На Петербургском культурном форуме обсудили социокультурные процессы

Новости

На Петербургском культурном форуме обсудили социокультурные процессы

28.11.2019
На Петербургском культурном форуме обсудили социокультурные процессы

Цифровизация – двигатель прогресса или разрушитель культуры? Где учиться и как работать будущему Дягилеву? Как инклюзия меняет жизнь культурных институций? Что такое социальный театр для профессионалов и для каждого из нас? Трек «Культура и общество» посвятил свою работу вопросам социокультурного проектирования, формирования сообществ в регионах, взаимодействия культурных институций, реформирования профессионального образования, инклюзии и объединения людей.

   В своем вступительном слове руководитель трека «Культура и общество», директор Русского музея Владимир Гусев сказал: «Меняется общество, меняется ситуация. Культура не может не отвечать на вызовы, которые ставит перед нами время. Меняется иерархия ценностей. Какие будут ценности у тех, кто приходит сегодня в музей пятилетним, шестилетним? Как живет современное искусство в рамках традиционного художественного музея? Сохранится ли преемственность в нашем представлении о ценностях? Мы должны понять, что в культуре должно изменяться, а что - оставаться неизменным, незыблемым. Если у кого-то есть ответы на эти сложные вопросы – давайте обменяемся информацией, если нет, то постараемся эти ответы найти».

   Взаимоотношения человека и культурного наследия обсуждались экспертами в ходе панельной дискуссии «Ценности культуры для нас и для будущего».  Необходимость сохранения культурного наследия для новых поколений безусловна. Точно так же безусловна и необходимость взаимодействия общества с объектами искусства. Без этого взаимодействия развитие культуры невозможно. Участники дискуссии сошлись во мнении, что актуальность поддержания баланса между доступностью произведений искусства, максимальной вовлеченностью общества в культурное поле и сохранением аутентичности духовных ценностей требует разработки специальной стратегии. Как решается эта проблема на уровне учреждений культуры? Своим опытом поделились с коллегами приглашенные эксперты. Одной из ключевых точек дискуссии стала роль цифровизации в жизни культуры.

   Главный хранитель, заместитель директора по учету, хранению и реставрации музейных ценностей Русского Музея Ольга Бабина (Россия) рассказала о том, что хоть хранение коллекций остается очень важной составляющей работы музеев, но и здесь появилось много новшеств: «Сегодняшнему посетителю неинтересны длинные тексты, рассказ о художнике, описание произведения, которое он видит сам. Ему интересно увидеть что-то эксклюзивное». Русский музей представляет вниманию посетителей целый массив информации. Работа художника над образами и эскизами, работа реставратора становятся доступными благодаря новым технологиям. Открытие виртуальных филиалов и экскурсий не оттолкнули посетителей. Наоборот – привлекли.  Теперь музей перестал быть закрытым учреждением, он становится интерактивным.

    Марийке Смалеганг, руководитель отдела цифрового маркетинга, коммуникаций и коммерции Рейксмюсеум (Нидерланды) поддержала свою российскую коллегу. Рейксмюсеум – один из флагманов в использовании высоких технологий. Тем не менее госпожа Смалегангподчеркнула: «Для нас ничто не заменит оригинал. Мы используем самые разные новые технологии, но все равно думаем, что сами картины - это то зачем люди приходят в музей».

     А вот Борис Соколов, доктор искусствоведения, профессор Факультета истории искусства Российского государственного гуманитарного университета; член правления Общества изучения русской усадьбы (Россия) привел негативный пример внедрения новых технологий и современных урбанистических решений, вызывающих разрушение произведений искусства, которыми являются исторические архитектурные ансамбли.

        О роли преемственности в сохранении культурного наследия говорила Алла Сташкевич директор Фонда «Культурное наследие и современность», член Национальной комиссии Республики Беларусь по делам ЮНЕСКО (Беларусь).

    Также в дискуссии приняли участие Хосе Мария Луна Агилар, директор общественного агентства по сохранению Дома-музея Пабло Руиса Пикассо, директор филиала Русского музея, филиала Центра Помпиду в Малаге (Испания); Евгений Анисимов, доктор исторических наук, профессор, научный руководитель и ординарный профессор Департамента истории НИУ «Высшая школа экономики» в Санкт-Петербурге (Россия), Анна Янчевская, президент Благотворительного фонда «Система» (Россия) и другие специалисты.

