Ксения Ротаева: «Пушкин. Из прошлого - в будущее» не похож ни на один проект в России!»

Новости

Ксения Ротаева: «Пушкин. Из прошлого - в будущее» не похож ни на один проект в России!»

Ксения Ротаева: «Пушкин. Из прошлого - в будущее» не похож ни на один проект в России!»

Выдающийся композитор нашего времени Ксения Ротаева в содружестве с коллегами-музыкантами представила на суд публике уникальный проект «Пушкин. Из прошлого – в будущее!». Идея музыкального перформанса появилась у Ксении несколько лет назад. Воплощению замысла помог Фонд поддержки культуры и спорта «Новые лица» на средства гранта Движения Первых.

Ксения, чем уникален ваш проект?

- Несколько лет назад, под впечатлением уникального голоса моей коллеги, замечательной вокалистки Алёны Долбик, у меня родилась идея. С Алёной мы делали много совместных проектов - озвучка детских песен, авторских мюзиклов, джазовые программы, французскую музыка 50-60 годов… Всё это она пела изумительно, со вкусом, в стиле и неким эстрадным тембром голоса. И однажды я услышала её запись одного авторского трека (Аве Мария) в классической академической манере. Меня как током пробило! И неделю крутился в голове вопрос, который я задала Алёне: «Почему, имея такой богатый тембр классического голоса, ты его не используешь?».

Ответ Алены был и прост, и сложен. Не хочется петь тот репертуар классической музыки, который поют все, где каждая нота, фраза должна быть спета так, как нужно исполнять по канонам этого произведения. У романсов - довольно узкий круг слушателей - библиотеки, небольшие залы. Современные слушатели воспитаны на хорошей зарубежной и русской поп, рок музыке. И классические романсы, оперы для большинства скучны, непонятны, что-то вроде красивого платья для бала, которое висит в шкафу, его не оденешь никуда. Оно громоздкое, старомодное, но представляет некий культурный код страны, который просто так не выкинешь.

 И передо мной, как композитором и аранжировщиком встала задача - сделать репертуар под классический тембр голоса Алёны Долбик, который будет в себе считать классическую основу произведения с современными ритмами, гармониями, которые 100 лет назад были привнесены в музыку джазом. А как мы знаем, из джаза возникли все современные стили - рок, поп, ритм&блюз. 

Переаранжировать их - бережно относясь к исходному материалу. Такой вид аранжировки называется Кроссовер. Современным слушателем почему-то интереснее слушать известные старые произведения в новой обёртке, чем новые композиции.  Далеко не все произведения подходят для переаранжировки. Я не могу искажать замысел композитора. Я могу рассказать его современным языком, понятным и доступным ныне живущим людям, воспитанным на другой музыке, которой не было в 19 веке.  Я решила взять русские романсы и фрагменты опер 19-начала 20 века Композиторы Глинка, Мусоргский, Чайковский, Римский-Корсаков писали музыку на стихи и сюжеты А. Пушкина.

Я решила к юбилею А. Пушкина сделать целую программу по его произведениям. Аккомпанемент произведений - не фортепиано, а симфо-джаз оркестр - ритм секция, со струнными, духовыми, с элементами импровизации, современными ритмами там, где это подходит по изначальному стилю произведения.  Я уверена, что если бы Глинка, Моцарт жили сейчас, то они бы писали музыку также гениально, но неким другим языком, который сформирован в современной культуре.

Используете ли вы дополнительные визуальные средства в своем проекте?

- Конечно! Огромной популярностью пользуются классические концерты с песочным шоу. Это позволяет держать внимание зрителей, в том числе и детей на концерте. Любую музыку нужно учится слушать. Нужно её объяснять.  Для этого я придумала форму Перформанса. Андрей Лобачевский между произведениями будет рассказывать предысторию создания произведения, знакомить с интересными фактами из жизни и творчества Пушкина, тем самым объединяя композиции в одно тематическое представление. Песочное шоу будет иллюстрировать сюжет, создавать некое настроение.  Зритель будет погружён и аудиально и визуально в мир Пушкина, созданный современным языком.

Повлияло ли творчество Пушкина на ваше становление как музыканта?

- На стихи и либретто Пушкина написаны большая часть классической музыки композиторов 19 века (оперы «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Борис Годунов», «Золотой петушок» и другие). Они входят в обязательную программу по изучению русской музыки. Поэтому я, как и большинство, выросла на стихах Пушкина, а потом и на музыке, написанной по его сюжету.

Современные композиторы, такие, как Свиридов, писали целые циклы по самым известным его стихам. У меня есть собственное сочинение для голоса и оркестра «Мороз и Солнце». Была даже идея в разработке - мюзикл Царь Салтан. Идеи, язык Пушкина остаются актуальными и современными по сей день.

Расскажите о команде проекта «Пушкин. Из прошлого – в будущее!»

- Этот проект я реализую с эстрадно-симфоническим оркестром Одинцовского района под управлением А. Балина.  Аранжировки классической музыки сложнее гармонически, чем джазовая и эстрадная музыка, которую играет оркестр. Поэтому на репетициях музыкантам приходится быть более сосредоточенными, больше времени уходит на разбор произведения. Музыканты привносят интересные идеи во время своих соло, поэтому в результате общее звучание должно быть уникальным, не похожим ни на один существующий проект в России.

Светлана Мельникова.

Фото – личный  архив Ксении Ротаевой.

 

Читать также

World Podium © 2015 - 2024.  Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927.  Дата регистрации: 31.08.2015.

Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. 

Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона. 

Информация размещенная на данном сайте не является публичной офертой, и размещается в образовательных целях.

Поделитесь