«Снега больше не будет» – до мозга костей фестивальное кино, снятое четырёхкратным призёром Берлинского кинофестиваля, польским режиссёром Малгожатой Шумовской в соавторстве с Михалом Энглертом. И если сравнивать «Снег» с предыдущими работами Шумовской, как-то по-особенному выделить его в её фильмографии нельзя. Видно, что как режиссёр Шумовская растёт от проекта к проекту – работа с кадром становится глубже, а формулирование целей и задач для актёров становится увереннее и чётче. Однако в творческом плане Шумовская всё ещё находится в поисках собственного визуального стиля и способов повествования, из-за чего режиссёр из раза в раз ссылается на Андрея Тарковского, цитируя его труды покадрово.
В этом плане «Снег» возводит своего вдохновителя в абсолют, стараясь подражать «Сталкеру» и «Зеркалу» одновременно через известные всем поклонникам Тарковского образы и нарративы. Шумовская постоянно ссылается на зеркала, показывая через них дуализм человека, присущий всем действующим лицам в её фильме, а тема поисков Бога метафорично переплетается с вопросами о том, что такое смерть, жизнь, где одно заканчивается, а другое начинается. И, к сожалению, из-за всего этого лента Шумовской становится заложником чужого видения – картине попросту нечего предложить, кроме бесконечных ссылок режиссёра на великое.

В центре сюжета молодой и талантливый массажист по имени Женя, в глубоком детстве переживший трагедию в Чернобыле. Радиация наделила его сверхспособностью – исцелять людей снаружи и внутри при помощи тактильного контакта. Как сам Женя говорит, он всегда отождествляет себя с супергероем, пытающимся помочь остальным. Поэтому он и стал массажистом, которого богатые и успешные люди пускают в самые интимные закоулки своей души. Женя не просит ничего взамен – он помогает людям, потому что больше некому. Некому настолько, что самому Жене никто помочь не в силах, поэтому режиссёр и рисует из персонажа образ постсоветского супергероя: защищающего, но уязвимого супергероя.
Однако фильм Шумовской вовсе не про супергероя, а про путь человека в этом мире. Женя исцеляет людей от болезней, невзгод и плохих мыслей, но это не помогает – окружающие его личности продолжают чувствовать себя ужасно, болеть и горевать. И проблема здесь не в способностях Жени, а в самих людях. Главный герой действительно способен исцелять людей одними лишь руками, вот только человек у Шумовской движется всегда в одном направлении. «Снег» отражает (буквально) сущность человека, всю свою жизнь идущего к смерти, стагнируя по пути, убивая себя самостоятельно при помощи вредных привычек, отсутствия желания жить и прогрессировать.
Подчёркивает всё это режиссёр как содержательно, так и визуально. Все персонажи Шумовской, в том числе и Женя, всегда движутся справа налево, то есть регрессируя. «Снега больше не будет» строит из всего этого мономиф о герое, «рожденного» в эпицентре смерти, из-за чего он никогда и не начинал жить. Женя – лишний человек, ему нет места как среди живых, так и мёртвых – он скиталец, способный найти покой лишь под лучами солнца и фонящей от радиации атмосферы меланхолии среди пепла. Радиоактивный пепел заменяет герою снег, что легко рифмуется с основной темой фильма: из-за человечества снег перестанет выпадать, его заменит пепел – потому что иначе человек не может, он разрушает, потому что не может иначе удовлетворить свои желания.
Украинский актёр Алек Утгофф, которого зрители могли видеть в «Очень странных делах», играет изумительно. В арсенале его персонажа не так уж и много эмоций, однако Утгофф смог органично вписаться в образ таинственного волшебника, скрывающего огромную дыру в его сердце, не позволяющую ему нормально спать по ночам. Женя не открывается даже зрителю, благодаря чему его образ отчасти становится даже зловещим, а его механическая манера двигаться, словно он заведённая марионетка, одновременно и пугает, и завораживает. Что у Утгоффа не отнять – так это врождённого очарования, которым он наделил и своего героя, помогающим ему входить в доверие.
«Снега больше не будет» – фильм простой, но его на фундаментальном уровне портят попытки режиссёра сделать умное кино. Лента Шумовской лишь старается казаться чем-то глубоким, неординарным и высоким, однако из-за своей содержательной простоты ближе к середине «Снег» превращается в претенциозную драму. Здесь и томные взгляды героев в пустоту и друг на друга, и давящая на зрителя атмосфера одиночества, и классический образ умершей женщины во главе внутреннего конфликта главного героя. Картина Шумовской могла бы работать как идеально выдержанная притча о стагнации человечества, только желание режиссёра равняться на великих, в особенности на Андрея Тарковского, сыграло с ней злую шутку.
Смерть – порождает жизнь, жизнь – смерть, желание – не родня величию. Цикл у Шумовской не запустился, из-за чего лента работает лишь эпизодами, а не как цельное произведение.
Оценка: 6 из 10
В прокате с 18 марта
МНЕНИЕ КОРРЕСПОНДЕНТОВ МОЖЕТ НЕ СОВПАДАТЬ С МНЕНИЕМ РЕДАКЦИИ!