Так говорит герой пьесы Александра Вампилова «Старший сын» (16+), которую в театре Гоголя поставил Кирилл Пирогов, назвавший ее «зыбкой и неоднозначной». И далее режиссер-постановщик расшифровывает это понятие: «Это настоящая драматургия о человеке. Пронзительное и беззащитное отношение драматурга к людям и их поступкам немножко отрезвляет сейчас нас всех, работающих над этим материалом. Персонажи Вампилова - не стерильные, а живые, вызывающие большое сочувствие и доверие. Мне бы хотелось, чтобы таких людей, как герои Вампилова, было больше, - людей, которые не боятся тревожить своё сердце и не отгораживают себя от этого мира».
«Холодным весенним вечером двое молодых «нахалов», провожая случайных знакомых девушек, опоздали на последнюю электричку и застряли в глухом предместье. Обстоятельства заставляют их стучаться в двери теплых квартир, одна из которых оказывается, наконец, открытой. Пользуясь случаем, молодые люди решили пошутить, а заодно и согреться. Зашли на пять минут, не предполагая, что один из них, возможно, останется «на всю жизнь». Так авантюрная выходка, анекдот, начавшийся с обмана, становится историей об отцах и детях, сердечности, любви и доброте» - таково краткое содержание того, что Пирогов и труппа постановки презентовали зрителю в театре Гоголя.
Главные роли в спектакле исполняют Александр Самойленко (Сарафанов), Илья Антоненко (Бусыгин), Антон Лызо и Егор Попов (Сильва), Юлия Максютина (Нина), Александр Денисов и Павел Комаров (Васенька), Мария Лисовая и Алена Гончарова (Макарская), Александр Хотенов и Александр Хохлов (Кудимов).
Разные по характерам и мироощущениям герои «комедии» Вампилова в «руках» талантливого Пирогова предстают перед зрителем во всей «красе», как актерской, так и человеческой. Молодые и наглые авантюристы Бусыгин и Сильва, добродушный и наивный Сарафанов, будущая «бизнес-вумен» Макарская, практичная, но влюбчивая Нина, негативист Василий – все они «доносят» историю Вампилова до зрителей 21 века такой же доброй, нежной, трогательной и жизненной, какой она была написана в 20 веке.
Правдивый и реалистичный режиссерский замысел глубоко и тонко «реализовали» актеры во главе с импозантным Александром Самойленко. «Сильно похожий на молодого Аверина» (по определению моей коллеги по премьерному показу) Илья Антоненко действительно «жахнул» артистизмом, правдой жизни и глубоким погружением в образ. Вся труппа постановки не только воссоздает образы своих героев, но и ненавязчиво подводит зрителя к мысли, что «духовное родство оказывается порой крепче и надежнее родства кровного». В этом и кроется вся «соль» пьесы Вампилова и режиссерского гения Пирогова.
Большая удача режиссера – невероятный тандем на сцене «отца» и «сына»: Александра Самойленко и Ильи Антоненко. Маститый и знаменитый Александр поражал игрой глаз, которые буквально «наполнялись слезами», а по телу зрителя «бежали мурашки» -настолько «трогательным, беззащитным и наивным получился его Сарафанов». Илья - полная противоположность: молодой, красивый, легкий, жизнерадостный, гибкий и величественный, несмотря на возраст.
Художник по костюмам Мария Данилова и художник-постановщик Максим Обрезков воссоздали «антураж навсегда ушедшей от нас эпохи». И как же он (антураж) помогает зрителю «проживать» историю – здесь и рельсы с электричкой, и столбы, обязательно деревянные, и ковер с телевизором, и карусель со столом и табуретами, и, конечно же – снег и луна в финале, просто потрясающе!
Великолепный актерский состав и тонкое исследование режиссером «границ человеческой морали» - даже этих двух составляющих достаточно, чтобы посетить премьеру «Старшего сына» в театре Гоголя.
«Семья и поддержка всегда были моими ценностями, и я рад внести свой вклад в столь значимый проект», - сказал о главном в беседе с журналистами Александр Самойленко, продюсер и исполнитель главной роли.
«Шутка ставшая семьей» - так тремя словами можно охарактеризовать то, что Кирилл Пирогов и его артисты «соорудили» на сцене театра Гоголя в премьерной постановке «Старший сын».
Владимир Сабадаш.
Фото – Сергея Виноградова.