 

      Панельная дискуссия «Творческие люди культуры: где учиться и как работать?» обозначила современные требования к профессионализму работников культуры. Эксперты обсудили трансформацию привычных моделей, с которой необходимо соотносится, формируя образовательные программы и направляя молодежь, выбирающую профессиональную стезю.

       «Учиться гуманитарию нужно с расчетом на приобретение целостной профессиональной картины мира и критической возможности рассуждения», - считает Илья Доронченков, заместитель директора по научной работе ГМИИ им А.С. Пушкина (Россия).

  Президент ИКОМ-Армения, руководитель отдела образования Национальной галереи Армении, секретарь комитета по образованию и культурным действиям ИКОМ Ани Авагян особо подчеркнула определяющую роль трансгуманизма в развитии общества и профессиональном образовании в сфере культуры. И предложила рассматривать будущий музей в соответствии с общеевропейской тенденцией - как катализатор реализации трансгуманистической идеологии.

        Юлия Трабская, Гостевой исследователь, Лиссабонский университет (Россия)рассказала об инновационных форматах онлайн-образования в музейной сфере. «Музей сталкивается с глобальными вызовами. Это и появление новых культурных практик, и трансформация моделей предоставления услуг, и активное развитие альтернативных форм развлечений», - отмечает Юлия Трабская и подчеркивает, что возможность оперативного реагирования на новые условия обеспечивается, в частности, онлайн-образованием.

      Одесса Мацубара, руководитель отдела кадров Музея современного искусства в Нью-Йорке (США) поделилась опытом формирования нового пространства музея с точки зрения подбора и подготовки кадров.

       Также высказали мнение и представили свои проекты Тео Мееребур,  основатель компании «Музейные вопросы» (Museale Zaak), организатор проекта «Наследие 2.0» (erfgoed 2.0) и других инициатив для профессионалов, работающих с культурным наследием (Нидерланды), Людмила Шляхтина, кандидат педагогических наук, доцент кафедры музеологии и культурного наследия Государственного института культуры, член Международного комитета музеологии (ИКОФОМ) и международного совета музеев (ИКОМ) (Россия);  Хосе Мария Луна Агилар, директор общественного агентства по сохранению Дома-музея Пабло Руиса Пикассо, директор филиала Русского музея, филиала Центра Помпиду в Малаге (Испания), Ольга Сапанжа, доктор культурологии, музеолог, профессор РГПУ им. А. И. Герцена, основатель и директор музея «XX лет после войны», Младен Баняц, куратор музея современного искусства Республики Сербия и другие эксперты.

 

   Вопросам инклюзии в культуре была посвящена дискуссия «Пространство культуры и границы доступности».  Профессионалы, занимающиеся реализацией инклюзивных практик в различных областях жизни, специалисты, сталкивающиеся в своей работе с людьми, испытывающими серьезные проблемы со здоровьем, искали ответ на вопрос, как же добиться полноценного включения всех слоев населения в жизнь общества. Что необходимо сделать, чтобы само понятие «другие» или «иные» люди перестало существовать? Как превратить «они» в «мы».

     Президент Центра проблем аутизма Екатерина Мень (Россия) уверена, что начинать необходимо со школы. Доступность образования, школьная среда становятся ключевым фактором в формировании общества без предрассудков.

   «Главный канал, по которому распространяется инклюзия, - образование. Это важнейший канал, - уверена эксперт. - Изменение среды – одна из целей инклюзивных процессов».

    Мустафа Архан Каяр, учредитель-партнер Dream Design Factory (Турция) подошел к рассмотрению проблем инклюзии с точки зрения «культурных фильтров» и «культурных барьеров», отметив, что ограниченные возможности находятся в ряду социальных факторов, среди которых и языковые, и культурные, и финансовые различия. Исходя из этого эксперт выдвинул предположение, что решение проблем, связанных с интеграцией людей с ограниченными возможностями в жизнь общества лежит в изменении культурного пространства.

       С точки зрения социальной и политологической науки рассматривает явление инклюзии Екатерина Шульман, доцент кафедры государственного управления Института общественных наук РАНХиГС при Президенте Российской Федерации (Россия).

  «Инклюзия - это не только доступная среда, не только благотворительность. Это потребность нового века. Мы как общество должны понимать, что максимальное включение, разнообразие нашей социальной среды – это не благотворительность, не доброе дело. Это необходимость, которая будет обеспечивать нам развитие в новую эпоху», - считает она.

