Корейский шедевр бытия. Рецензия на «ПАРАЗИТЫ»: фильм-победитель 72-го Каннского кинофестиваля

Новости

Корейский шедевр бытия. Рецензия на «ПАРАЗИТЫ»: фильм-победитель 72-го Каннского кинофестиваля

Корейский шедевр бытия. Рецензия на  «ПАРАЗИТЫ»: фильм-победитель 72-го Каннского кинофестиваля

Корейский режиссёр авторского кино Пон Джун-хо наконец-то вернулся на родину. Вернулся для того, чтобы снять один из самых блестящих в своей карьере фильмов – «Паразитов», ставших лауреатами Золотой пальмовой ветви 72-го Каннского кинофестиваля. Устав от американизированных «Сквозь снег» и стриминговых «Окч», Пон Джун-хо словно возвращает себя к тому состоянию, в котором он создавал «Мать» и «Воспоминания об убийстве». Всю свою энергию он направил не на работу со съёмочной группой, а напрямую в актёров, которые, в свою очередь, делятся энергией со зрителем. Пон Джун-хо уникален в собственной оригинальности, его можно назвать автором жанрового кино, но он не любит следовать законам жанра, предпочитая деконструировать их, изворачиваясь и извращаясь с формой и содержанием. 

«Паразиты» Пон Джун-хо не отходят от привычной для режиссёра формулы – это жанровое кино, попадающее под жанровые рамки лишь частично. Фильм в умелых руках режиссёра на протяжении всего хронометража переходит из трагикомедии в триллер, из него в метафизические нарративы и обратно, зацикливая происходящее. Как и всегда у Пон Джун-хо – невозможно сказать, в каком конкретно жанре он работает, поскольку он создаёт кино так, как его и чувствует, лишь оглядываясь на его законы, ловко перемешивая их в одно целое. Подобный метод очень рискован, но только не у Пон Джун-хо, только не в «Паразитах», только не в произведении искусства, выходящего за рамки, но умеющего вовремя остановиться у границы, тем самым сохранив целостность конструкции. 

Сюжетная основа «Паразитов» хоть и пропитана чистейшим корейским колоритом, но история очевидно-универсальна для всех народов и государств. В центре сюжета две семьи: бедная и богатая, в каждой у родителей по два ребёнка. На контрасте семей строится почти вся картина. Первая обитает в полуподвале, борясь каждый день за выживание, без денег, без еды, без работы, даже без интернета, получаемого ими благодаря бесплатным Wi-Fi точкам в городе. Вторая живёт в дорогом особняке, отстранённом от всего мира, хозяева которого ни в чём себе не отказывают, растрачивая деньги направо и налево. Богатая жизнь слепа, но завидно возвышенна над всем остальным миром, бедная же – это существование с широко открытыми глазами таракана. 

Бедная семья медленно, но верно проникает в особняк богатой семьи, подделав документы и притворившись другими людьми. Сначала сын, не имеющий должного образования, устраивается на работу к богатой семье репетиром английского языка, уверенно начиная расчищать дорогу для своих родных. Хозяйка дома – добрая, но очень наивная женщина, предпочитает нанимать на работу людей по рекомендациям. Этим и пользуется бедная семья аферистов, начиная проникать в дом под видом мастера по арт-терапии, водителя и экономки. Желание выжить – преступление ли? Смотря с какой стороны посмотреть. Бедняки просто хотят выжить и прокормить друг друга, вот только в своей борьбе они идут на всяческие махинации, чтобы богатые работодатели уволили своих водителя и экономку, чтобы на их места встали расчётливые «паразиты». 


