«Как выходят в люди»: возобновленную версию спектакля «На всякого мудреца довольно простоты» представили в Московском Губернском театре

Новости

«Как выходят в люди»: возобновленную версию спектакля «На всякого мудреца довольно простоты» представили в Московском Губернском театре

«Как выходят в люди»: возобновленную версию спектакля «На всякого мудреца довольно простоты» представили в Московском Губернском театре

«Хочешь жить – умей вертеться!» - эта знаменитая пословица не нуждается в какой-либо аргументации и из века в век воспринимается как аксиома. Меняются эпохи, государственные устройства, трансформируются нравы и обычаи, но главные человеческие качества, достоинства и недостатки, соблазны и пороки с течением летописи времён остаются неизменны.

Именно поэтому герои неувядающего классика Александра Николаевича Островского никогда не утратят своей актуальности и остроты.

19 и 20 октября Московский Губернский театр представил возобновленную версию легендарного спектакля Олега Табакова «На всякого мудреца довольно простоты», который с успехом шел в репертуаре Театра Олега Табакова почти 17 лет (1997 - 2014).

Как известно, между понятиями «актёрский» и «режиссёрский» спектакль есть существенная разница. Постановки Табакова всегда славились именно «актерскими спектаклями», где режиссёр искусно и чутко создавал уникальный рисунок, подчёркивая малейшие детали и нюансы произведения  и раскрывая яркую индивидуальность артистов.

«Мудрец» был очень любим зрителями, а в героях Островского по традиции многие узнают себя и своё окружение.

Роль Глумова в постановке исполнял один из самых знаменитых учеников Табакова – Сергей Безруков. Он сыграл в этом спектакле более 200 раз - от премьеры до финального показа. Причем весь последний сезон (2013-2014) "Мудреца" играли на сцене Московского Губернского театра, который Сергей Безруков возглавил в 2013 году. По сути, это был по-отечески благословляющий жест мэтра, который решил поддержать своего ученика: Табаков перевез свой легендарный спектакль на безвестную сцену в Кузьминках, и лично присутствовал на спектакле, когда он впервые был сыгран на сцене МГТ 2 июня 2013 года. Спустя годы в память о своем Учителе Сергей Безруков решил восстановить этот спектакль Табакова в авторском рисунке, в сценографии Боровского, но уже с артистами Губернского театра. Роль Глумова в премьерных спектаклях исполнил талантливый юный ученик Табакова - Денис Нурулин, выпускник последнего курса Мастера в его Театральной Школе. Роль Клеопатры Львовны Мамаевой исполнила Анна Снаткина. Также роль Глумова будет играть артист МГТ Илья Малаков.

Егор Дмитриевич Глумов - молодой дворянин из обедневшей семьи. Он талантлив, умен, образован и чертовски хорош собой, но все эти качества ничего не значат, если нет денег. Понимая, что честным путем успешную карьеру сделать невозможно, Глумов решается на хитроумную интригу, а каждый свой шаг, каждое событие записывает в дневник. Используя слабости влиятельного дядюшки и его окружения, Глумов стремительно приближается к своей цели. Но, окрыленный успехами, он забывает, что и у него есть одна слабость, из-за которой можно в одночасье лишиться всего достигнутого.

Островский был настолько ироничен и игрив, что даже имена и фамилии персонажей отражают  их внутренний мир.

Блестящий, но бедный дворянин Глумов (Денис Нурулин/Илья Малаков) – откровенно глумиться над окружающими, однако до гуру интриг ему ещё далеко – он молод, порывист, эмоционален, чем рискует угодить в паутину своих же изящных капканов. Роль Глумова по-настоящему бенефисная, там содержится очень широкая палитра красок, что, безусловно, для актёра –невероятная удача, колоссальный опыт и, конечно, огромная ответственность.

«Ах, обмануть меня не трудно!.. Я сам обманываться рад!» - крылатое высказывание Пушкина точно характеризует всех героев «Мудреца».

Сильные мира сего, Мамаев (Сергей Вершинин), Крутицкий (Виктор Шутов/ Григорий Фирсов), Городулин (Сергей Куницкий/Михаил Шилов), понимают, что Глумов им откровенно и неприкрыто льстит и угождает, но они настолько самовлюблённые и амбициозные, что торжествуют от фальшивой лести, упиваясь своим «величием».

Свой невысокий интеллект, косноязычие, неумение владеть пером и «современным слогом» скрывают за важностью, вальяжностью и социальным статусом. А на самом деле без  таких людей, как Глумов, разносторонних, находчивых и многогранных, «авторитеты» неспособны решить даже простейшую задачу.