     Своими практическими наработками в ходе дискуссии поделились Ольга Платонова, психолог, музейный арт-терапевт, заведующая сектором социокультурных и методических программ отдела социокультурных коммуникаций Русского музея (Россия) и Лариса Афанасьева, художественный руководитель и директор, Упсала-Цирк (Россия) – оба специалиста реализуют инклюзивные практики, направленные на вовлечение детей в культурную среду.

      Также активное участие в дискуссии приняли Ханс Лоойен, директор Аутсайдер Арт Музея (Нидерланды), Ассис Карреиро, директор Assis Carreiro MBE Международные и культурные проекты (Великобритания) и Филлип Теффт, директор Лондонской студии Ассоциации Ральфа Аппельбаума (США)

 

        Участники сессии «Развитие человеческого капитала в культурной сфере регионов России: как сделать квантовый скачок», среди которых были Сергей Минаев, писатель, телеведущий, главный редактор русской версии журнала Esquire, (Россия); Ольга Диева, руководитель отдела просветительских программ Музея современного искусства «Гараж» (Россия); Сергей Капков, руководитель «Центра аналитики города» (Россия); Галина Пивовар, менеджер образовательных программ, бизнес-школа «Сколково» (Россия) и другие уважаемые эксперты, посвятили свое мероприятие обсуждению формирования активного городского сообщества и новых вызовов в области профессионального образования применительно к осуществлению культурных проектов. Успешно реализуемые практики территориального развития, воплощаемые в жизнь в рамках деятельности культурной платформы АРТ-ОКНО - проекта благотворительного фонда Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт» представила   Марьяна Золина – руководитель культурной платформы.

   Помимо организации гастролей коллективов, отражающих прогрессивные тенденции современности, проект направлен на формирование нового мышления горожан как движущей силы развития территорий. Проведена работа по линии дополнительного образования, а в Старом Осколе, например, была запущена программа по социокультурному проектированию для менеджеров и людей других специальностей, связанных с культурой.

       «Этой осенью мы увидели в Старом Осколе результаты нашей работы. Сегодня в городе реализуется ряд современных интересных инициатив в сфере культуры, но реализуется уже не столько нами, сколько людьми, которые живут и работают в этом городе, в частности молодежью», - рассказала Марьяна Золина.

  В ходе дискуссии эксперты коснулись проблемы нехватки взаимодействия организаций культуры, фондов, общественных организаций, занимающихся социокультурными проектами, с представителями местных администраций и недостаточной вовлеченности чиновников в эти процессы.

      Заместитель Министра культуры РФ Ольга Ярилова предположила, что подобное положение вещей является следствием недостаточной информированности: «Давайте мы в следующий раз эту тему обсудим на Координационном совете по культуре при Министерстве культуры РФ и расскажем нашим министрам о том, что делает социально ответственный бизнес, о том, что делают общественные организации. Выслушаем министров, что им нужно, как они видят эту работу, и договоримся о взаимодействии».

       Тем не менее Ольга Ярилова отметила большую работу, которая уже проделана в этом направлении и приносит существенные результаты. «Успехи Года культуры, Года литературы, Года кино и нынешнего Года театра говорят о бесконечном потенциале нашей отрасли, о стремительном ее развитии. Не случайно культура в этом году впервые за свою историю вошла в число национальных приоритетов, - подчеркнула она. – Да, наши результаты достаточно сложно измерить, но тем не менее общественные и некоммерческие организации, фонды, регионы и федеральный центр – все они сегодня очень активно включаются в процесс реализации национального проекта «Культура»».  

 

   Итоги Первого российского Форума-фестиваля социального и инклюзивного театра «Особый взгляд», состоявшегося в Москве в конце октября, подвели участники ток-шоу «Социальный театр в России. Реалии и перспективы». Организаторами фестиваля стали благотворительный фонд «Искусство, наука и спорт» совместно с Центром творческих проектов «Инклюзион». Ксения Дмитриева, руководитель программы «Особый взгляд» Благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт» (Россия) озвучила главную цель проведения фестиваля: «Сделать «невидимых» людей видимыми». В ряду задач, которые ставят для себя организаторы «Особого взгляда», объединение людей из разных уголков России и мира, выражение социальных проблем через искусство, выход за пределы сообществ. Фестиваль показал, что социальные и инклюзивные спектакли могут быть профессиональными. «Особый взгляд» посетило более 1000 зрителей, 250 участников из 8 федеральных округов работали на 8 площадках, состоялось 10 мастер-классов и 12 спектаклей, 3 из которых номинированы на «Золотую маску».

