Жанр детектива прочно вошёл в нашу жизнь и стал «своим» во всём мире: дедукция, логика, интуиция, неожиданные повороты сюжета, загадки и тайны интересны как брутальным мужчинам, так и элегантным женщинам, независимо от возраста, социального положения или географии жительства.
Особенно популярен детективный жанр в литературе и кинематографе, где многие романы стали настоящими бестселлерами, а герои – всенародными легендами! В лучах Мельпомены же, напротив, детективы ставят довольно редко и это вполне логично: если в арсенале кинематографа – чудеса монтажа, чередование крупных и общих планов, акцент на детали, то в театре таких технических уловок нет.
В сценическом пространстве невероятно трудно сохранить динамику и драйв, загадку и интригу - на протяжении долгого времени приковать внимание зрителя к какой-либо загадке, поэтому решаются на постановку спектаклей в детективном жанре - только смелые, а получается это виртуозно - у самых талантливых.
Спектакль мгновенно стал театральным шлягером, не сомневаемся, что этот увлекательный детектив с множеством загадок, интриг и философских смыслов украсил многогранный репертуар Театра на много сезонов вперёд.
В основе спектакля Владимира Машкова пьеса Агаты Кристи «И никого не стало», написанная знаменитой писательницей по мотивам собственного романа, известного в России как «Десять негритят». Старинная считалочка о десяти маленьких негритятах, позднее переименованных автором из соображений политкорректности в индейцев, легла в основу сюжета увлекательного детективного романа, который захватывает внимание публики с первых мгновений действия и удерживает до самого финала.
Таинственный мистер А. Н. Оним приглашает в свой роскошный особняк людей, ранее не знакомых друг с другом, заинтересовывая приехать разными предлогами и аргументами - кому-то обещана выгодная работа, кому-то - частное расследование за высокий гонорар, а кому-то - отдых на роскошной вилле, уютно раскинувшейся на дивном необитаемом острове.
Ничего не подозревающие гости, рассчитывавшие на релакс наедине с природой или прибыльное пополнение бюджета, оказываются отрезаны от мира на острове и становятся пленниками неизвестного мстителя, который обвиняет каждого из них в убийстве и жаждет возмездия…
«Десять индейцев отправились обедать,
Один поперхнулся, их осталось девять.
Девять индейцев, поев, клевали носом,
Один не смог проснуться, их осталось восемь.
Восемь индейцев в Девон ушли потом,
Один не возвратился, остались всемером.
Семь индейцев дрова рубили вместе,
Зарубил один себя — и осталось шесть их.
Шесть индейцев пошли на пасеку гулять,
Одного ужалил шмель, их осталось пять…»
Откуда этот Мститель знает о совершенно разных людях те факты биографии, которые каждый из них хотел бы забыть?
По закону жанра на сцене одновременно взаимодействуют абсолютно разные персонажи, портретная характеристика каждого героя раскрыта детально, с уникальной индивидуальностью и колоритом.
Противоречивый и подозрительный полицейский Уильям Блор (Сергей Угрюмов), обаятельный и обольстительный капитан Филипп Ломбард (Евгений Миллер), истеричный ипохондрик врач-невролог Армстронг (Виталий Егоров), меланхоличный генерал в отставке Маккензи (Сергей Беляев), мужественный, внушающий доверие и уважение своими сединами и опытом судья-пенсионер сэр Лоренс Уоргрейв (Михаил Хомяков), типичный представитель золотой молодёжи, наглый и беспринципный Энтони Марстон (Владислав Миллер), учтивый и уважительный дворецкий Роджерс (Игорь Петров), его истеричная супруга - экономка миссис Роджерс (Яна Сексте), эффектная и элегантная секретарша Вера Клейторн (Анна Чиповская) и консервативная, бескомпромиссная зануда Эмили Брент (Алёна Лаптева).
Есть ещё загадочный персонаж - лодочник Нарракотт (Владимир Наумов), который доставил десятерых героев на остров и удалился на большую Землю, а, может быть, не удалился?
Кто из персонажей беспощадный, одержимый палач, а кто жертва? Кто действительно ранее совершил обдуманное и преднамеренное убийство, а кто стал заложником обстоятельств? Был ли у них выбор раньше и есть ли он сейчас?
Героев становится всё меньше, градус напряжения растёт, остающиеся в живых погружаются в пучину страха и подозрений… Персонажи перед лицом смерти обнажают совершенно разные качества, присущие природе человека, затрагивая такие темы и вопросы, которые каждый зритель интерпретирует сквозь призму своей личности.
Интригу добавляют динамичные танцы 10 индейцев, которые возникают в самые напряжённые моменты.
Специфика детективного жанра, в отличие от романтичного флёра мелодрам и искромётной феерии комедий, предусматривает постоянную мозговую деятельность - размышления, сопоставления, анализ, пристальное внимание к деталям: случайные и неслучайные взгляды и жесты, оригинальные диалоги, стремительная трансформация мизансцен, неожиданные пластические решения...
Владимиру Машкову удалось поставить, а блистательным актёрам воплотить буквально кинематографический спектакль: публика полностью погружается в происходящее на сцене и чувствует себя частью действия, рискует вместе с каждым из героев стать новой жертвой, пытается поверить персонажам, но подозревает всех и каждого.
