В основе спектакля "Кабаре Терезин" - музыкальные и текстовые произведения, созданные в 1942-1944 годах заключенными нацистского концлагеря Терезиенштадт, среди которых были выдающиеся еврейские артисты и звезды европейской довоенной эстрады.
Этот необычный театральный проект, получивший большой резонанс по всему миру, теперь впервые выходит на русском языке. В России его - в постановке режиссера и сценариста Нины Чусовой - представляют Российский еврейский конгресс (РЕК) и Фонд Еврейского музея и центра толерантности. Продюсер спектакля - Михаил Шейнин (исполнительный продюссер "Kremlin Gala"). Авторами российской версии стали также композитор и художественный руководитель проекта Сергей Дрезнин и хореограф Сергей Филин. Перевод песен и текстов подготовил Игорь Писарский.
Музыкальный спектакль «Кабаре Терезин» проходит с участием живого оркестра и звезд театра Московского мюзикла, среди которых Мириам Сехон, Мария Биорк, Иван Новоселов, Денис Котельников, Антон Эльдаров, Константин Соколов.
По сюжету спектакля, в лагерь Терезиенштадт прибывает новая семья: известная писательница Ильзе Вебер из Праги вместе с мужем и сыном. Они постепенно привыкают ко всем тяготам жизни и тоже начинают выступать на подмостках «Кабаре Терезин», где обретают новых друзей: актрису Ханну и режиссера Карела. В лагерь приезжает и веселый старик Мендель, который не унывает в любой ситуации. Герои становятся как одна большая семья, и уже кажется, что жизнь налаживается... Но вначале Менделя, потом мужа Ильзе, а потом и ее саму с ребёнком отправляют в Аушвиц. Ханна и Карел остаются одни в своём Кабаре - теперь уже самом грустном кабаре на свете. В этой печальной истории тем не менее много юмора, музыки и веселья. По словам создателей, спектакль призывает любить жизнь и ценить каждый ее момент. Тексты, музыкальные номера и видеоизображения, используемые в спектакле, созданы на основе реальных произведений, картин и детских рисунков узников Терезиенштадта.
КОМПОЗИТОР СЕРГЕЙ ДРЕЗНИН: Мы представляем вам уникальный проект: спектакль, основанный на музыкальных номерах и текстах, написанных и исполненных артистами-заключенными концлагеря Терезиенштадт в 1942-44 гг.
В 1992 году австрийский актер и режиссер Александр Вехтер пригласил меня сделать спектакль по материалам кабаре Терезиенштадтa. Для Александра это была семейная история: барон Раймонд фон Вехтер и его супруга были интернированы в лагерь и погибли в Аушвице. Tворческая мощь этого материала потрясла меня. Искусство, музыка и юмор, которые побеждают болезни, лишения и саму смерть: «Все жанры, кроме трагедии!». К нам на репетиции приходили бывшие узники лагеря, приносили неизвестные нам тексты, помогая соблюдению исторической правды. После успешной премьеры в Rabenhof Theater мы пять лет играли спектакль в Вене и на гастролях на главных театральных сценах Австрии, Германии и Швейцарии. В 1994 году была создана английская версия во Флориде, в 2001 спектакль Off Broadway, а в 2008 году при поддержке Правительства Франции была создана французская версия в Theatre Champs Elysees в Париже. Везде этот спектакль пользовался огромным успехом. Вышли два диска – на немецком и английском языках. Эти произведения живут, их исполняют и изучают в школах и колледжах. Сегодня, благодаря поддержке Фонда Еврейского Музея и центра толерантности, узники Терезиенштадта расскажут нам свои истории и споют свои песни в русском переводе, специально созданном Игорем Писарским. Там, где музыка отсутствовала, я и патриарх венского кабаре Герхард Боннер написали новые мелодии. Постановка Нины Чусовой позволяет зрителю пройти страшный и героический путь наших героев. Спасибо всем создателям спектакля!
3000 лекций, создавались музыкальные произведения, силами детей была поставлена опера «Брундибар». Уроки были запрещены, но замечательная представительница движения Bauhaus Фрида Брандайс создала там уникальную систему детского художественного воспитания. Исполнение оркестром гетто «Реквиема» Верди под руководством дирижера Рафаэля Шехтера вошло в легенду. Правда, оркестру приходилось все время заново репетировать - музыкантов увозили «на восток»…
Постепенно нацисты сообразили, что небывалая художественная и интеллектуальная активность узников Терезина может послужить в пропагандистских целях. По приказу Геббельса началось т.н. украшательство (die Verschönerung): были разбиты клумбы, поставлена карусель, развешены вывески «Магазин», «Школа» и «Театр», лагерь должен был выглядеть, как курорт. 23 июля 1944 года Терезин посетила делегация Красного Креста, которой была продемонстрирована прекрасная жизнь «образцового» гетто. Заключенные чинно прогуливались по присыпанным песком дорожкам. Дети повторяли заученные фразы: «Опять сардинки, дядя штурмбанфюрер?». А в павилионе на главной площади Ghetto Swingers играли джаз, запрещенный в Третьем Рейхе! Делегация осталась в полном восторге, мир так и не узнал правды о Терезиенштадте. Эта же выдуманная реальность стала темой пропагандистского фильма, снятого заключённым — режиссёром Куртом Герроном. «Фюрер дарит евреям город». Тысячи статистов изображали футбольный матч, доблестный труд у станка, счастливых и сытых детей… По окончании съемок все они были отправлены в Аушвиц. Последний состав, прибывший в Аушвиц 28 октября 1944, был из Терезиенштадта.
9 мая 1945 года Красная Армия освободила лагерь.