Фильм с завидным постоянством и в очень аккуратной форме, проводит параллели с насекомыми, зачастую сами персонажи называют друг друга тараканами – паразитами. И нищий слой населения, словно подражая насекомым, собирается в тёмных углах, плодясь и потребляя объедки, разбегаясь по сторонам с первыми лучами света, прячась от богатых хозяев жизни. Вот только кто в этом мире главных паразит – вопрос, не имеющий ответа. Богатая незрячесть или бедное потребление – две стороны одной монеты. В «Паразитах» нет хороших или плохих, есть люди, разделённые социальными слоями, но в первую очередь именно живые люди. Люди хотят жить, радоваться каждому дню, любить и заботиться в угоду собственному эгоизму. 

Человек даже не представляет, сколько насекомых живёт с ним нос к носу. В квартире человека хватает паразитов, о существовании которых хозяева могут даже и не подозревать. И тот факт, что зачастую за всю свою жизнь человек может так и не встретиться в своём доме с каким-нибудь насекомым ещё не говорит о том, что они не живут вместе с ним – они очень хорошо прячутся. Подобного рода прятки и бесконечные догонялки «Паразиты» собой и представляют, превращаясь в напряжённый триллер, с событиями, накрадывающимися друг на друга, как снежный ком. И этот снежных ком наращивает собственную массу напряжения на протяжении всего фильма, чтобы ближе к финалу лопнуть от собственной тяжести, тем самым разорвав морально зрителя на части. 

Пон Джун-хо, как всегда, подобрал отличных актёров, подходящих на свои роли. Его работа с каждым – поражает, а игра ансамбля – опустошает. Опустошает благодаря своей правдоподобности, ведь «Паразиты» не создают новый мир на экране, они дают зрителю прогуляться по реальному миру, несправедливому и низменному, в котором, увы, все люди делятся на слои. Социальные слои хоть и не подают виду, сохраняя гордое лицо, но в глубине души так или иначе годами накапливают ненависть друг к другу. Богатые презирают и на дух не переносят бедных – в фильме есть сцена, в которой богатая семья обсуждает мерзких запах метро, запах бедности. Бедные же напротив, одержимы богатыми – деньги, потенциальный работодатель, оттуда и животная ярость, окутывающая персонажей «Паразитов». 

Но вся накопившаяся грязь рано или поздно начнёт вылезать наружу, на поверхность, словно канализационные помои, окутывающие всё вокруг, как и в фильме. Люди в «Паразитах» в прямом смысле этого слова начинают тонуть в собственных экскрементах, захлёбываясь собственной низменностью. У героев картины нет никакого плана, лишь простая цель – выжить и заработать как можно больше денег. Любимая в народе поговорка: не в деньгах счастье. Вот только за деньги покупается всё, в том числе и счастливая долгая жизнь. Желание рождает погоню за финансовым благополучием, поэтому главные герои «Паразитов» так одержимы деньгами, ведь, как ни крути, эти бумажки и определяют жизнь в этом мире. А на пути к добыче денег можно и убить, обмануть, стать паразитом – что и происходит в фильме Пон Джун-хо. 

Так или иначе, но один социальный слой не может существовать без другого. «Паразиты» – кино многослойное, рассматривать его можно с разных углов, но интерпретация всегда одна, бессмертна и актуально-универсальна в любое время. Пон Джун-хо задаётся вопросами, оставляя ответы на суд зрителям, которые после просмотра не сразу смогут выкинуть «Паразитов» из своих голов. Это тот самый редкий вид картин в кинематографе, представляющий из себя незабываемый киноопыт, определяющий целую эпоху. Новый фильм Пон Джун-хо «Паразиты» – зеркало современного мира, зеркало общества, зеркало социальной жизни, зеркало человеческой природы. Это кино беспристрастное, кино смелое, живое, кино настоящее, вечное и не нуждающееся в описании, оно нуждается в зрителе, а он нуждается в этой картине. «Паразиты» – шедевр корейского происхождения, который намного ближе к любому типу зрителя, чем кажется. 

«Комедия без клоунов и трагедия без злодеев»

Оценка: 10 из 10 

«Паразиты» – в прокате с 4 июля  

World Podium © 2015 - 2019.     Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927.  Дата регистрации: 31.08.2015.

Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. 

Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

Поделитесь