Дневники ММКФ-2020. День 6

Новости

Дневники ММКФ-2020. День 6

Дневники ММКФ-2020. День 6

БИРЬЯНИ (2020) - БРИКС, реж. Саджин Баабу.“Бирьяни” в общих чертах рассказывает про несправедливое отношение к женщинам в мусульманской вере. Режиссёр Баабу своим фильмом, казалось бы, охватил тему патриархата, установившего общественные нормы и порядки сотни лет назад. В центре сюжета обычная женщина-мусульманка, которую Баабу представляет через сцену секса в самом начале: девушка лежит на спине, над ней возвышается толстый мужчина, двигающийся вперёд-назад. Интимная близость героев выглядит очень по-механически, поскольку режиссёр передаёт эмоции протагониста - женщина не получает удовольствия. 

Про отсутствие удовольствия в жизни Саджин Баабу и снял по сути своё кино. Он создаёт на экране образ несчастных и угнетённых религией женщин, которым хочется жить иначе. Им хочется иметь возможность получать высшее образование, хочется иметь своё слово и мнение в обществе. И режиссёр очень точно и умело заигрывает с тематикой, показывая все проблемы Ислама под разными углами, критикуя варварские законы и обычаи конкретно взятого вероисповедания. Вот только борьба за справедливость в фильме очень быстро отходит на второй план - на её место приходят мотивы о сексуальном освобождении. 

И то, как это сделано и показано - вызывает целый ряд вопросом. Если режиссёр решился снимать столь радикальное высказывание против мусульманских устоев, говоря о том, что женщины, как и мужчины, способны работать и учиться, тогда почему образ главной героини у Баабу настолько плоский? Где-то в середине фильма главная героиня теряет всё, что у неё было - ей остаётся только взять волю в кулак и начать жить почти с чистого лица. Идеальное начало для трансформации беспомощной и угнетённой женщины в сильную личность, да? А вот и нет. Баабу делает свою героиню проституткой, из-за чего появляется странный вопрос: зачем режиссёр так много и так часто говорит о равенстве женщин и мужчин, если в итоге, по его видению, женщина способна заработать исключительно лёжа на спине? 

Проблема даже не в этом, а в том, что центральный персонаж вообще никаких других вариантов заработать не рассматривает. Она не старается куда-то пойти, куда-то устроиться - она первым делом идёт спать с мужчинами за деньги. На этом фоне все лозунги и вся критика мусульманства выглядят неуместно, поскольку режиссёр показывает две совершенно разные истории. Баабу не раскрывает ни темы с патриархальным обществом, ни темы с освобождением сексуальности. Поэтому фильм больше обескураживает, чем заставляет задумываться свою целевую аудиторию. 

Оценка: 2 из 5 

ХИЛЬДА (2019) - Конкурсная программа 

реж. Риши Пэлэм 

“Хильда” Риши Пэлэма - кино, которое всем своим нутром идеально передаёт весь дух пубертатного периода - фильм настолько же непостоянный в плане последовательности и логики, что больше напоминает импульсивного подростка, чем целостное произведение. Лента Риши Пэлэма начинается как любопытная, красочная и весьма неплохая подростковая драма про поиски собственного места в этом мире, а заканчивается чем-то около чернушным и непонятным. И, казалось бы, есть любопытный концепт и хороший визуал, но “Хильде” не хватает ни раскрытия характеров, ни второстепенных персонажей, ни грамотного финала, не вызывающего вопросов. 

Режиссёр словно сбился с заданного пути где-то на половине. Иначе сложно ещё объяснить, почему “Хильда” ровно в середине настолько резко скатывается до уровня унылой, озлобленной и попросту посредственной инди-драмы о… А о чём вообще? Видимо ответ на этот вопрос можно найти исключительно в голове режиссёра, но уж точно никак не в самом фильме. Насколько бы красивой с точки зрения визуального повествования первая половина фильма не была, чрезмерная и совершенно лишняя чернушность второй половины оставляет исключительно неприятное послевкусие. Словно на голову зрителя вылилось целое ведро грязи. 

Оценка: 2 из 5 

P.S. Это был последний фильм из конкурсной программы, который показали прессе. 

ОТЕЦ (2020) - СПЕКТР 

реж. Срджан Голубович 

“Отец” Срджана Голубовича, чей фильм завоевал целых два приза в программе “Панорама” в рамках 70-го Берлинале, может похвастаться искренним исполнением, пробивающим своего зрителя на слёзы. Сербский режиссёр рассказывает понятную и мало оригинальную историю о любви родителя к своим детям, ради которых он готов и горы свернуть, и реки вплавь пересечь, и до Белграда пешком дойти за пять дней. Лента рассказывает пронзительную историю бедной семьи: социальные службы забирают детей у отца из-за удручающего финансового состояния. Сначала отец пытается добиться возврата своих детей у местных органов, а когда понимает, что все попытки тщетны, решает отправиться пешком из маленькой деревни в Белград, дабы подать жалобу столичному министру. 

И весь фильм Голубовича - это долгая, изнурительная для центрального персонажа и очень поэтичная дорога к надежде, снятая на 16-мм плёнку. Для отца путешествие даётся отнюдь не легко. Он теряет сознание от истощения, ему попадаются волки и бомжи, которые пытаются его ограбить ночью. Однако он не сдаётся, ведь как бы тяжело не было, намного сложнее протагонисту глубоко в душе, в сердце, в котором социальная служба оставила неизлечимую рану, забрав детей у любящего отца. В подобной фабуле Голубович и разворачивается на полную катушку, изнуряя зрителя морально на протяжении двух весьма драматических часов. И полученные от просмотра “Отца” эмоции, это не только заслуги режиссёра, но и Горана Богдана, исполнившего главную роль. 

Никола, так зовут отца, говорит мало, лишь по делу и то, только в те моменты, когда его спрашивают. Горан Богдан отыгрывает всю боль и переживания своего героя через молчание, во время которого у зрителя складывается ощущение, будто его персонаж вот-вот взорвётся. Актёрская игра Богдана - главный эмоциональный стержень картины, без которого лента Голубовича не сработала бы. Актёру важно было прожить эмоции и чувства своего героя, дабы зритель верил ему и действительно смог проникнуться историей. И что у Богдана, что у Голубовича смог сформироваться отличный тандем друг с другом. 

Оценка: 4 из 5 

 

МНЕНИЕ КОРРЕСПОНДЕНТОВ МОЖЕТ НЕ СОВПАДАТЬ С МНЕНИЕМ РЕДАКЦИИ

World Podium © 2015 - 2020.     Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927.  Дата регистрации: 31.08.2015.

Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. 

Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

Поделитесь