Сегодня, 6 июня, в День рождения величайшего Гения Русского языка и мировой литературы – Александра Сергеевича Пушкина, отмечается День Русского языка. Александр Сергеевич создал за 37 лет земной жизни такое количество шедевров, что навсегда обеспечил себе бессмертие и вечную Жизнь в своём творчестве.
И хотя эпоха Пушкина «дела давно минувших дней», он по-прежнему актуален и современен, а произведения классика по праву называют «энциклопедией человеческой души».
И эта энциклопедия давно вышла за пределы литературного и философского мира: по мотивам произведений Александра Пушкина снимают фильмы, ставят спектакли и мюзиклы, его персонажи вдохновляют художников, скульпторов на создание своих творений….
Все мы со школьной скамьи помним великий роман в стихах «Евгений Онегин» и, надо сказать, у многих ещё с детства и отрочества выработан стереотип об этом произведении, как исключительно классическом, пафосном, безапелляционном. Безответная любовь деревенской девушки и не оценивший её цинизм столичного «dandy», балы и приёмы, сплетни и дуэли, законы чести…
Из-за чёрно-белых штампов и однобоких шаблонов восприятия большинство из нас даже не пытается открыть что-то новое, в хорошо известном произведении.
Но есть те, кто выходит из привычной зоны комфорта, и интерпретирует Пушкина сквозь призму восприятия современного человека.
В ноябре 2017 года режиссёр проекта «САМи» (Содружество актёров, музыкантов и...) Наталья Семёнова представила спектакль «Онегин», соединив героев Александра Сергеевича Пушкина с музыкой композитора Алексея Айги, интегрировав в действие авторские эпиграммы Гения и дополнив постановку знаменитыми комментариями к роману «Евгений Онегин».
Динамичное действие воплощает блистательный квартет артистов - Даниил Страхов (Евгений Онегин), Сергей Шнырёв (Владимир Ленский), Ирина Пегова (Татьяна Ларина) и Сергей Чонишвили ( Александр Пушкин). Пушкин на сцене – полноценный герой, который то вступает в диалог со своими персонажами, то комментирует их поступки, как сторонний наблюдатель.
Но этот виртуозный актёрский квартет не один на сцене: неотъемлемая часть перфоманса и самостоятельный герой действия - музыка композитора Алексея Айги, который выходит на сцену вместе со своей легендарной группой «4'33"».
Историю дополняют специально снятые видеофрагменты с участием героев, каждый из которых можно назвать самостоятельным короткометражным фильмом, несущим определённую смысловую нагрузку.
Например, сцена дуэли Онегина-Ленского в спектакле показана с помощью захватывающего видео, которое по накалу страстей сопоставимо с психологическим триллером.
Художественные инсталляции и атмосферный визуальный ряд гармонично адаптированы во весь в спектакль.
Каждое мгновение действия пронизано уважением и восхищением к таланту Пушкина, который воспринимается не монументальным Классиком, а нашим современником, ироничным и многогранным, весёлым и озорным, глубоким и чутким, искренне переживающим за судьбы окружающих.
Уверены, что сам Александр Сергеевич одобрил и поддержал бы такую трактовку его шедевра. Он всегда был новатором - открывал горизонты и раздвигал границы человеческих возможностей.
«Онегин» Натальи Семёновой – уникальный эксперимент, который очень стильно и мощно воплощён высокопрофессиональной командой творческих людей.
Динамика и драйв, эфемерный мир иллюзий и суровая действительность запоздалого прозрения, переоценка ценностей и верность данному слову…Энергия действия буквально зашкаливает!
В «Онегине» нет чёрно-белых «штампов» и однобоких «шаблонов» вроде «добрый - злой», зато есть характеры и личности. Вопросы чести и совести, порывы души и долг, искренность и надменность, и конечно, русская хандра, так знакомая многим. Перед зрителями в необычной инсценировке ожили персонажи Пушкина, которые отчаянно стремятся к гармонии и душевному балансу, а у каждого своё представление об этом. Многие проводят корреляционные параллели с Татьяной и Онегиным, и находят в себе их черты.
Здесь есть как классическая глубина и тонкие аллегории, так и смелые фантазии и современные аллюзии!
1
И конечно, основа постановки - Пушкинское слово, острое и масштабное, завораживающее и мудрое!
В концептуальном рисунке спектакля присутствует «Письмо Татьяны» и «Письмо Онегина», и многие другие строки и строфы, давно ставшие крылатыми фразеологизмами, как например: «Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень..."; "...Чем меньше женщину мы любим, Тем легче нравимся мы ей», «...Кто жил и мыслил, тот не может в душе не презирать людей..."; "...Кого ж любить? Кому же верить? Любите самого себя!..»
Чем больше мы погружаемся в атмосферу спектакля Натальи Семёновой, тем отчётливее и яснее понимаем, что спустя два столетия с тех времен, в природе человеческой личности очень мало что трансформировалось.
Варьируются тенденции моды и правила этикета, стремительно развиваются технологии и внедряются инновации, а морально-нравственные ценности и идеалы, мечты и иллюзии людей остаются неизменными.
Большинство из нас по-прежнему волнуют вопросы чести и совести, искренние порывы сердец вступают в борьбу с чувством долга и ответственности. Да и с тем чувством, которое Пушкин охарактеризовал, как «Русская хандра», знаком почти каждый.
Напомним, что эпиграфом к роману «Евгений Онегин» является строчка Вяземского: «И жить торопится, и чувствовать спешит!»
Нам, жителям динамичного 21 столетия, не помешало бы задуматься и переосмыслить значение этой цитаты.
Ведь мы, как и Евгений Онегин, в погоне за призрачными материальными, карьерными и другими амбициозными ценностями, в меркантильном ритме и драйве жизни порой теряем самих себя: обрастаем шипами равнодушия, цинизма и эгоизма, перестаём ценить настоящие чувства, все красоты и чудеса того мира, который нас окружает, нивелируем понятия добра и милосердия… А когда иллюзии разбиваются об айсберги суровой действительности и надежды и мечты рассеиваются в пространстве, нас одолевает мучительная хандра от осознания того, что ретроспективно ничего нельзя изменить.
«Онегин» Натальи Семёновой, в потрясающем исполнении талантливых актёров и музыкантов многим из нас поможет взглянуть со стороны на самих себя и, возможно, не допустить ошибок в своей судьбе.
И совершенно точно всем зрителям спектакль «Онегин» подарит вечер прекрасных эмоций и впечатлений, которые не улетучатся с выходом из зала, а надолго останутся в мыслях и сердцах.
Поздравляем всех с Днём русского языка и сообщаем, что увидеть потрясающего «Онегина» в блистательном воплощении Даниила Страхова, Сергея Шнырёва, Сергея Чонишвили, Ирины Пеговой (или Алисы Гребенщиковой) и виртуозного оркестра Алексея Айги можно 24 июня на сцене Театрального зала Московского международного Дома музыки!
Автор: Бурулева Юлия
Фотографы: Абдуллаева Ирина, Поплавская Виктория