«Идиот» в театре им. Моссовета: «Неумолимые качели человеческих судеб»

Новости

«Идиот» в театре им. Моссовета: «Неумолимые качели человеческих судеб»

«Идиот» в театре им. Моссовета: «Неумолимые качели человеческих судеб»

Творческое наследие великого классика Фёдора Михайловича Достоевского, словно безграничный лабиринт, преодолевая который можно взглянуть со стороны на наш мир, со всей его гаммой чувств - страстями, сомнениями, страхами, преодолением и бесконечной борьбой человека с самим собой. Сменяются эпохи и поколения, но неизменны глобальные ориентиры морали и чувства, которые в большей или меньшей степени испытывает каждый человек. Вероятнее всего, по этой простой закономерности, также как и в 19 веке, в 21 столетии персонажи Фёдора Михайловича актуальны и остры.

На сцене Театра им. Моссовета в октябре 2017г. представили премьеру спектакля «Идиот», поставленного по пьесе Юрия Еремина по мотивам романа Ф. М. Достоевского. Режиссёром и сценографом также выступает Юрий Ерёмин, который в своём творчестве уже неоднократно соприкасался с произведениями Достоевского, в том числе и с романом «Идиот».

В отличие от многих современных режиссёров, Ерёмин не пытается эпатировать публику, самоутверждаться за счёт трансформации классики, он филигранно доносит глубокий смысл произведения до зрителей, акцентируя пристальное внимание на морально-нравственных аспектах.

У спектакля два состава, но  отнюдь не первый (сильнейший) и второй (страховочный) – как это порой бывает в театрах.

Каждый актёр, проживая на сцене судьбу героя, абсолютно точно попадает в своего персонажа, наделяя его уникальными красками, яркой индивидуальностью и характерностью.

В роли князя Мышкина:  Антон Аносов / Дмитрий Подадаев, Настасья Филипповна: Екатерина Гусева / Юлия Хлынина,  Парфён Рогожин - Захар Комлев / Владимир Андриянов.

В спектакле играют: Анатолий Васильев / Александр Бобровский (генерал Епанчин), Галина Дашевская / Нэлли Пшенная (генеральша Епанчина), Татьяна Храмова / Кристина Исайкина (Александра), Анна Михайловская / Анастасия Пронина (Аглая), Геннадий Коротков / Дмитрий Журавлев (Тоцкий), Нил Кропалов / Антон Поспелов (Иволгин), Марина Кондратьева / Татьяна Родионова (мать Иволгина), Яна Львова / Александра Кузенкина (Варя, сестра Иволгина), Владислав Боковин / Евгений Ратьков (Фердыщенко), Владимир Горюшин / Андрей Смирнов (Лебедев), Алексей Шмаринов / Сергей Зотов (Радомский).

На протяжении всего спектакля режиссёр словно говорит зрителю о том, что человек должен нести добродетель и милосердие.

Символично, что Мышкин в первой сцене появляется, а в финальной исчезает через светящиеся врата, рефреном особо знаковых сцен является звучание колокола, а часть декораций напоминает высокие горящие свечи.

Наклонные плоскости декораций также наводят зрителей на корреляционную параллель, что человек своими поступками может как вознестись к небесам, так и скатиться в пропасть.

Несложно объяснить –почему наше жестокое общество, обременённое множеством пороков и страстей, воспринимает искренних, душевных, милосердных людей вроде князя Мышкина, словно «Идиотов»: ведь признав силу таких личностей, общество, основанное на меркантильных ценностях и затейливых интригах, беспощадно распишется в собственной слабости и уязвимости. Возможно ли найти выход из этого? Едва ли…

Как показывает сама История, человеческие пороки искореняются с огромным трудом, а некоторые слабости рода людского и вовсе не поддаются укрощению.

В финале первого отделения Настасья Филипповна, с горечью и болью в голосе говорит в адрес Мышкина: «Впервые Человека встретила!»

Действительно, добрый, наивный князь – первый человек, который отнёсся к ней по-настоящему душевно, без похотливой наглости и меркантильной алчности. Но она не считает себя достойной связать с ним, чистым, невинным свою судьбу, поэтому и уезжает с Рогожиным.

Одна из ключевых сцен второго отделения – встреча Льва Николаевича, Аглаи, Настасьи Филипповны и Парфёна Рогожина  на качелях в Павловском парке, подстроенная порывистой Аглаей.

 Вся наша жизнь, словно качели, движущиеся с разным ускорением –то стремительный взлёт ввысь, то свободное падение в пропасть неизвестности. Никто из нас не знает, насколько долго суждено раскачиваться качелям его судьбы, но абсолютно каждый стремится к вполне понятным и простым  вещам - гармонии с миром и с самим собой…

Только интерпретация гармонии у каждого своя.

Князь Мышкин невольно стал причиной соперничества двух неординарных сильных женщин – Настасьи и Аглаи, и, пожалуй, в каждую он по-своему влюблен и очарован ей! Лев Николаевич, в отличии от большинства героев, зацикленных на личных проблемах, способен сострадать ближнему, понимать и принимать его.

Вероятно поэтому к нему так тянется обуреваемый страстями, безудержный, напористый Рогожин.

Настасья Филипповна в исполнении как Гусевой, так и Хлыниной –вызывает сострадание, сожаление. Её красота  восхищает, а к достоинству и гордости испытываешь уважение. Женщина, поставленная судьбой в непростые обстоятельства, пытается выжить в этом суровом мире. А с каким благородством она бросает в огонь целое состояние, на которое её хотел «купить» Рогожин! Настасья Филипповна устала быть красивой игрушкой и объектом страстей для сильных мира сего, она хочет, чтобы в ней видели не куклу эффектной внешности, а человека, страдающего и глубокого.

Аглая в воплощении Михайловской и Прониной – своенравна, капризна, смела, но в тоже время ранима и эмоциональна. В ней сквозит мощный протест и диссонанс внутреннего и внешнего миров.

Каждый другой герой- тоже проекция абсолютно жизненных судеб.

Известный художник по костюмам Виктория Севрюкова создала для спектакля изумительные костюмы, каждый из которых не только отражает историческую эпоху, но и подчёркивает характер героев. Особенной роскошью отличаются наряды Настасьи Филипповны, выполненные преимущественно в чёрно-красных, а также чёрно-белых тонах.

Портретные характеристики и особенности всех персонажей раскрыты филигранно чутко и тонко, в спектакле нет шаблонных образов и картонных масок, а есть живые люди, страдающие и сомневающиеся, мечтающие и разочаровывающиеся.

Постановка снова и снова ведёт с публикой диалог о природе человеческой личности, пытается разобраться почему человечество из века в век задыхается в вакууме собственного цинизма и равнодушия.

Неизлечимо больной князь Мышкин чувствует тоньше, видит глубже и понимает больше, чем многие представители « прогрессивного» общества.

Кто есть «Идиот», а кто «Посланник света?» Вопрос риторический…

Следующие показы «Идиота» на сцене Театра им. Моссовета 27 января, 8 и 24 февраля!

Кстати, рекомендуем приходить заблаговременно! В фойе театра открыт увлекательный музей, в котором представлены уникальные экспонаты многолетней истории легендарного храма Мельпомены!

World Podium © 2015 - 2019.     Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927.  Дата регистрации: 31.08.2015.

Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. 

Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

Поделитесь