Накануне Дня России торжественно прошла XXXIII Церемония вручения премии «Хрустальная Турандот», одним из триумфаторов которой стал Театр Вахтангова: Вахтанговцы трижды поднимались на сцену для получения наград.
В номинации «Мастер» награды удостоился педагог Щукинского театрального института Владимир Иванов. Художник Максим Обрезков был отмечен статуэткой за лучшую сценографию прекрасного спектакля «Повести Пушкина» в постановке Анатолия Шульева.
«Лучшей работой режиссера» «Хрустальная Турандот» признала постановку Владиславса Наставшевса «Повесть о Сонечке» на стихи Марины Цветаевой. Именно об этом потрясающем спектакле, премьера которого состоялась на Новой сцене Театра им. Вахтангова в декабре 2023 года, пойдёт речь в этой статье.
«Неудержимая зыбкость бытия…»
«Повесть о Сонечке» Марины Цветаевой можно смело назвать поэтичной прозой - изобилующий метафорами, аллегориями и аллюзиями текст льётся, словно музыкальная мелодия, и эта квинтэссенция образов и чувств настолько эфемерна, что облачить её в сценическое действие кажется нереальным. Но Владислав Наставшев в тандеме с великолепными постановщиками и в синергии в восхитительными актёрами сотворил, казалось бы, невозможное: филигранно, словно искусный ювелир, он обрамил «Повесть о Сонечке» в сценическое действие, оживив героев произведения.
Автобиографическая «Повесть о Сонечке» была написана М.И. Цветаевой в 1937-1939 годах в городке Лакано-Осеан на побережье Атлантического океана. Поводом к написанию послужило запоздалое известие о смерти Софьи Голлидэй (1894-1934), с которой она была особенно дружна в период короткого увлечения театром и людьми театра.
В 1918 году Цветаева познакомилась с актёрами Павлом Антокольским и Юрием Завадским – участниками театральной Студии Евгения Вахтангова (так называемой «Мансуровской студии» – по названию переулка, на котором она помещалась), а потом с актёрами Владимиром Алексеевым и Софьей Голлидэй, занимавшимися и в Студии Вахтангова, и во Второй студии МХТ. Молодые студийцы и их учителя сформировали круг её общения в 1918-1919 гг.
«Есть любовь — есть жизнь. Нет любви...»
Оказавшись вдали от Родины, на сломе эпох и ветреных перекрёстках дорог, Марина Цветаева вспоминает о прошлом, о людях, с которыми связаны незабываемые минуты абсолютного счастья, безмятежной радости и творческой эйфории.
В «Повести о Сонечке» участвуют три актёра - они удерживают внимание публики на протяжении всего трёхчасового действия. В спектакле нет чётко выдержанного сюжета или интригующих событий, но есть Любовь в безграничной палитре проявлений: любовь к людям, к друзьям, близким и далёким, к творчеству и Родине, к самой Жизни, которая так мимолётна, быстротечна и хрупка.
В образе Марины Цветаевой – заслуженная артистка Евгения Крегжде, в роли порывистой Сонечки – Ксения Трейстер,
Сонечка в воплощении Ксении Трейстер, словно свежий морской бриз, живая, безудержная, непосредственная и наивная! Её Сонечка - молодая актриса маленького роста и яркой индивидуальности. Да, творческую и личную судьбу Софьи Голлидэй нельзя назвать очень счастливой и удачливой, но её талант отмечали великие глыбы: Константин Станиславский и Евгений Вахтангов.
Сотканная из контрастов и противоречий, сомнений и страстей, иллюзий и желаний…Героиня напоминает Марине её саму и в то же время озорная Сонечка является полной противоположностью Цветаевой, ментально гораздо более взрослой и рассудительной.
Они обе влюблены и по-женски очарованы обаятельным Юрием Завадским, но между героинями нет ни тени соперничества. Различие в темпераментах героинь подчёркивает и их одежда (художник по костюмам - Майя Майер).