Жена Мамаева Клеопатра Львовна (Анна Снаткина) – типичная представительница светской львицы, которая намного младше своего супруга – расчётлива, изворотлива, хитра, но падка на молодых красавцев, а значит, уязвима.

Колоритны и узнаваемы суеверная богатая купчиха Софья Игнатьевна Турусина (Елена Доронина), которая верит слухам, наветам и предсказаниям, и её племянница Машенька (Валерия Минина/Наталья Качалкина), которая «как и положено Московской барышне без денег замуж не пойдёт».

Узнаваемы и актуальны Курчаев (Даниил Иванов/ Никита Кологривый) и Голутвин (Василий Шмаков), среднестатистические представители общества, в котором царит меркантильность.

Характерны и показательны персонажи Манефы (Ольга Смирнова), Гадалки (Татьяна Рудова) и Приживалок (Елена Петрова, Наталья Карагодина, Ирина Токмакова, Анна Цанг, Дарья Рябцева, Елена Цагина).  Когда религия или доверчивость становятся оружиям в руках лжецов, это может иметь фатальные последствия.

Каждый герой вносит свою лепту в это динамичное, захватывающее действие, которое удерживает внимание зрителя на протяжении почти трёх часов.

И конечно, объединяет их всех главный герой – Егор Глумов. И хотя молодой человек противопоставляет себя этому общество пошлых циников, положительным героем его назвать сложно. «Над глупыми людьми не надо смеяться, надо уметь пользоваться их слабостями», - убеждён Глумов. А тот, кто хочет кого-то использовать в своих корыстных целях, едва ли знает, что такое честь и порядочность.

Сергей Безруков о спектакле:

«Эта премьера мне очень дорога. Роль Глумова – одна из моих любимых работ в «Табакерке», я играл в этом спектакле почти 17 лет. Более того, когда я стал художественным руководителем Губернского театра, мы целый сезон играли «Мудреца» на этой сцене, и Олег Павлович Табаков, режиссер-постановщик этого спектакля, сидел в ложе и смотрел. И теперь мы восстанавливаем этот спектакль с артистами Губернского театра.

Мы восстанавливаем спектакль в точности, каким он был. Мизансцены, костюмы, декорации, и, конечно же, трактовка персонажей и замысел постановки в целом – все, как задумывал Олег Павлович. В какой-то степени это моя ностальгия по «Табакерке», по тому времени, когда мы репетировали и играли этот спектакль нашим замечательным актерским составом. Михаил Хомяков, Ольга Блок-Миримская, Марина Зудина,Олег Киндинов, – все были настолько хороши, и сама постановка, безусловно, была по-своему уникальной. В этой пьесе Островского потрясающие характеры, очень сочные персонажи, играть которых сплошное удовольствие. И мне хотелось, чтобы, играя в этом спектакле, артисты Губернского театр заново открыли для себя мир Островского. Островский – великий автор, он писал о нас с вами, его пьесы – вне времени. Молодой человек решил сделать карьеру. Да у нас с вами таких – вся страна!

В роли Глумова – Денис Нурулин, выпускник Школы Табакова, эта преемственность для меня очень важна. Ему 22 года, он играет своего ровесника. Я начинал играть Глумова примерно в этом же возрасте, мне было 23. Анна Снаткина будет играть роль Мамаевой - до нее эту роль играла Марина Зудина.

Роль Глумова – подарок для артиста, эта роль – практически бенефисная. Он постоянно меняется от сцены к сцене: как говорил Олег Павлович, роль Глумова – это совершенно фантастическая смена скоростей. В одной сцене он глупый племянник, следом, сразу –прагматичный молодой человек, тут же через секунду –страстный любовник, через пару сцен он –карьерист и чиновник. Но при этом он еще не утратил искренности, он еще не прожженный циник, и это очень важно было для Табакова. Это история увлекающегося человека. Он презирает это общество, и пишет об этом в своем дневнике. Дневник - его единственный друг. И в этом его увлеченность, его романтизм. Тема этой пьесы очень современна, она дает возможность молодежи рассмотреть и такой вариант жизненного пути. Насколько возможно остаться человеком во всех этих реалиях и законах общества?

Я хотел передать дух Табаковского спектакля. Как будто это одна и та же постановка, просто другой состав исполнителей. Рисунок ролей прежний, мизансцены, декорации, костюмы – все как в прежнем спектакле. А свою любимую роль передал «по наследству» ученику Табакова – Денису Нурулину. Мне хотелось добиться того, чтобы в спектакле была видна режиссура Олега Павловича, которая останется с нами в Губернском театре, теперь уже навсегда».

