Эклектичный «Дядюшкин сон» в Театре имени Гоголя - экспрессивные «обломки аристократии» на сцене театральной Москвы!

Новости

Эклектичный «Дядюшкин сон» в Театре имени Гоголя - экспрессивные «обломки аристократии» на сцене театральной Москвы!

Эклектичный «Дядюшкин сон» в Театре имени Гоголя - экспрессивные «обломки аристократии» на сцене театральной Москвы!

Театр имени Гоголя под руководством Антона Яковлева второй сезон подряд радует публику постановками известных литературных произведений, которые интерпретированы актуально и современно, но не извращены и не искажены пафосом, пошлостью и примитивом - всем тем, что нередко пытаются выдать за «новые веяния» в искусстве.

В начале сезона на Основной сцене Театра имени Гоголя состоялась премьера спектакля «Дядюшкин сон» по одноименной повести Федора Достоевского в постановке заслуженного артиста России Александра Марина.

Первые показы с аншлагами прошли 7, 29 сентября, 8 и 15 октября.

Нет никаких сомнений, что на культурном небосклоне столицы во всём своём великолепии засиял новый театральный бестселлер: «Дядюшкин сон» - гармоничная синергия потрясающих актёрских образов, оригинальной режиссуры и вечно актуальной классики.

Сюжет эклектичного спектакля вне времени: предприимчивая Марья Александровна Москалева, проживающая в уездном городе Мордасове, прилагает все силы, чтобы успешно выдать замуж свою двадцатитрехлетнюю дочь Зину. Случайно в городе оказывается князь К. – состоятельный господин преклонного возраста. Пользуясь возможностью, Марья Александровна готова пойти на все, чтобы женить чудаковатого князя на своей дочери, невзирая на цену, которую придется заплатить за достижение желаемого…

На главные роли в новом спектакле приглашены корифеи - в образе властной, порывистой и увлечённой Марьи Александровны Москалевой предстаёт народная артистка России Алена Яковлева, в роли престарелого, но не совсем безумного князя, - заслуженный артист России Александр Семчев.

В образе дочери Зины - молодая талантливая актриса Варвара Комарова, а роль подленького приспособленца Мозглякова воплощает Кирилл Ковбас.

С восторгом и восхищением отметим всех актёров Театра Гоголя, которые с задором и куражом ярко, ёмко и хлёстко воплощают «разношёрстных» жителей провинциального Мордасова: от светских сплетников и завистников до молчаливого мужа Москалевой (Андрей Андреев) и учителя Васи (Александр Хохлов), в которого беззаветно и верно влюблена Зина.

Уникальный колорит Мордасова и его жителей во всей палитре чувств воссоздают: Екатерина Сахно, Мария Макурина, Ольга Добрина,  Виктория Кизко/Юлия Гоманюк, Анастасия Епифанова, Полина Шеповалова.

Театр в геометрической прогрессии!

В сценическом пространстве разворачивается «театр в театре»: на «сцене жизни» события и герои масштабны и остры, диалоги и монологи в гримёрке - камерные, доверительные, предельно искренние, интимные. Действие спектакля начинается уже на входе публики в зрительный зал - публику мягко и гостеприимно погружают в «Дядюшкин сон», увлекая в гротесково-гиперболизированный мир героев, в которых легко можно узнать себя или своё окружение.

Режиссер Александр Марин: «Дядюшкин сон» - женская повесть, что у Достоевского встречается не часто. Здесь внимание автора сосредоточено в первую очередь на женском мире, на главной героине – Марии Александровне Москалевой, на ее дочери, Зине, на женском обществе, которое их окружает, на борьбе за возможность влиять на судьбы города Мордасова. Этот материал на сто процентов соотносится с сегодняшним днем, удивительно совпадая с нашим временем и по тексту, и по смыслу. Главная героиня, Зина, желая помочь своему возлюбленному, идет на низкий поступок, заведомо зная, что он закончится провалом. Меня в «Дядюшкином сне» прежде всего интересует тема того, как мы теряем, растрачиваем нашу жизнь на глупости, на бессмыслицы, как меняются наши идеалы под воздействием окружающей среды и наших внутренних убеждений».

