13 мая в российский прокат вышел новый фильм Александра Миндадзе «Паркет», который рассказывает о трех героях, встретившихся на 25-летии танцевального клуба и собирающихся повторить знаменитое танго втроем, много лет назад сделавшее их известными. (Прокатчик картины – компания «Русский Репортаж».) Продюсер ленты Лиза Антонова рассказала, с какими трудностями пришлось столкнуться в процессе производства, из чего складывался бюджет картины, в целом про прокат авторского кино в России, о работе с Александром Миндадзе и многое другое.
13 мая в прокат вышел новый фильм Александра Миндадзе «Паркет». Вы выступили продюсером ленты. С чего началась ваша работа над фильмом?
Я бы сказала – одним из продюсеров. Все-таки наш генератор идей и главный двигатель прогресса – Александр Миндадзе. А когда такой человек главный, то на втором месте быть очень даже почетно. Хотя и на втором месте пришлось хлебнуть немало, картина была сложная.
Работа началась, конечно же, со сценария. Когда он был готов, мы стали искать натуру, актеров, партнеров… Минкульт нас на том этапе не поддержал, зато Фонд кино дал денег на девелопмент. Александр Анатольевич всегда очень тщательно выбирает актеров, любит новые лица. Но нашим героям по пятьдесят с лишним, что усугубило проблему поиска. Много проб мы провели в России, потом переместились в Прибалтику, а оттуда и в Польшу. Так появились Агата Кулеша и Анджей Хыра.
С какими чувствами «отпускаете» готовый фильм?
Мы его еще не отпускаем. Фильм с нами, а мы с ним. Главное, похоже, что фильм получился; мы сделали, что хотели, не идя на компромиссы.
Фестивальная история фильма началась с показа в Таллине, где «Паркет» был представлен в программе основного конкурса 14 международного кинофестиваля Тёмные ночи. Затем был показан в рамках 43 Московского международного кинофестиваля, где он вошел во внеконкурсную программу 8 с половиной фильмов. А недавно прошли несколько специальных показов в городах России. Как первые зрители встретили картину? Есть ли еще в планах где-то показать фильм?
Да, так и есть – Таллинн и ММКФ. В планах еще несколько международных фестивалей, но этими вопросами занимаются наш сопродюсер и сейлз-агент компания Reason8 (Великобритания). Так как прокат у нас скромный, счет копий измеряется десятками, а даже не сотнями, рекламного бюджета у картины нет, то специальные показы хорошо работают, как реклама фильма. Мы показали «Паркет» в Екатеринбурге, Новосибирске, Санкт-Петербурге и, конечно же, в Москве. Еще наши коллеги, кинематографисты, смогут увидеть фильм на закрытии сезона в Доме кино 31 мая. Впечатления зрителей еще впереди, но пресса, надо сказать, беспрецедентно хорошая.
Фильм «Паркет» достаточно долго находился в производстве - съемки стартовали больше двух лет назад, в феврале 2019 года. Причём бюджет собирали «всем миром», многие организации и частные лица поддержали проект, при этом на завершение производства все равно не хватало средств. Расскажите из чего складывался бюджет и как вам удалось завершить фильм?
Да, бюджет собирать было действительно сложно. Мы со второй попытки получили субсидию Министерства культуры, но по нынешним временам этих денег не хватает даже на съемочный период. Такие суммы были и 10-15 лет назад. Я точно помню, столько наша студия получала на фильмы «Отрыв» и «В субботу». А цены выросли вдвое, если не втрое. Искать пришлось не 30% бюджета, а гораздо больше. Поэтому мы очень благодарны Роману Абрамовичу и фонду «Альма матер» - их инвестиции позволили нам начать съемки, а Алишер Усманов и его фонд «Искусство, наука и спорт» помогли закончить картину, за что им тоже огромная наша благодарность. К счастью, эти люди знали, какому режиссеру они помогают. Еще и пандемия вмешалась – закрылся «Мосфильм», а это тоже наш очень важный партнер. На «Мосфильме» мы делали озвучивание, перезапись, титры.