Денис Нурулин, исполнитель роли Глумова:

«Ради этой роли я отказался от съемок в 16-серийном сериале. Я ученик Табакова, и этот спектакль – дань мастеру, Олегу Павловичу, это память о нем. Я смотрел этот спектакль много раз: во время репетиций пересматривал эту постановку в видеозаписи, но видел спектакль и «вживую» здесь, в Губернском театре, когда учился на первом курсе у Олега Павловича Табакова. Я смотрел из третьего яруса стоя, потому что мест не было. И конечно, тогда даже представить не мог, что я буду играть здесь, на этой сцене, эту роль. Это настоящее чудо, шанс, за который я очень благодарен Сергею Витальевичу. Конечно, я понимаю, что мою работу будут сравнивать с тем, как играл Глумова Сергей Витальевич Безруков, но что же поделать, это ожидаемо. Пусть сравнивают, я просто буду делать свою работу».

Анна Снаткина, исполнительница роли Мамаевой:

«Я ходила на этот спектакль, будучи еще совсем молоденькой девчонкой. Мне очень нравилось, что Островский там звучал очень современно. В привычном понимании Островский – это классика, нечто статичное, застывшее, а там я увидела очень современных молодых людей, которые играют не только о прошлом, но и о настоящем. Островский как мне кажется – это чисто актерский автор, здесь ни за чем не спрячешься. И то, что он писал, актуально и сейчас. У нас была задача полностью перенести спектакль Табакова на сцену Губернского театра, поэтому мы строго придерживались рисунка, который задан, мы все же занимались восстановлением спектакля в память об Олеге Павловиче Табакове. Но поскольку каждый артист индивидуален, мы, как мне кажется, каждый все равно привнесли что-то свое.

Для меня эта первая большая театральная премьера. Не ввод, или когда ты что-то делаешь наспех, а премьера в настоящем репертуарном театре, с большой ролью, – это у меня в первый раз. Мне было очень интересно наблюдать за процессом: как работает эта огромная постановочная машина, как ты становишься ее частью, распределяешься, как что-то получается, что-то не получается. И, конечно, огромное счастье от премьеры. Если ты работаешь по-честному, не думая о том, как на тебя среагирует зритель, - тогда и все репризы, гэги становятся смешными, и только тогда ты цепляешь зрителя».

Островский выбрал для своего произведения метафоричное название, а, между тем, пьеса вполне могла бы быть справочником «Как выходят в люди».

Выйти в люди, сделать карьеру без связей и капитала очень сложно. Но, как известно, деньги дело наживное, а связи – тем более. При остром уме, высоком интеллекте, природной находчивости, хитрости и изворотливости можно быстро добиться существенных высот.

Однако, ни один интриган не застрахован от провала или просчёта, и даже самая верная стратегия не гарантирует 100% успех и реализацию задуманного.

Фортуна, хоть и Богиня Удачи, но она женщина, а значит, капризная и своенравная, и  может стремительно изменить благосклонность на гнев.

Смену мизансцен и декораций в спектакле разделяет занавес – в виде объявления о фотостудии.

 «На всякого мудреца довольно простоты» можно смело назвать фотографией человеческого общества, в котором никогда не утратят своё влияние фальшь, лицемерие и цинизм.

Спектакль полностью повторяет режиссуру Олега Павловича Табакова, но, конечно же, перед актёрами ни в коем случае не стоит задача копировать или пародировать первых исполнителей легендарных ролей.

Каждый актёр ищет свои краски и воплощает героя через призму своей индивидуальности и мастерства. Таланта Губернским актёрам не занимать, а значит, от показа к показу спектакль будет только набирать мощь и силу!

Два премьерных дня прошли на ура! Публика принимала нового «Мудреца» бурными овациями, цветами и криками: «Браво!»

Хочется верить, что Олег Павлович со своей небесной Планеты наблюдает за этим и искренне радуется, что разлетевшиеся по свету «Цыплята Табака» с честью и гордостью продолжают Его дело!

В ближайшие месяцы лично убедиться, что «На всякого мудреца довольно простоты», в Московском Губернском театре можно 20, 29 ноября, 25, 26 декабря!

 

Театральный тренинг «Как добиться успеха» по Островскому проходила:

Корреспондент: Бурулёва Юлия

Фотографии: Галина Фесенко

Читать также

World Podium © 2015 - 2024.  Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927.  Дата регистрации: 31.08.2015.

Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. 

Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона. 

Информация размещенная на данном сайте не является публичной офертой, и размещается в образовательных целях.

Поделитесь