   «Что такое социальный театр, каждый понимает по-своему», - констатирует Татьяна Медюх, директор по развитию АНО «Центр реализации творческих проектов «Инклюзион»».

        Для кого-то это площадка возможностей, для кого-то – то, что волнует человека, для кого-то – тренд. Участники ток-шоу, среди которых были Виктор Рыжаков, режиссер, педагог Школы-студии МХАТ, художественный руководитель театрального Центра имени Вс. Мейерхольда (Россия); Ольга Лучина, управляющий по устойчивому развитию и волонтерским программам аффилированных компаний «Филип Моррис Интернэшнл» (Россия), Елизавета Арзамасова, актриса театра и кино (Россия), Елена Ковальская, арт-директор театрального Центра имени Вс. Мейерхольда (Россия) -  люди, связавшие свою жизнь этим социокультурным явлением, попытались выработать концепцию, понимание, так что же это такое – Социальный театр.

 

       На полях Культурного форума в рамках проекта «Музей 15/24» прошел семинар «Музеи для всех: инклюзия и работа со стигмой в музейном пространстве», в ходе которого эксперты из Нидерландов представили новые методики практической работы с молодыми людьми с ментальными нарушениями и особенностями психического развития. Актуальность темы подтверждается ажиотажем, который вызвал семинар, – группа слушателей была сформирована в первый же день после открытия регистрации. Для широкой аудитории состоялся круглый стол «МУЗЕЙ 15/24: Опыт социальной инклюзии и работы со стигмой в пространстве музея. Нидерланды - Россия», в нем приняли участие Ханс Лоойен, директор Аутсайдер Арт Музея, Кателяйн Брурс, директор Эрмитаж Амстердам, Хердин Рабберс, директор Together Strong Without Stigma и другие специалисты в области инклюзии.

        Кателяйн Брурс подробно рассказала о совместном проекте, который реализуется музеем Эрмитаж Амстердам, Государственным Эрмитажем и Аутсайдер Арт Музеем. «В Эрмитаже Амстердам мы открыли своего рода музей в музее, - раскрывает историю сотрудничества госпожа Брурс. – Аутсайдер Арт Музей – это музей для художников без формального художественного образования, но при этом они создают нечто очень аутентичное и нестандартное. Эрмитаж Амстердам тесно сотрудничает с Государственным Эрмитажем, мы вместе разрабатывали этот проект – проект с тремя партнерами. И первая фаза работы была связана именно с нашим желанием достучаться до молодой аудитории – юных посетителей в возрасте от 15 до 24 лет». В рамках проекта было сформировано две экспертные группы в области образования, одна голландская, другая – российская, также был создан консультационный совет по молодежи и в планах разработка онлайн платформы для работы этого консультационного совета.

 

     Теме инклюзивных творческих проектов, а также культурному диалогу государства и общества в контексте создания условий для творческого развития личности, было посвящено заседание Рабочей группы Комиссии при Президенте Российской Федерации по делам инвалидов. В ходе дискуссии обсуждалось развитие специальных средств, повышающих доступность культуры для людей с инвалидностью, вовлечение таких людей в формировании новой среды объектов культуры, подготовка экскурсоводов и волонтеров, распространение видов искусства, адаптированных для людей с ограниченными возможностями по здоровью.

 

     Важной точкой в работе трека «Культура и общество» стало обсуждение проекта федерального закона «О культуре», впервые представленного на парламентских слушаниях в Государственной думе 22 марта 2019 года. В дискуссии участвовали президент Регионального общественного фонда изучения наследия П. А. Столыпина, исполнительный директор Всероссийского хорового общества Павел Пожигайло, первый заместитель председателя Синодального отдела РПЦ МП по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Александр Щипков, Народный артист России Николай Бурляев, председатель правления Ассоциации владельцев исторических усадеб, президент Ассоциации «Лермонтовское наследие» Михаил Лермонтов, сообщили в пресс-службе Санкт-Петербургского международного культурного форума.

World Podium © 2015 - 2019.     Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927.  Дата регистрации: 31.08.2015.

Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. 

Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

Поделитесь