Материнство на крови. Рецензия на фильм «НИЧЬЯ»

Новости

Материнство на крови. Рецензия на фильм «НИЧЬЯ»

Материнство на крови. Рецензия на фильм «НИЧЬЯ»

«Ничья» – полнометражный дебютный фильм режиссёра Елены Ланских, участвовавший в основном конкурсе 32-го Кинотавра и вобравший в себя всевозможные шаблоны мрачного социального кино. Россия глазами Ланских выглядит одновременно и сурово как в картинах Василия Сигарева, и ощущается как одна большая метафора на современный региональный мирок, взятый словно из лент Алексея Балабанова, с которым режиссёра роднит ещё и продюсер в лице Сергея Сельянова. Улавливается даже небольшая схожесть с работами Кирилла Серебренникова, благодаря весьма абсурдному и абстрактному финалу, но не более. Однако Ланских напоминает вышеперечисленных авторов лишь визуально, в смысловом плане проигрывая более маститым коллегам по цеху то ли из-за неопытности, то ли из-за каких-то личностных качеств.


Фильм рассказывает историю 14-летней девочки по имени Вика (Анастасия Струкова), живущей в небольшом уральском городке со своей мамой, отцом и старшим братом. И вроде бы Вика ничем не выделяется на фоне своих сверстников – она совершенно обычный подросток из региона. Днём она ходит на болото в лес собирать ягоды, вечером танцует на школьной дискотеке с подругами или же от скуки и ещё неокрепшего ума в компании балуется “собачьим кайфом”. Однако Вика втайне от всех прячет у себя дома грудного ребёнка, появившегося у неё вследствие изнасилования, о котором знают только её родные. Точнее, слышали о нём и другие, но в изнасилование никто не верит, так как никто не хочет слушать 14-летнюю девочку, пытающуюся объяснить всем вокруг, что ей воспользовался старший брат. Взрослым проще обвинить Вику во всех смертных грехах, нежели попытаться прислушаться к ней.

Основная проблема «Ничьи» как полноценного произведения состоит в том, что оно почти не способно оставить что-то после себя в головах зрителей. И дело здесь не в качестве написанного сценария или же постановки дебютанта, нет. Как дебютное кино «Ничью» можно назвать весьма удачной – это не бесталанный фильм, однако ему категорически не хватает чего-то светлого внутри себя. Если возвращаться к Сигареву, Балабанову и Серебренникову, то их сюжеты, несмотря на наличие насилия в истории, страданий и жестоких эпизодов, всё же несли в себе добро. Ланских же хоть и показывает весьма выразительно всю тяжесть жизни в маленьком регионе глазами 14-летней девочки, но делает это исключительно языком ненависти. Ей как автору словно не хватает зрелости, из-за чего фильм получился очень инфантильным.

Однако местами эта самая инфантильность играет картине на руку. Как пример, самые яркие эпизоды «Ничьи» – это сцены взаимодействия Вики со взрослым миром. Чтобы связаться со своим отцом, работающим в полиции, девочке приходиться воровать из продуктового магазина – при других обстоятельствах отец отмалчивается, разговаривая со своей дочерью крайне редко (в фильме есть всего одна сцена диалога между ними). А при попытках высказаться о своей боли и проблемах, появившихся после изнасилования, Вика слышит в свой адрес лишь оскорбления. Вершину в этом плане Ланских достигает в сцене, когда опустошающая рюмку с водкой одну за другую беременная женщина пытается учить главную героиню правильному образу жизни. В этом плане режиссёр повторяет классический догмат из типичного социального кино, ничего не добавляя от себя: «В чужом глазу соломину видеть, в своём – бревна не замечать».

К сожалению, Ланских очень быстро переходит грань, не замечая поворота в сторону от авторского высказывания на тему отсутствия эмпатии у людей к обыкновенной чернухи. «Ничья» занимается в первую очередь эксплуатацией поднимаемых в фильме тем, два часа доказывая зрителю, что вода мокрая. Во многом картину спасает очарование дебютной работы, в которой неуверенность и режиссёрская импульсивность сливаются в единое целое, наполняя самые значимые эпизоды ленты энергией и страстью. Но, как бы того не хотела режиссёр, «Ничья» – это мёртвое кино, холодное по отношению к зрителю, которое пытается бороться со злом языком зла, даже не задумываясь о чём-то светлом. Здесь хочется вспомнить поздний период творчества датского режиссёра Николаса Виндинга Рефна – все его первые работы хоть и наполнены ультранасилием, жестокостью и ненавистью, однако они были всё же про очищение человека, идущего к свету. У Ланских же Вика хоть и взрослеет по ходу сюжета, но в конечном итоге уходит исключительно во мрак с ребёнком на руках, а вместе с ней и зритель, вынужденный пережёвывать ком в горле на финальных титрах.

По-настоящему тянет «Ничью» на вершину исполнительница главной роли Анастасия Струкова, для которой роль Вики стала дебютной. И только за то с каким рвением и искренностью актриса страдает на экране, отыгрывая измученную физически и морально 14-летнюю девочку, фильму можно многое простить.

Оценка: 7 из 10

В прокате с 30 сентября

 

Мнение корреспондентов может не совпадать с мнением редакции

World Podium © 2015 - 2024.  Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927.  Дата регистрации: 31.08.2015.

Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. 

Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

Поделитесь