«Ничто незыблемо на свете!»: эта фраза трагика Несчастливцева в восхитительном исполнении Заслуженного артиста России Максима Аверина во многом является лейтмотивом спектакля «Лес» Театра Сатиры в постановке Антона Яковлева.
Антон Яковлев - режиссёр, который особо пристальное внимание уделяет исследованию и постижению безграничной природы человеческой личности. Ранее мы искренне восхищались спектаклями Антона Яковлева «Драма на охоте» в театре « Et Cetera» (рецензия по ссылке https://worldpodium.ru/news/spektakl-drama-na-ohote-putevodnyy-marshrut-po-tainstvennym-labirintam-chelovecheskoy-lichnosti ) и «Макбетом» в Театре на Малой Бронной (рецензия и фоторепортаж по ссылке: https://worldpodium.ru/news/zhizn-uskolzayushchaya-ten-v-kotoroy-ot-evolyucii-do-degradacii-vsego-odin-shag-premera ). Очень жаль, что эти прекрасные постановки больше не украшают репертуар вышеназванных театров, но тем радостнее, что на сцене Театра Сатиры во всём масштабе и многогранности вырос монументальный и метафоричный «Лес», в основе которого знаменитая комедия А.Н. Островского.
Антон Яковлев, режиссер-постановщик: «В этой пьесе есть все. Острая, сатирическая комедия и, в то же время, пронзительная человеческая драма. Она и сегодня звучит так же современно, как и сто с лишним лет назад, а это и есть признак настоящей Классики. Но самое главное, почему я захотел поставить ее, это очень близкая мне по духу Тема. Мне всегда интересен герой, которого не смогла сломать и подчинить себе обывательская, рациональная среда. Герой, у которого есть принципы, которые он никогда не предаст и не разменяет. И если в этом мире и есть смысл, то только благодаря таким идеалистам».
События и герои, о которых рассказывал в своих произведениях драматург Александр Николаевич Островский в 1870 году, не теряют актуальность в современном мире, как и неискоренимые человеческие пороки, которые высмеивали и обличали великие классики литературы.
В позапрошлом веке влюблённость престарелых богатых дам или джентльменов в юношей и девушек считалась гораздо большим нонсенсом, чем сейчас, когда мезальянсы стали обыденностью. Театральные деятели, как и 150 лет назад, в 21 веке далеко не всегда находятся в фаворе благосостояния, а молодые барышни по-прежнему страдают от отсутствия (а порой - от избытка) приданого.
В скитаниях по России встречаются трагик Несчастливцев (Максим Аверин) и комик Счастливцев (Юрий Васильев). Волею случая они оказываются недалеко от имения Гурмыжской, тетки Несчастливцева (Алёна Яковлева). А там всё смешалось – тетка собирается замуж за юнца Буланова (Артём Минин), сосед Восьмибратов (Игорь Лагутин) выгадывает, как подешевле скупить теткин лес, племянница-бесприданница Аксинья (Мария Козакова/ Майя Горбань), не надеясь на счастливое замужество, собирается топиться… И в этом водовороте событий только нищие актеры умеют по-настоящему сопереживать ближнему.
Островский назвал свою пьесу не из-за помещичьих угодий, которыми не слишком рентабельно приторговывает главная героиня Гурмыжская. «Лес» - это метафора, символизирующая неискоренимую тайгу человеческих пороков и необъятный бурелом страстей, сомнений и соблазнов, а ещё аллегория, отражающая диссонанс роскошного внешнего облика и внутренних недостатков: мы выстраиваем вокруг себя леса и заборы и, словно деревья мхом, обрастаем цинизмом, равнодушием, чёрствостью, эгоизмом и лицемерием, забывая о вечных ценностях и пренебрегая незыблемыми нравственными нормами.
Хотя жанр пьесы «Лес и, соответственно, спектакля определён как комедия, в ней много драматизма и трагифарса, в которых тонко завуалирована вся наша жизнь.
Сценография художника Марины Рыбасовой погружает публику в лаконичное пространство загородной помещичьей усадьбы, где в разных геометрических пропорциях на вращающейся платформе перемещаются деревянные конструкции.
Костюмы Марии Вольской также очень эстетичны и эклектичны - в образах всех персонажей преобладает чёрно-белая цветовая гамма, только комик Счастливцев выбивается из этого стиля.
Музыка Ивана Замотаева добавляет динамику и драйв событиями, а в некоторых моментах придаёт меланхолию и, напротив, немного успокаивает и гасит градус накала страстей.