Несколько дней назад в нашем издании вышло эксклюзивное интервью Юлии Бурулевой с Народной артисткой России Алёной Яковлевой, полный текст интервью по ссылке:  Алёна Яковлева: «Задача театра - потрясать!» - https://worldpodium.ru/news/alyona-yakovleva-zadacha-teatra-potryasat.

Делимся фрагментом интервью, посвящённым спектаклю «Дядюшкин сон»:

В сентябре в Театре имени Гоголя состоялась премьера спектакля "Дядюшкин сон". Расскажите о новом спектакле и о своей героине.

Несмотря на то, что произведение из далёкого прошлого (повесть «Дядюшкин сон» написана в 1859 году), наш спектакль - не архаика, а современный Достоевский. В постановке много смешных, ироничных моментов, но это не водевиль и не комедия. Жанр спектакля - трагикомедия: смех сквозь слёзы. Режиссёр Александр Марин великолепно использует очень востребованный сейчас ход «театр в театре», в котором безграничный простор для фантазии и импровизаций. В «Дядюшкином сне» много молодёжи, всех «мордасовских кумушек» играют молодые девушки, которые сбрасывают главную героиню с пьедестала. Моя предприимчивая героиня, Марья Александровна Москалева, очень хитрая, лицемерная, невероятно увлечённая и одержимая. Желание вырваться из Мордасова её полностью поглощает, она искренне убеждена в верности своей идее, ловко манипулирует людьми, в том числе своей дочерью, которую мы тоже сделали сильной личностью. Любовь матери к дочери разрушительная, патологическая, но при этом Москалева не забывает о личных интересах: она одержима своей идеей не только ради блага дочери, но и из соображений собственного эгоизма. 

Сценография спектакля помогает вживаться в образ? Насколько, на Ваш взгляд, эта история актуальна в современном мире?

Сценография спектакля минимальна, ничего лишнего не отвлекает от главных действующих лиц в «театре жизни». Замечательный свет, невероятно стильные костюмы, грим. Причёску для своей героини я придумала сама, осуществлена она была вместе с замечательными художниками-гримёрами театра.

В постановке присутствует эклектика, но при этом она современна. Цинизм и порок сплошь и рядом, но в конечном итоге он губит. Сейчас девушки, увлечённые идеей вырваться из глуши и безденежья, и без помощи матерей поступают таким образом. Мы никого не поучаем, но показываем: что происходит с человеком, когда он настолько безумен в своих корыстных целях.

Есть ли что-то общее у Ваших героинь в спектаклях «Дядюшкин сон» и «Лес», Москалевой и Гурмыжской?

Они похожи только в том, что обе вокруг себя устраивают своеобразный театр: это активные женщины, которыми движут очень сильные чувства. Если роль Москалевой основана на одержимой любви к дочери и желании вырваться из Мордасовского пространства, то у Гурмыжской - одержимая любовь к молодому человеку.

Да, во всех ролях видна моя индивидуальность, мои актёрские краски, моя ирония и самоирония, но это две разные героини. Москалева -  вихрь, который всё закручивает вокруг себя. Мне даже молодёжь говорит: «Откуда у вас столько энергии?»

В «Дядюшкином сне» огромное количество текста: если в «Лесе» преобладают диалоги, то в этом спектакле огромные монологи. Я очень много работала над ними, как говорят зрители, они очень разработаны. Кульминационная сцена -  монолог, обращённый к дочери, в котором синхронизируются все эмоциональные краски и безграничная гамма чувств.

Художественный руководитель Театра имени Гоголя Ваш брат, талантливый режиссёр Антон Юрьевич Яковлев, ему приходится буквально создавать театр с нуля. Расскажите об атмосфере, которая царит в театре.

Мне кажется, в этом есть особый интерес - в действующем театре нужно подстраиваться под сложившуюся стилистику театра или перестраивать её, а в новом театре есть возможность создать всё с чистого листа.

