Миллион маленьких снежинок. Рецензия на фильм «СНЕГА БОЛЬШЕ НЕ БУДЕТ»

Новости

Миллион маленьких снежинок. Рецензия на фильм «СНЕГА БОЛЬШЕ НЕ БУДЕТ»

Миллион маленьких снежинок. Рецензия на фильм «СНЕГА БОЛЬШЕ НЕ БУДЕТ»

«Снега больше не будет» – до мозга костей фестивальное кино, снятое четырёхкратным призёром Берлинского кинофестиваля, польским режиссёром Малгожатой Шумовской в соавторстве с Михалом Энглертом. И если сравнивать «Снег» с предыдущими работами Шумовской, как-то по-особенному выделить его в её фильмографии нельзя. Видно, что как режиссёр Шумовская растёт от проекта к проекту – работа с кадром становится глубже, а формулирование целей и задач для актёров становится увереннее и чётче. Однако в творческом плане Шумовская всё ещё находится в поисках собственного визуального стиля и способов повествования, из-за чего режиссёр из раза в раз ссылается на Андрея Тарковского, цитируя его труды покадрово.

В этом плане «Снег» возводит своего вдохновителя в абсолют, стараясь подражать «Сталкеру» и «Зеркалу» одновременно через известные всем поклонникам Тарковского образы и нарративы. Шумовская постоянно ссылается на зеркала, показывая через них дуализм человека, присущий всем действующим лицам в её фильме, а тема поисков Бога метафорично переплетается с вопросами о том, что такое смерть, жизнь, где одно заканчивается, а другое начинается. И, к сожалению, из-за всего этого лента Шумовской становится заложником чужого видения – картине попросту нечего предложить, кроме бесконечных ссылок режиссёра на великое.

В центре сюжета молодой и талантливый массажист по имени Женя, в глубоком детстве переживший трагедию в Чернобыле. Радиация наделила его сверхспособностью – исцелять людей снаружи и внутри при помощи тактильного контакта. Как сам Женя говорит, он всегда отождествляет себя с супергероем, пытающимся помочь остальным. Поэтому он и стал массажистом, которого богатые и успешные люди пускают в самые интимные закоулки своей души. Женя не просит ничего взамен – он помогает людям, потому что больше некому. Некому настолько, что самому Жене никто помочь не в силах, поэтому режиссёр и рисует из персонажа образ постсоветского супергероя: защищающего, но уязвимого супергероя.

Однако фильм Шумовской вовсе не про супергероя, а про путь человека в этом мире. Женя исцеляет людей от болезней, невзгод и плохих мыслей, но это не помогает – окружающие его личности продолжают чувствовать себя ужасно, болеть и горевать. И проблема здесь не в способностях Жени, а в самих людях. Главный герой действительно способен исцелять людей одними лишь руками, вот только человек у Шумовской движется всегда в одном направлении. «Снег» отражает (буквально) сущность человека, всю свою жизнь идущего к смерти, стагнируя по пути, убивая себя самостоятельно при помощи вредных привычек, отсутствия желания жить и прогрессировать.

Подчёркивает всё это режиссёр как содержательно, так и визуально. Все персонажи Шумовской, в том числе и Женя, всегда движутся справа налево, то есть регрессируя. «Снега больше не будет» строит из всего этого мономиф о герое, «рожденного» в эпицентре смерти, из-за чего он никогда и не начинал жить. Женя – лишний человек, ему нет места как среди живых, так и мёртвых – он скиталец, способный найти покой лишь под лучами солнца и фонящей от радиации атмосферы меланхолии среди пепла. Радиоактивный пепел заменяет герою снег, что легко рифмуется с основной темой фильма: из-за человечества снег перестанет выпадать, его заменит пепел – потому что иначе человек не может, он разрушает, потому что не может иначе удовлетворить свои желания.

Украинский актёр Алек Утгофф, которого зрители могли видеть в «Очень странных делах», играет изумительно. В арсенале его персонажа не так уж и много эмоций, однако Утгофф смог органично вписаться в образ таинственного волшебника, скрывающего огромную дыру в его сердце, не позволяющую ему нормально спать по ночам. Женя не открывается даже зрителю, благодаря чему его образ отчасти становится даже зловещим, а его механическая манера двигаться, словно он заведённая марионетка, одновременно и пугает, и завораживает. Что у Утгоффа не отнять – так это врождённого очарования, которым он наделил и своего героя, помогающим ему входить в доверие.

«Снега больше не будет» – фильм простой, но его на фундаментальном уровне портят попытки режиссёра сделать умное кино. Лента Шумовской лишь старается казаться чем-то глубоким, неординарным и высоким, однако из-за своей содержательной простоты ближе к середине «Снег» превращается в претенциозную драму. Здесь и томные взгляды героев в пустоту и друг на друга, и давящая на зрителя атмосфера одиночества, и классический образ умершей женщины во главе внутреннего конфликта главного героя. Картина Шумовской могла бы работать как идеально выдержанная притча о стагнации человечества, только желание режиссёра равняться на великих, в особенности на Андрея Тарковского, сыграло с ней злую шутку.

Смерть – порождает жизнь, жизнь – смерть, желание – не родня величию. Цикл у Шумовской не запустился, из-за чего лента работает лишь эпизодами, а не как цельное произведение.

Оценка: 6 из 10

В прокате с 18 марта

 

МНЕНИЕ КОРРЕСПОНДЕНТОВ МОЖЕТ НЕ СОВПАДАТЬ С МНЕНИЕМ РЕДАКЦИИ!

World Podium © 2015 - 2020.     Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927.  Дата регистрации: 31.08.2015.

Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. 

Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

Поделитесь