Форма обрамляет содержание, но не отвлекает внимание своей помпезностью - всё внимание публики направлено на актёров, каждый из которых филигранно воплощает своего героя.
И для народной артистки России Алёны Яковлевой, и для заслуженного артиста России Максима Аверина роль в спектакле «Лес» можно назвать настоящим творческим бенефисом, который изобилует ярким калейдоскопом эмоций и многогранной палитрой красок.
В начале первого акта герой Максима Аверина, декламируя монолог Гамлета «Быть или не быть», проходит из амфитеатра через весь зал на сцену. Драматические отрывки, искусно интегрированные в монологи Несчастливцева, изящно усиливают смысл всего произведения. Каждый человек рано или поздно ставит перед собой вопрос: «Быть или не быть?» И от того ответа, который он даст, зависит вся его жизнь, его честь, достоинство и благородство.
Своенравная помещица Гурмыжская (Народная артистка России Алёна Яковлева) - невероятно стильная моложавая дама, в которой ещё не остыли природные инстинкты, но, увы, уже растворились морально-нравственные принципы. Едва ли кто-то осудит её за страсть к юноше, который в разы моложе: мезальянс давно превратился из исключения в норму и мало кого удивляет в свободном, прогрессивном обществе.
Но лицемерие, фальшь, изворотливость и лживость, которые Раиса Павловна прикрывает благими намерениями, псевдо-искренним участием в судьбах окружающих, вряд ли у кого-то вызовут симпатию и одобрение. А вот те, кто узнает во властной героине себя, может быть, немного пересмотрят своё отношение к жизни. Ведь театр может и должен нести созидательную функцию, что «Лес» Антона Яковлева блестяще демонстрирует.
Узнав о профессии и образе жизни Несчастливцева, Гурмыжская перестаёт принимать его всерьёз, ведь для её жизненного кредо это потерянный для мира лицедей. Но для какого мира? Где всё покупается и продаётся, где меркантильность важнее порядочности, а в чести ложь, лукавство, расчёт и интриги? Конечно, для этого мира Несчастливцев - чудак, про которого говорят «не от мира сего».
Максим Аверин воплощает своего героя с искренним трепетом и состраданием - чувствуется, что во многом персонаж близок актёру и что он также неравнодушен к окружающему миру и к людям, как и его герой.
Комик Счастливцев в воплощении народного артиста России Юрия Васильева - очаровательный комедиант, не слишком удачливый по жизни, но сумевший остаться верным своим идеалам и своему призванию. Клоунский костюм Счастливцева словно говорит нам: посмотрите, за комичным внешним видом живёт хрупкая душа.
Обаятельны и порой даже слишком преданны своим хозяевам слуги Улита (Татьяна Титова/ Ольга Суркова) и Карп (Александр Чернявский/ Константин Карасик).
Предприимчивый сосед Восьмибратов (Заслуженный артист России Игорь Лагутин) никогда ни в чём не упустит своей выгоды - даже религиозность он напыщенно выставляет напоказ тогда, когда удобно. И уж тем более не позволит сыну жениться на невесте без приданого.
Среднестатистический альфонс-приспособленец Буланов (Артём Минин), который с «лёгкой» руки госпожи быстро трансформируется из туповатого увальня во властного, сумасбродного барина.
Девушка-бесприданница Аксюша (Мария Козакова/Майя Горбань) искренне влюблёна в сына Восьмибратова, но постепенно утрачивает надежду на счастливое будущее. Бескорыстный и милосердный Несчастливцев не только спасёт девушку от фатального решения, остановив у «последней черты», но и подарит шанс на обретение семейного счастья, пожертвовав своим благосостоянием.
Вряд ли «валёжник» и «бурелом» человеческих пороков и страстей возможно выкорчевать, но можно и нужно пытаться сохранить бесценные сокровища своей души, ведь этот клад ценнее и дороже шкатулок с деньгами и драгоценностями всего мира!
Персонаж, которого во всей гамме чувств блистательно воплощает Максим Аверин, помогает сохранить веру в человечество и напоминает, что доверие, добро, искренность, милосердие и бескорыстие - это неотъемлемые качества человеческой души, которые и делают нас людьми!
В финальной мизансцене герой воспарит на цирковых тросах над примитивом обывательской жизни, оставшись верным своим идеалам и ни на мгновение не изменив себе.
Порядочного Человека в «Лесу» искала корреспондент Бурулева Юлия
Фотографии - пресс-служба Театра Сатиры
World Podium © 2015 - 2024. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927. Дата регистрации: 31.08.2015.
Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.
Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.
Информация размещенная на данном сайте не является публичной офертой, и размещается в образовательных целях.