Расскажите подробнее о производстве драмы «Паркет». Основные съемки проходили в Румынии, а финал картины снимали под Тулой, где, по вашим словам, «пришлось ждать снега, который был необходим для сюжета». Как долго пришлось ждать и сколько по времени заняли съемки финальных сцен фильма, которые играют огромную роль в картине?
В Румынии отлично развито кинопроизводство. Там снимается много американских фильмов и сериалов. Но мы там оказались не из-за качества профессиональных сервисов, а потому что нашли идеальный объект для съемок – отель. Сезон был еще не курортный, и отель в приморском городе Констанца пустовал. Там наши требовательные режиссер, художник и оператор нашли практически все, что написано в сценарии, к тому же в отеле можно было жить и не тратить время на переезды. Администрация отеля разрешила нам сделать необходимые достройки декораций, и мы остановились на этом варианте.
Финальный, действительно очень важный для фильма, эпизод снимали под Тулой. Ждали снег и сводили графики, чтобы наши очень востребованные в своих станах актеры смогли прилететь в Россию на 7-8 съемочных дней. Вскорости после того, как мы закончили снимать зимний блок, границы были закрыты. Так что, считаю, нам просто повезло.
Насколько сложным (и сложным ли) оказался постпродакшен, учитывая непростую работу в условиях пандемии?
Когда началась пандемия, монтаж у нас уже был готов, и мы ждали открытия «Мосфильма», чтобы работать со звуком. Трудности были в основном в том, что невозможно было провести полноценные пробы, чтобы переозвучить версию для русского проката. Просили российских артистов присылать самопробы, а это не всегда дает полное представление об их возможностях.
Для любого продюсера вопрос проката авторского кино в России стоит непросто, даже если это фильм режиссера с именем, признанием и многочисленными наградами. С какими проблемами приходится сталкиваться на пути продвижения фильма и знакомства с ним отечественного зрителя?
Проблемы очень простые и общие – крупные компании не хотят брать в прокат авторское кино.
Какие у вас прогнозы насчет проката фильма и какой вы видите его аудиторию? А также хотелось бы у вас узнать – каково будущее кинопроката в России и мире, учитывая серьезную конкуренцию за зрителя кинотеатров с онлайн-платформами?
Наш прокатчик, компания «Русский Репортаж», выпускает авторское кино высокого уровня, но их возможности ограничены, поэтому я не думаю, что «Паркет» принесет нам большую прибыль. Но в то же время я уверена, что любители кино, которые хотят смотреть серьезные фильмы, всегда есть. И очень бы хотелось, чтобы они могли смотреть кино на большом экране, ведь именно для большого экрана фильмы создаются. А вот пересматривать можно и на платформах, и по телевизору. Думаю, что у тех, кто не успеет посмотреть наш фильм или захочет еще раз его увидеть, будет такая возможность – после проката картина появится на платформе ОККО и будет показана по Первому каналу.
Вы не первый раз работаете с Александром Миндадзе. Расскажите, в чем, например, принципиальные различия в работе над проектами «Милый Ханс, дорогой Петр», который вышел в 2015 году, и фильмом «Паркет»? Что изменилось за эти годы? Можете ли сказать, что отличает Александра Анатольевича на съемочной площадке?
С «Милым Хансом…» были свои проблемы (съемки проходили в 2014 году на Украине), а с «Паркетом» – свои. Так трудно перечислить по пунктам. Но главное, что и в 2014 году, и сейчас у нас была прекрасная команда – оператор Олег Муту, художник Кирилл Шувалов, гримеры, художники по костюмам, реквизиторы. А Александр Анатольевич на площадке точно знает, чего он хочет, и максималистски осуществляет свой замысел.
В завершение расскажите, над какими проектами сейчас идет работа на студии Пассажир и что в ближайших планах.
Пока Александр Анатольевич пишет новый сценарий, мы снимаем документальное кино, планируем снять два игровых дебюта, разрабатываем сценарий комедии, который, как мне кажется, должен получиться интересным.