Большая премьера на исторической сцене Театра имени Евгения Вахтангова - 4 и 5 марта режиссёр Владислав Наставшев презентовал столичной публике масштабный и невероятно метафоричный спектакль по роману Ф.М. Достоевского «Идиот».
Это вторая вахтанговская работа режиссёра в легендарном Театре – его «Повесть о Сонечке» по произведению Марины Цветаевой, выпушенная на Новой сцене в декабре 2023 году, стала одной из главных премьер прошлого сезона, спектакль отмечен премией «Хрустальная Турандот» в номинации «Лучшая режиссура» и несколькими другими почётными наградами. Репортаж по ссылке: «Повесть о Сонечке» Марины Цветаевой на Новой сцене Театра Вахтангова: «Человеком быть – это чувствовать боль» - https://worldpodium.ru/news/povest-o-sonechke-mariny-cvetaevoy-na-novoy-scene-teatra-vahtangova-chelovekom-byt-eto.
Те зрители, кто видел «Повесть о Сонечке», уже знакомы с образным почерком режиссёра, для тех, кто впервые соприкоснётся с творчеством Владислава, оригинальность его художественного взгляда станет открытием. Примечательно, что премьерный спектакль - третье обращение Владислава Наставшева к роману «Идиот»: он репетировал роль князя Мышкина, когда учился на актёрском факультете ЛГИТМИКа, а 10 лет назад поставил «Идиота» в Риге.
В дуэте с Валерией Барсуковой Владислав выступил и автором сценографии спектакля, ему же по традиции принадлежит музыкальное оформление постановки, созданное в тандеме с Иваном Лубенниковым.
Также в команде спектакля: художник по костюмам – Майя Майер, художник по свету – Руслан Майоров, видеохудожник – Ася Мухина, художник-гримёр – заслуженный работник культуры России Ольга Калявина, звукорежиссёр – Всеволод Семёнов, помощники режиссёра – Наталья Меньшикова, Кристина Миронова.
Согласно режиссёрской задумке, словно филигранное музыкальное произведение, роман «разложен» на четверых главных героев – некоторые другие персонажи присутствуют заочно в диалогах, но не появляются на сцене. Оригинальную авторскую версию гениального романа Фёдора Михайловича Достоевского на сцене воплощают восхитительные Вахтанговские артисты: Константин Белошапка (Князь Мышкин), заслуженная артистка России Анна Дубровская (Настасья Филипповна), Павел Юдин (Парфён Рогожин), Полина Рафеева (Аглая Епанчина).
Примечательно, что Константин Белошапка - единственный, кто ранее работал с Владиславом Наставшевым. В «Повести о Сонечке» харизматичный многогранный актёр предстаёт во всех мужских образах, восхитительно воплощая на сцене 12 абсолютно разных персонажей. Для трансформаций Константина из образа в образ не используется специальный грим, кроме усов: актёр перевоплощается мгновенно как драматически, так и пластически, энергетически и эмоционально.
Можно смело сказать, что Белошапка и Наставшев находятся «на одной волне» - актёр филигранно воплощает самые неожиданные идеи режиссёра. Это колоссальный труд и скрупулёзное погружение в роль.
В образе Князя Мышкина Константин проживает всю гамму чувств, передавая малейшие детали и нюансы героя, диссонанс внешнего и внутреннего, сомнения и противоречия Князя, его сочувствие и сострадание ближним, боль от того, что он не может им помочь…
Константин Белошапка не эксплуатирует природную красоту, не боится быть разным на сцене: для роли Князя Мышкина актёр с ярко выраженным обаянием и мощной мужской харизмой значительно трансформируется – Константин меняет мимику, пластику, переходит на тонкий фальцет. Это выглядит не пародийно, а невероятно органично и убедительно. Добрый, наивный, непосредственный и искренний Мышкин является самым адекватным героем этого спектакля – если бы все люди вокруг были такими же открытыми, бескорыстными, милосердными и высокодуховными, то мир, без сомнения, был бы намного светлее и чище.
Символично, что слева на авансцене расположены театральные кресла: Князь, словно смотрит эпатажный спектакль, в котором чувства и поступки героев открываются через призму гротеска и гиперболы в самой широкой амплитуде.
Одной из кульминационных сцен постановки Владислава Наставшева является пронзительный и проникновенный монолог Мышкина о вере, который Константин Белошапка во всей палитре эмоций произносит во втором действии. Суть Веры, просто и ёмки сформулированная Князем, открывает новые парадигмы в сознании зрителей. В действие гармонично интегрирована параллель с картиной Ганса Гольбейна Младшего «Мёртвый Христос в гробу», которую в одой из мизансцен визуализирует главный герой.
Блистательная Анна Дубровская воплощает Настасью Филипповну роковой, парадоксальной, противоречивой и очень эмоциональной дамой. Красота стала для этой героини не наградой, а проклятием. Может быть, поэтому уже в начале спектакля она появляется с ножом груди, тем самым «закольцевав» трагический сюжет произведения и своей жизни, финал которой заранее предопределён.
