Гангстерская романтика одиночества. Рецензия на фильм «ИРЛАНДЕЦ»

Новости

Гангстерская романтика одиночества. Рецензия на фильм «ИРЛАНДЕЦ»

Гангстерская романтика одиночества. Рецензия на фильм «ИРЛАНДЕЦ»

«Ирландец» – фильм режиссёра Мартина Скорсезе, не нуждающегося в особом представлении. Выше собственных жанровых условностей картина особо не перепрыгивает, но, когда нужно, пробивает, словно монтировкой черепную коробку, все полимеры кинематографических и драматургических уровней.Скорсезе мечтал снять эту ленту очень давно, его любовь к гангстерскому кино не позволила ему пройти мимо книги Чарльза Брандта «Я слышал, ты красишь дома» – образцовое и признанное самими боссами мафий, как одно из самых правдивых литературное произведение о криминальном мире. Адаптировать первоисточник под кино-формат Скорсезе позвал на помощь своего давнего друга и коллегу, сценариста Стивена Зеллиана – в дуэте они уже работали над «Бандами Нью-Йорка» 2002 года. 

И амбиций, не без причин появившихся у Скорсезе по отношению к этому проекту, было так много, что одно время режиссёр был не в силах найти финансирование. Ни одна крупная студия попросту не решалась пойти на сотрудничество даже с настолько с именитым автором, как Мартин Скорсезе, придумавшим одну из самых рисковых технических авантюр в своей карьере. Охватывая целые десятилетия, показывая персонажей фильма в разных возрастах, начиная от их молодости в 50-е, заканчивая глубокой или же не очень старостью, Скорсезе хотел, чтобы одного героя играл один актёр. Если Фрэнка Ширана по прозвищу «Ирландец» должен был играть 70-летний Роберт Де Ниро, значит он будет играть и молодого, и возрастного, и престарелого Фрэнка Ширана. Как этого добиться? Всё «просто» – взять всё того же Роберта Де Ниро, культовых Джо Пеши и Аль Пачино и омолодить их всех с помощью компьютерной графики.

На словах всё это звучит безумно, на деле – ещё безумнее. При всём при этом «Ирландец» задумывался как медлительный, с очень плавным, но тем не менее не отпускающим внимание зрителя темпом фильмом хронометражем три с половиной часа. Во-первых – для воплощения всех своих идей Мартину Скорсезе, по предварительным расчётам, понадобились баснословные 150 млн. долларов. Во-вторых – Скорсезе не планировал снимать мейнстримное кино. Его «Ирландец» больше напоминает ретро-гангстерский эпос, снятый по всем заветам «Славных парней», «Казино» и «Злых улиц» того же Скорсезе, визуальных референсов к коим хватает. Однако, у ленты очень много общего как и с «Однажды в Америке» Серджио Леоне, так и с «Лицом со шрамом» Брайана Де Пальма, и с «Крёстным отцом» Фрэнсиса Форда Копполы. 

Сегодня картины подобного размаха и величия уже не снимают, особенно настолько именитые режиссёры, с не менее известным актёрским составом. «Ирландец» – слишком амбициозное и выбивающееся из современных законов индустрии авторское кино, за которое никто не решался взяться – удивительного в этом мало, учитывая всё вышеперечисленное. Но съёмки фильма всё же состоялись в 2017 году, после чего он отправился на длительный и очень трудоёмкий этап постпродакшна. Главным героем в этой истории выступает Netflix – компания, приютившая «Ирландца», которая уже начинает вырабатывать традицию, спонсируя столь экспериментальные проекты, минуя кинотеатральный широкий прокат. Сначала Netflix выпускает шедевральный «Рома» Альфонсо Куарона, теперь «Ирландца» Мартина Скорсезе. Вопрос: «Кто следующий?». 

В плане рассказанной истории в «Ирландце» зритель вряд ли найдёт что-то новое. Никаких откровений не случилось – это классическое во всех смыслах гангстерское кино с типичной для режиссёра моралью. Один трёх с половиной часовой фильм – одна конкретная жизнь одного человека, ввязавшегося по молодости в криминальный мир итальянско-американской мафии, из которого выход всегда один – смерть. Всё волшебство, как экранизации, так и книги, кроется в деталях – это полноценный путеводитель по тому, как жили, как работали, как убивали и заметали следы, что ели и чем дышали криминальные деятели второй половины ХХ века в США. Фильм погружает в историю Америки с головой: то тут, то там в диалогах всплывают знакомые имена, а изрядному количеству исторических камео и вовсе отведена отдельная роль во всём этом спектакле. 

