Жизнь современного человека подобна пересадке в метро в час-пик: ты должен соблюдать заданную скорость толпы. Если сильно торопишься, то придётся маневрировать в бесконечном людском потоке, обгонять, и наверняка, кого-то толкать локтями. Когда по тем или иным причинам не можешь соблюдать заданный остальными темпоритм, увы, толкать будут тебя, а ещё грубить, выплёскивая бесконечную волну негатива и негодования. Если, не дай Бог, произойдёт падение, лавина спешащих людей может запросто задавать своей массой того, кто не устоял на ногах...
Может быть, пора хоть на минуту остановиться в этой динамичной гонке за успехом и постараться задуматься о том, где мы? Что происходит вокруг? Почему триумфальные ценности человечества, которые вырабатывались тысячелетиями, вдруг нивелировались и канули в лету цивилизаций? Деньги стали важнее дружбы, карьера приоритетнее любви, а меркантильность в рейтингах личностных принципов зачастую поглощает милосердие?
Все эти и многие другие вопросы задаются в новом спектакле Театра Сатиры «Где мы?..», премьера которого состоялась 7 февраля.
Поставил спектакль драматург, режиссёр, профессор театрального училища им. Щукина – Родион Овчинников. Совсем недавно мы рассказывали о его антрепризных спектаклях – «Не бойся быть счастливым» и «Снег в чужом городе».
Актёрский ансамбль «Где мы?..» впечатляет, в главных ролях представители разных поколений – Александр Ширвиндт, Фёдор Добронравов, Александр Олешко и Юрий Нифонтов.
Для Александра Ширвиндта постановка – первая премьера за много лет. Его ученик, а ныне Заслуженный артист России Александр Олешко давно мечтал сыграть в одной пьесе со своим наставником. Идея родилась три года назад. Заручившись согласием Ширвиндта, Олешко озвучил свою идею Родиону Овчинникову. Так начался путь нового театрального проекта, в процессе создания пережившего множество трансформаций, чтобы в итоге поговорить с публикой на очень важные и нужные темы, подарив бесконечную гамму чувств – от искромётного юмора до ностальгических, а порой трагических слёз.
Жанр постановки на сцене Театра Сатиры определён как фантасмагория. К слову, такая формулировка обычно даёт создателям шанс выйти за пределы принятых канонов комедий, драм, трагедий и пофантазировать более широко, применив многочисленные художественно-изобразительные, драматургические и актёрские приёмы.
Герои спектакля волею судьбы оказались в сумасшедшем доме.
Популярный телеведущий Олег Порох (Олешко), которого, надо сказать, не совсем задушила гонка рейтингов и «лавина пошлости и цинизма», бесконечным потоком транслирующаяся по всем каналам.
Легендарный, некогда всеми любимый, а сейчас полностью забытый клоун Зарайский (Ширвиндт), вынужденный доживать свой век в полном одиночестве. На месте психиатрической лечебницы раньше был дом ветеранов сцены, который сгорел. Пожар уничтожил его паспорт, Зарайский не только не хочет никуда уезжать, но, собственно, и ехать ему некуда.
Третий пациент –типичный русский мужик, самородок-гармонист, мастер –золотые руки, отец 8-ых детей, безжалостно топящий неуёмную энергию в бутылке (Добронравов).
«Дирижирует» этой колоритной троицей главный врач больницы (Юрий Нифонтов), сам балансирующий на хрупкой границе между уравновешенностью и психозом и испытывающий чётко выраженный диссонанс между гуманными стремлениями и утопией реальной жизни.
Но это далеко не все герои насыщенной постановки.
Рефреном в невероятных событиях появляется режиссёр –жандарм в юбке Наталья Карпунина, которая за годы работы на телевидении съела ни один пуд соли и сахара, а сейчас искренне сожалеет о былых чистых помыслах, свежих идеях, сокрушаясь, что всё телевидение погрязло в гонке «рейтингов» и «трафиков», забыв о душевности, трепетности и доброте.
Чем дальше заходит повествование, тем больше зрители понимают, что, в целом, наши герои отнюдь не душевно больны, а скорее напротив – такой диагноз впору ставить окружающему обществу, утопающему в собственных пороках.
В канву спектакля чутко вплетены мамы главных героев, которые приходят в снах и воспоминаниях. Материнская забота, нежность, ласка противопоставляется ненормальным ценностям, которые многими воспринимаются как жизненное кредо и стимул для существования.
Где фантазия, а где реальность, и что скрыто за героями и обстоятельствами? О чём нам говорит оргия в психбольнице или дуэль, в которой соблюдены все традиции и правила кодекса чести?
Ответ очевиден – за витиеватым словом фантасмагория и затейливым сценическим действием, словно зеркальная проекция, отражается суровая действительность, тонко и изящна завуалированная с помощью метафор и олицетворений, сравнений, гротеска и конечно же, оригинальных актёрско - режиссёрских находок, технических и световых эффектов.
Александр Ширвиндт: «Мы живем в сложном веке, и где бы это ни происходило, это немножечко сумасшедший дом. Степень сумасшествия разная, причины и поводы тоже. Мы хотели сегодня порассуждать о том, как быть в сумасшедшем доме. Мой герой похож на меня по возрасту. Когда речь идет о ветеранах сцены, я это знаю не понаслышке: бывал в этих домах, открывал дом ветеранов сцены - это страшно, трагически милый колумбарий еще доживающих людей».
Александр Олешко: «Сейчас масса примеров, как творческие люди проявляют себя в разных стилях, жанрах и направлениях. Я играю судьбу человека, актера театра и кино. Это не конкретная биография, а собирательный образ - жизнь разных людей, поколений. Мы все в какой-то момент кричим: «Господи, как в сумасшедшем доме!» В таких обстоятельствах очень важно сохранить в себе человека, не растерять, не продать, не предать самого себя, сохранить любовь, веру. Вот об этом наш спектакль».
Фёдор Добронравов верно подметил, что это та постановка, которую лучше один раз увидеть, чем десять раз услышать, и пригласил зрителей на спектакль! Следующий раз увидеть спектакль «Где мы?..» на сцене Театра Сатиры можно 9, 18 февраля, 1, 21 и 29 марта.
Спектакль, в аллегоричной манере рассказывающий истории из жизни нескольких людей, в конечном итоге, намного шире — он о самой жизни. Сатира, ирония, гротеск, скажите Вы?! Отнюдь нет! За острым гротеском скрываются глубокие мысли о "здоровье" общества, в котором законы чести исчезли вместе с дуэльным кодексом, а царствует цинизм и пошлость.
Символично, что в названии спектакля после вопросительного знака поставлен знак бесконечности. В этой постановке действительно заложена бесконечность размышлений, мыслей и вопросов, ответ на которые каждый зритель должен найти сам. И чем скорее тем лучше. Ведь именно от этого во многом зависит - сумеем ли мы сохранить гордое звание Человека!
Так «Где мы?...» В прогрессивном обществе инноваций или в вымирающей цивилизации, которая рано или поздно погибнет из-за собственной алчности и равнодушия?