лицемерном мире, который полон толерантности. Но это всё настолько пошло и в лоб, что приедается очень быстро, из-за чего картина больше раздражает, нежели чем веселит. А жаль.
Оценка: 2 из 5
МНЕНИЕ КОРРЕСПОНДЕНТОВ МОЖЕТ НЕ СОВПАДАТЬ С МНЕНИЕМ РЕДАКЦИИ