Персонажи: Фрэнк «Ирландец» Ширан (Роберт Де Ниро) – ветеран Второй мировой войны, прошедший от самого начала ввода Союзных войск в Европу, будучи простым пехотинцем, до самого её конца. Вернувшись на родину, в поисках лёгких денег, сначала ввязывается в простенькую авантюру, а после, случайно познакомившись с криминальным авторитетом Расселом Буфалино по прозвищу «Коротышка», попадает в игру посерьёзнее. Фрэнк – человек дела. Он не задаёт лишних вопрос, никогда не сдаёт своих и готов взяться за любую, даже самую грязную работёнку. Набор этих качеств позволяет ему не просто не затеряться в гангстерском деле, но даже преуспеть в нём, обрасти связями и стать одним из самых уважаемых членов семьи. 

Герой Роберта Де Ниро одновременно и центральный персонаж фильма, и рассказчик. Весь сюжет проходит через призму восприятия Фрэнка: зрители видят мир его глазами, чувствуют эпохи через его взаимодействие с ними, знакомятся с другими личностями ленты через его рукопожатия и так далее. Может показаться, что Фрэнк – один из самых нераскрытых персонажей картины, но это лишь частично является верным замечанием. На самом же деле, поскольку Фрэнк и повествует обо всех и обо всём в этом фильме, то и получается так, что именно героя Де Ниро зрители не видят со стороны. Выпадает лишь возможность оценить его поступки, слова и мотивы, но не более. Фрэнк выступает лишь связующим звеном между аудиторией и целыми десятилетиями, по которым он аккуратно и прогуливается вместе со зрителями. 

Рассел «Коротышка» Буфалино (Джо Пеши) – человек, благодаря которому Фрэнк смог адаптироваться в криминальной среде. Без Рассела ничего и ничто не решается на его территории, он способен повлиять на решения больших боссов, сохранить человеку жизнь или же напротив, дать чётко понять остальным, что может случиться, если кто-то нарушит правила. С этим персонажем, к сожалению, связано не так много событий, но все они запоминаются и так или иначе западают в душу. Особенно то, как Рассел и Фрэнк на протяжении всей своей дружбы не отказывали друг другу в наслаждении съесть самый вкусный хлеб в стране. Три с половиной часа хронометража идеально работают именно на этот пункт – привязывание к персонажам. 

В дуэте Роберта Де Ниро и Джо Пеши, с одной стороны, нет ничего удивительного, а с другой – это насколько потрясающе рассказанная и поставленная история одной дружбы в мелочах, что ближе к финалу, когда зритель вдоль и поперёк изучил героев, именно в деталях и начинает проявляться главное очарование «Ирландца». У фильма целый ряд сценарных и технических недостатков, которые на фоне мастерской работы Мартина Скорсезе с содержанием выглядят как иголки в стоге сена – какие-то бросаются в глаза сами по себе, а какие-то и вовсе не замечаются при первом просмотре. Всё дело в том, что режиссёр чётко понимает, за какие эмоциональные крючки зацепить зрителя, осознанно концентрируя внимание на самом важном – на мастерстве рассказать отличную историю. 

Джимми Хоффа (Аль Пачино) – второй, после президента, по известности человек в Америке, коррумпированный директор профсоюза, открыто соперничавший с братьями Кеннеди во времена их борьбы против мафиозных организаций. Невероятно многогранный персонаж, одержимый своей любовью к поеданию мороженного, больше которого ему нравится, пожалуй, употреблять в речи ругательное слово «Cocksucker». Однако, не в персоне Джимми самый сок, потому что в первую очередь данный герой – это эпохальное возвращение легендарного Аль Пачино, погрязшего в последние годы либо в откровенно отвратительных и низкокачественных недоразумениях, либо в просто проходных проектах, либо в хороших фильмах, но лишь на ролях третьего, а то и четвёртого плана. 