Декорации спектакля создал известный во всём мире скульптор Александр Рукавишников. Интерьер гостиной особняка, в котором происходят события, изобилует огромным количеством разных деталей, каждая из которых вносит определённую лепту в концептуальный рисунок спектакля и играет уникальную роль в тех или иных мизансценах.
Через панорамные окна особняка открывается потрясающий вид на чарующий морской пейзаж: рассветы сменяют закаты, а гармонию штиля подстерегают бури. Погода тоже играет в постановке свою роль и далеко не всегда - на стороне героев, иногда она словно помогает убийце в его коварном плане возмездия.
Особое место в сценографии занимают скульптуры тотемных индейских животных, которых, как и героев, десять - каждое животное соответствует определённому персонажу. Кто кому? Этот ребус - на восприятие публики. Животные, как зеркало, отражают положительные и отрицательные черты героев, а каждый зритель в той или иной степени транспонирует происходящее на себя.
События происходят в Англии в 1944 году, маэстро красоты воссоздал стилистику того времени. Образы персонажей - синтез элегантности и чопорного английского благородства.
Костюмы мужчин - классические смокинги с интересными деталями и вариациями, соответствующими индивидуальности персонажей. Женские наряды подчёркивают характер каждой героини.
Особый восторг и у женщин, и, конечно же, у мужчин вызовет эротичное платье с открытой спиной и белоснежное норковое боа героини Анны Чиповской, и её пудровое платье оригинального фасона.
Например, высокомерная ханжа Эмили Брент органически не выносит молодёжь и уверена, что есть единственно верное мнение - её. Она без зазрения совести осуждает всё и всех, оказывает психологическое давление на юный неокрепший ум, чем может подвести человека к последней черте.
Легкомысленный повеса и лихач Энтони «играючи» давит детей на дороге и не испытывает ни малейших угрызений совести.
Следователь Уильям Блор, за взятку сфабриковавший дело и упёкший в тюрьму невиновного.
Судья Лоренс Уоргрейв, вынесший высшую меру наказания тому, чья вина не была доказана.
Доктор Ломбард, допустивший из-за пристрастия к «зелёному змию» врачебную ошибку, последствием которой стала смерть пациента…
У каждого персонажа своя судьба и незакрытый «гештальт», о котором откуда-то узнал мститель, возомнивший себя Богом. Если представить: сколько в нашем настоящем таких мстителей, становится по-настоящему страшно.
Владимир Машков, режиссёр: «И никого не стало» — спектакль-детектив. Это редко встречающийся в театре жанр, жанр сложный, требующий от артиста большого мастерства. Крайние проявления эмоций, которые герои испытывают перед лицом своей и чужой смерти, дают богатейшие возможности для перевоплощения. Человек, безнаказанно причинивший зло, не просто с этим свыкается, он строит в своём воображении новую версию случившегося, в которой предстаёт почти героем, совершившим справедливый поступок. Он верит в это сам и пытается заставить верить других. Герои пьесы буквально загнаны в угол. Происходит переход от законов человеческой общности к законам стаи, где каждый пытается спастись, оправдавшись или пытаясь уничтожить кажущийся источник угрозы возмездия. В героях «тёмные качели» от вины к невиновности раскачивает сильнейший страх. Самые разные его виды мы и собираемся исследовать в нашем спектакле. Это интересное, местами жутковатое путешествие. Вы тоже приглашены в него».
Финал спектакля отличается от финала первоисточника, но здесь возможны вариации и разные векторы дальнейшего развития истории.
Старинная пословица гласит: «Даже взмах крыла бабочки способен изменить ход истории». Совершая то или иное действие, руководствуясь разными стремлениями и мотивациями, нельзя забывать, что даже незначительные мелочи порой могут кардинально изменить не только нашу жизнь, но и фатально отразиться на судьбах окружающих.
Как эта фраза коррелируется с нашими персонажами, которые один за другим умирают по сценарию, написанному в детской считалочке? Это увидят зрители.
Имеет ли один человек право судить и осуждать другого? Настигнет ли кара за преступление, наказание по которому по каким-либо причинам удалось избежать? Как не стать пленником страха? Есть ли предопределение судьбы? Можно ли оправдать преступление и искупить вину? Ответы на эти эпохальные вопросы не найти ни в одной энциклопедии или трактате. То, что за любой поступок рано или поздно придётся отвечать, это факт. Есть лишь надежда, что главный Суд в наших судьбах будет справедливым.
Рекомендуем приходить раньше - Королевство восхитительных зеркал, которыми инкрустировано фойе Театра, погружает всех гостей в магический, иллюзорный мир великолепной красоты и метафоричных ассоциаций и подтверждает аксиому, которую сформулировал Великий Константин Сергеевич Станиславский: «Театр есть искусство отражать жизнь».
На необитаемом острове «выживала» Бурулева Юлия
Фотографии - пресс-служба Театра Олега Табакова
World Podium © 2015 - 2024. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927. Дата регистрации: 31.08.2015.
Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.
Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.
Информация размещенная на данном сайте не является публичной офертой, и размещается в образовательных целях.