Евгения Крегдже проживает образ Марины Цветаевой мощно, сильно, страстно. Если в начале спектакля её героиня полна жизненной энергии, вдохновения и восхищения, то в финале она стоит буквально «у последней черты» с ощущением полной безысходности. До фатального шага в Вечность у Цветаевой остаётся совсем немного времени…
Харизматичный многогранный Константин Белошапка предстаёт во всех мужских образах, восхитительно воплощая на сцене 12 абсолютно разных персонажей: бравый моряк, отважный юнкер, бурлящие творческой энергией молодые актёры, умудрённые опытом прожитых лет режиссёры… Для трансформаций Константина из образа в образ не используется специальный грим, кроме усов: актёр перевоплощается мгновенно как драматически, так и пластически, энергетически и эмоционально.
Покоритель сердец прекрасных дам, актёр Юрий Завадский, поэт Павел Антокольский, актёр и педагог Алексей Стахович, мужественный и надёжный актер Владимир Алексеев, подобно «крылатым Пегасам» всплывают в затейливых лабиринтах воспоминаний Марины Цветаевой.
В финале Константин Белошапка предстанет в образе грубоватого монтировщика сцены, который завершает магический сеанс телепортации между пространствами и мирами, спустив всех присутствующих с «песчаных барханов» воображения на реальную землю.
«Знаете, для чего существуют поэты? Для того, чтобы не стыдно было говорить - самые большие вещи»
Владислав Наставшев, режиссёр:
«Повесть о Сонечке» – густой, очень плотный текст. Общественные потрясения становятся для Марины Цветаевой своеобразным катализатором. Сумасшедшая энергия обновления, которой буквально пропитан воздух, даёт ей силы, темы, новый язык. О ком бы ни писала Цветаева, она, как большой поэт, писала о себе. Примеривала на себя чужие жизни, разные роли. Её проза, соединенная с реалиями жизни, полна магии, которая завораживает… Я благодарен Евгении Крегжде за совместное глубокое погружение в пространство прозы М.И. Цветаевой и внимательную работу над текстом нашего спектакля».
Жизнь и неумолимое, непостижимое время, словно песок, ускользающее сквозь пальцы символизирует атмосферная сценография. Владислав Наставшев в тандеме с Валерией Барсуковой является и художником спектакля. Сцена засыпана песком, чарующий шум волн и свежий морской бриз погружают в атмосферу релакса.
В центре пространства - большой книжный шкаф, из которого периодически появляются герои. И рядом со шкафом - неустойчивая конструкция, похожая на вращающуюся карусель или качели, которые плохо держат равновесие и в любой момент могут соскочить в пропасть неизвестности.
«Утраченную минуту не может вернуть даже сама Вечность…»
Режиссёр выступил не только сценографом, но и пронзительно исполнил песни, которые очень органично интегрированы в действие. Удивительно, но в спектакль, в параллель с оригинальными песнями на стихи Цветаевой, гармонично вписался шлягер Андрея Губина «Плачь, любовь», популярный на рубеже 90-ых и 2000-ых двадцатого века. Этот ход концептуально подчёркивает условность времени: чувства человека не зависят от эпохи и неподвластны прогнозам.
Спектакль «Повесть о Сонечке» тонко созвучен и с нашим временем, в котором одна эпоха, подобно волне или песчаной буре, приходит на место другой. Очень сложно в хаосе противоречивых событий не потерять почву под ногами и сохранить самого себя в пучине соблазнов, сомнений и страстей.
Как «песочные часы», время растворяется в сценическом пространстве и окутывает всех присутствующих импульсами чувств. Да, ничто не вечно под луной, и все это понимают. Понимала эта и Марина Цветаева, точно описав всю бренность жизни в стихотворении «Прохожий» и гениальном «Реквиеме».
«Вы все-таки человек, и я – человек, а человеком быть – это чувствовать боль», - эта цитата из «Повести о Сонечке» тонко резонирует в самое сердце. Никто не знает, сколько ему осталось, прежде чем раствориться в песках небытия и «упасть в бездну, разверзтую вдали», но можно и нужно стремиться оставаться Человеком, который чувствует не только свою, но и чужую боль.
В чарующую атмосферу потрясающего спектакля погружались:
Корреспондент Бурулева Юлия
Фотограф Парамонова Вера