Не сказать, что Аль Пачино переигрывает всех и вся в «Ирландце», но смотрится он весьма органично и как нельзя удачно в образе сдержанного человека. Видно, что у Аль Пачино ещё остались тузы в рукавах и ему есть, что показать. Да и вообще, что для Аль Пачино, что для Джо Пеши и Роберта Де Ниро, «Ирландец» – их лучшие актёрские работы за последние несколько десятков лет уж точно. Самым сильным перфомансом в ленте может порадовать Джо Пеши, чей герой зачастую за всю сцену и малейшего слова может не проронить, а посмотреть так живо, что кровь стынет в жилах. Следом идёт классический Роберт Де Ниро, чей талант зрители также давненько не видели. Де Ниро особенно удались личные, одинокие сцены, в которых есть только его герой и камера – то, как он говорит и работает в морально сложные для его персонажа моменты, делает и без того эмоциональную привязку к истории ещё сильнее. 

Единственная весомая проблема всего фильма, больше похожая на жирную условность, с которой зритель будет вынужден смириться – это его техническая сторона. Конкретнее, омоложение актёров местами выглядит слишком фальшиво. Местами всё выполнено очень и очень хорошо, тонны графики на лицах актёров иногда сложно заметить, а детализация кожи на ультракрупных планах и вовсе выше всяких похвал. Вот только «Ирландец», при всех стараниях Мартина Скорсезе, не справился со своей самой амбициозной задачей – контраст между молодыми и старыми образами героев не чувствуется совсем. Да, специалисты на славу потрудились, замазывая все морщины актёров, но скованный язык тела 70-летних артистов скрыть никак не получилось. Да и сам эффект никак не позволяет поверить в то, что на экране перед зрителем 30-летний мужчина. 

В этом плане «Ирландцу» не удаётся быть на шаг впереди развлекательных блокбастеров от Marvel, у которых с омоложением актёров год за годом всё остаётся на максимально высоком уровне. Опять-таки, всё это – условность. Принимать её или нет – индивидуально для каждого, на сам сценарий подобное техническое исполнение никак не влияет. 

«Ирландец» – эталонный гангстерский эпос Мартина Скорсезе, чувствующий себя превосходно даже в настолько развернутом хронометраже, который, вопреки ожиданиям, не утомляет во время просмотра. Напротив, благодаря настолько длинной истории кино и работает ближе к финалу так, как надо. Последние тридцать минут фильма и вовсе – самое душераздирающее зрелище в этом году. Ближе к финальным титрам, казалось бы, ничего не происходит, однако, в то же самое время, происходит так много всего, что не поддаться магии «Ирландца» очень сложно. Каждого персонажа режиссёр представляет очень любопытным способом: стоп-кадр, на нём появляются титры, на них – имя, фамилия и дата смерти человека, а под ней – причина кончины. Как правило, единицы умирали естественной смертью, а из тех, кого не убили, ещё меньший процент умирал не в тюрьме.

И всё это – цена, которую каждый вынужден платить за свой шанс хорошо поживиться в криминальном мире. Но бывают и исключения: человека могут не убить, он может ждать своей смерти на свободе в окружении подглядывающих за ним людей. Вот только кроме денег и работников социальных служб в угасающей жизни бывших криминальных авторитетов ничего быть не может. Лишь пожирающие их день за днём одиночество и чувство вины от содеянного, преследующие их всю жизнь. В этом и кроется вся романтика гангстерской жизни. Кино не для всех, оставляющее зрителя после своего просмотра с целой горой эмоций и размышлений в голове – самое яркое определение, которое можно найти по отношению к «Ирландцу» Мартина Скорсезе. 

"Работая по обе стороны уголовного права, я пришел к пониманию того, что тысячелетиями признаваемая совесть, исповедуемая религиями, программами двенадцати шагов и психиатрами и описанная такими художниками, как Шекспир, присуща человеческой природе. Алкоголь и наркотики могут заглушать ее голос, но он таится в глубине, ожидая, пока его умело выведут на поверхность." 

 

Оценка: 10 из 10

«Ирландец» – уже на Netflix  

World Podium © 2015 - 2019.     Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927.  Дата регистрации: 31.08.2015.

Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. 

Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

Поделитесь