Павел Юдин в роли Парфёна Рогожина демонстрирует огромный актёрский и человеческий темперамент. Обезумевший от похотливой страсти, безудержно жаждущий добиться своей цели, не способный остановиться ни перед чем герой, живёт и действует «наотмашь» и «на разрыв аорты», не задумываясь о последствиях для себя и для окружающих.
Пронзительная Полина Рафеева в роли Аглаи балансирует между трогательной нежностью и порывистой смелостью, страстностью и соблазном. В ней сквозит мощный протест и диссонанс внутреннего и внешнего миров. Музыкальный номер, в котором Аглая в эротичном соблазнительном костюме неистово исполняет «Жил на свете рыцарь бедный…», можно сравнить разве что с церемонией вручения «Оскар» и других всемирных премий. Вызов обществу и самой себе, ураган энергии!
К слову, именно эта композиция на стихи Александра Сергеевича Пушкина является главным музыкальным (и не только) лейтмотивом спектакля, который рефреном в разных вариациях повторяется на протяжении всего действия. Песня о «Рыцаре» и его непостижимым видении, которое тонко коррелируется с Верой, идеально обрамила драматургию спектакля и его многослойность.
Сценография, созданная Владиславом Наставшевым вместе с Валерией Барсуковой, усиливает инфернальность постановки и поражает множеством сложнейших эффектов. Важнейшие элементы сценографии – инновационные лазерные установки, которые визуально создают не просто оригинальное освещение, а удивительное иллюзорное пространство из разных геометрий.
Возникают ассоциации со стихами Иосифа Бродского:
«...Вечер. Развалины геометрии.
Точка, оставшаяся от угла.
Вообще: чем дальше, тем беспредметнее…»
Усиливает эти ассоциации 15-метровая беговая дорожка, по которой герои устремляются то ли в будущее, то ли телепортируются между пространствами и мирами, а, может быть, пытаются убежать от самих себя?
Директор театра Кирилл Крок в социальных сетях сообщил, что, велика вероятность, «это самая длинная беговая дорожка во всем мире, которая используется на сцене, и что общий вес декораций - восемь (!) тонн. Для сравнения: ныне ставшая уже легендарной стена из гениального спектакля Римаса Туминаса «Война и мир» весит около двух тонн».
Геометрия отражена и в других элементах сценографии – сцена расположена под углом, в зыбком туманном пространстве, окутанном дымом, нет чётких границ – кажется, что эти густые серые тучи бесконечны. На «торцевых» сторонах сцены друг напротив друга расположены высокие двери, а часть пространства авансцены занимает бездна, которая может затянуть.
К слову, в первых двух действиях на сцене, словно на неизвестной планете, вроде Марса, легко различить разные виды растительности и грунта, в третьем действии остаётся лишь рваный палас, навевающий на мысль об условности времён и эпох. Временной период «Идиота» также размыт – в процессе развития действия героини меняют костюмы разных столетий, на сцене легко узнать советскую мебель и предметы интерьера, в некоторых мизансценах фигурирует проводной телефон, а также мобильный…
Оригинальная трактовка изобилует множеством аллюзий и аллегорий, как с гениальным романом, так и с биографией великого писателя, и, вполне возможно, образно и метафорично проводит параллели и с другими историческими персонажами и фактами.
Однозначно одно – каждый зритель воспримет премьеру в Вахтанговском театре сквозь призму своей личности: одни сочтут «Идиот» в постановке Владислава Наставшева гениальным шедевром и будут возвращаться снова и снова, другие выразят сомнение и даже несогласие с такой трактовкой классических и во многом канонических персонажей русской литературы.
Но ведь театральное искусство – субстанция не статичная: здесь нет и не может быть незыблемых констант, но всегда должен быть простор для фантазии и творческих экспериментов.
Каждый спектакль, как и каждый человек, уникален: одни живут страстями и эмоциями «на разрыв», «выворачивая душу на изнанку», другие - руководствуются исключительно разумом и здравым смыслом, стараясь «удержать в узде» свои страсти и «приручить» чувства… На мартовские и апрельские показы "Идиота" билетов предсказуемо уже нет, 20 мая ещё есть шанс увидеть премьерную постановку.
«…Жил на свете рыцарь бедный,
Молчаливый и простой,
С виду сумрачный и бледный,
Духом смелый и прямой.
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему…»
Совсем скоро, 14 и 15 апреля, на Исторической сцене Вахтанговского Театра состоится премьера спектакля "Солнце Ландау" в постановке главного режиссёра Театра имени Евгения Вахтангова Анатолия Шульева. Спектакль по мотивам жизни и профессиональной деятельности легендарного советского физика Льва Ландау является одной из самых ожидаемых премьер театрального сезона, о нём мы обязательно расскажем.
Премьеру спектакля «Идиот» посетила корреспондент Бурулева Юлия
Фотографии: Яна Овчинникова и Валерий Мясников – пресс-служба Театра Вахтангова
World Podium © 2015 - 2024. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927. Дата регистрации: 31.08.2015.
Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.
Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.
Информация размещенная на данном сайте не является публичной офертой, и размещается в образовательных целях.