Антон Юрьевич Яковлев - очень творческий человек, прекрасный режиссёр, который хочет выстроить театр со своим лицом и своей репертуарной политикой. Конечно, перед ним стояла непростая задача - с таким бэкграундом сложно это осуществить. Тем не менее в прошлом сезоне он уже выпустил прекрасные спектакли - «Гроза. Искушение», «Сон в летнюю ночь», другие режиссёры выпустили в Театре Гоголя замечательные постановки - «Воскресение» и «Портрет Дориана Грея». Я очень рада, что Антон Юрьевич пригласил меня в спектакль «Дядюшкин сон», который стал второй премьерой театра, выпущенной на основной сцене. Репетиции приносили истинное удовольствие, в театре царит замечательная атмосфера. Спасибо Антону Юрьевичу, Александру Марину, Александру Самойленко, молодым актёрам, Кириллу Ковбасу и Варваре Комаровой, всем партнёрам и всей команде спектакля. Можно сказать, что в спектакле «Дядюшкин сон» сложилось всё!

Невозможно не согласиться с Алёной Юрьевной - в «Дядюшкином сне» действительно сложилось всё!

В захватывающем ритме динамичного спектакля встречаются театр и жизнь, увлекая публику в феерию событий и соблазнов, безграничной гаммы чувств и калейдоскопа эмоций. Сила и уверенность в себе контрастируют на сцене с тотальным, фатальным одиночеством, которое, собственно, во многом и является корнем всех проблем и поступков героев.

Алёна Яковлева невероятно убедительна и пронзительна в своей роли! Марью Александровну Москалеву часто трактуют как отрицательного персонажа, но благодаря широчайшей актёрской палитре талантливой многогранной актрисы этот персонаж стал гораздо более объёмным и обаятельным, выйдя за принятые рамки и шаблоны. Да, поступки и поведение Марьи Александровны выходит за пределы морально-нравственных и этических норм, но с какой неистовой силой и страстью она стремится воплотить в жизнь свои идеи! Её целеустремлённость по-настоящему восхищает!

Александр Семчев также вышел за привычную трактовку Князя, которого часто воплощают полным безумцем. В герое Семчева есть и нежность, и наивность, и трепетность, и честь. «Обломок аристократии» оказывается гораздо более порядочным и благородным, чем всё светское общество Мордасова.

Зина в воплощении Варвары Комаровой - девушка «себе на уме». Это не кроткая, покорная дочь, которая во всём доверяется советам и заветам матери: Зина влюблена, чтобы спасти своего возлюбленного от тяжёлой болезни, она готова принести в жертву даже свою молодость.

Художник по костюмам Анастасия Кучугова создала для персонажей образы, тонко подчёркивающие их характеры.

Марья Александровна Москалева в первом акте предстаёт в эффектном бордовом платье, это уверенная в себе, властная, сильная женщина, которая не остановится ни перед чем в достижении своей цели. Во втором акте главная героиня облачается в строгий стальной наряд, но даже у её «стальных нервов» и «железной выдержки», как оказывается, есть предел.

Обрамляет и усиливает эмоциональную составляющую музыка Дмитрия Марина, световые эффекты Ильи Султанова и хореография Александра Лимина.

То, что начинается как комедия, в финале оборачивается драмой.

Может ли даже благовидная цель оправдывать средства? Куда способно привести безумное стремление достичь желаемого? Есть ли границы и «берега» у материнской любви? И почему вроде бы искренне любящая свою дочь мать готова сделать судьбу дочери разменной монетой в достижении своих корыстных целей? Каждый зритель при просмотре спектакля сам ответит на эти риторические вопросы.

Погрузиться в эклектичный и эфемерный, но такой живой, динамичный и достоверный «Дядюшкин сон» можно 27 октября, 4, 16 ноября, 9, 30 декабря!

 

По лабиринтам экспрессивного «Дядюшкиного сна» блуждала корреспондент Бурулева Юлия

Фотографии - пресс-служба Театра им. Гоголя

Читать также

World Podium © 2015 - 2024.  Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927.  Дата регистрации: 31.08.2015.

Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. 

Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

Поделитесь