Они тоже могут. Рецензия на фильм «МАЛЕНЬКИЕ ЖЕНЩИНЫ»

Новости

Они тоже могут. Рецензия на фильм «МАЛЕНЬКИЕ ЖЕНЩИНЫ»

Они тоже могут. Рецензия на фильм «МАЛЕНЬКИЕ ЖЕНЩИНЫ»

«Маленькие женщины» образца 2019 года – это уже восьмая экранизация знаменитого американского романа Луизи Мэй Олкотт, автором сценария и режиссёром которого выступила Грета Гервинг. Режиссёр не просто перенесла литературных персонажей на экран, но и добавила в сюжет что-то похожее на байопик, смешанный одновременно с адаптацией книги. Фильм и пересказывает оригинал, и пытается рассуждать о том, как и о ком именно могла писать Мэй Олкотт один из главных трудов своей жизни, кем она вдохновлялась. Учитывая, что «Леди Бёрд» той же Гервинг основывалась на личных переживаниях режиссёра касательно темы взросления, то и в «Маленьких женщинах» Грета Гервинг решила далеко не отходить от столь полюбившегося в академических кругах концепта, доработав его лишь отчасти. 

Повествование постоянно то скачет по разным временным отрывкам, то рассказывает зрителям книжную историю, то переключается на мир реальный. Мир романа намного ярче, красочнее и эмоциональнее, на его страницах исполняются все мечты, нет войны, болезней и унылой серости будней. В реальном же мире, всё совершенно наоборот. Отец семейства Марч сейчас где-то далеко-далеко на войне, и никто не знает когда он вернётся домой, а любимица-тихоня Бет вот-вот умрёт из-за внезапной болезни. Мать пытается в одиночку прокармливать своих четырёх дочерей, которые в свою очередь мечтают лишь об одном – быть любимыми. Сам фильм разделяет эти два мира очевидным, но весьма рабочим визуальным решением, окрашивая одни и те же локации в разные цвета, делая литературный вымысел тёплым и ярким, а реальный – холодным и монотонным. 

Подобный приём с вклеенным в повествование элементом байопика может прийтись не по нраву всем поклонникам оригинального романа, ведь «Маленьких женщин» Греты Гервинг с большим трудом можно назвать полноценной экранизацией. У Гервинг получилось своё собственное кино, со своей фактурой и интерпретацией эпохи с оглядкой на сегодняшние реалии со своими самобытными персонажами. Картина делает всех четырёх сестёр семейства Марч более приземлёнными, менее поэтичными, по-своему развивая их архетипы. Повествование делает акцент на рассуждении о том, какими в жизни могли быть эти маленькие женщины, о чем они могли говорить, что обсуждать и к чему стремиться. 

В этом плане у ленты имеются отчётливые проблемы с балансировкой между персонажами. Отойдя окончательно от сравнения с романом стоит заметить, что «Маленькие женщины» охватывали всю семью Марч и их близких друзей и знакомых, в то время как у Греты Гервинг задвигаются все на второй и третий план, рассказывая историю от лица Джозефины (Сирша Ронан), которую сёстры называют просто Джо. Зритель через героиню очаровательной Сирши Ронан и видит, как реальные несчастья превращаются в литературную красоту. И пока все остальные сёстры стремятся выскочить как можно поскорее замуж, Джо мечтает творить – писательское ремесло её воздух, который никак не может стать для неё полноценным заработком в мире мужчин, критикующих и принижающих её достоинства и способности. Мир диктует ей свои правила, но согласится с ними она не может, даже когда очень хочет поддаться его уловкам. 


И всё, что касается визуальных приёмов и технологий, в кино Греты Гервинг работает идеально за счёт потрясающей операторской работы, грамотного использования светового оборудования, костюмов и окружения. Про отдельные заслуги художника-постановщика говорить нет смысла, поскольку все его труды в полной красе предстают на экране перед зрителем. Про многих второстепенных персонажей фильм на уровне диалогов ничего толком не рассказывает, словно оставляя их нераскрытыми болванчиками, но на деле – оформление их домов, рабочих мест и среды обитания говорят намного больше, чем парочка экспозиционных словечек из уст героев. 

А вот со сценарием у «Маленьких женщин» имеется целый ряд существенных проблем. Начать стоит с того, что картине в должной мере не удаётся вызвать чувство привязанности к своим персонажем, в том числе к четырём сёстрам. Все четыре сестры, кроме Джо и Эми (Флоренс Пью), смотрятся серо и попросту уныло. Конечно же, одно удовольствие видеть на одном экране сразу же и Сиршу Ронан, и Флоренс Пью, и Эмму Уотсон, к которым добавляется ещё и Элайза Сканлен. Вместе с ними в кадре появляются Лора Дерн, как всегда смазливый и однотипный Тимоти Шаламе и даже Мэрил Стрип с Бобом Оденкёрком забегают на огонёк. Вот только им всем делать в «Маленьких женщинах» особо и нечего, кроме как радовать зрителя своим появлением. Самому сценарию они не очень-то и интересны, из-за чего и зрителю, как следствие, тоже. 

По-настоящему сияют в фильме лишь Сирша Ронан и Флоренс Пью. Первая уже во второй раз у Гервинг выкладывает все свои таланты на стол, а вторая же – мощно отпечатывается в голове после просмотра. Возможно, связанно это с тем, что в 2019 году Флоренс Пью запомнилась больше всего среди молодых актрис, завоевав сердца зрителей в «Солнцестоянии», плавно перейдя в «Маленьких женщин», а из них в «Чёрную вдову». Между этими двумя взаимодействия больше всего, как в плане конфликтов из-за кардинально противоположенных характеров, так и из-за общих любовным интересом и тягой к искусству, на котором стоит остановиться поподробнее. Остальные же сёстры просто есть где-то на фоне, ничем не выделяясь и не привлекая. 

Если Джо тяготеет к писательскому ремеслу, то Эми хочет быть живописцем. Обеим героиням все пророчат неудачу в своём деле, близкие мужчины хоть и поддерживают их, но слабо в это время, ведь для эпохи Гражданской войны для женщины на горизонте красовалось мало перспектив. В итоге Гервинг уводит литературных героев в мир современный, превращая двухсотлетний роман в социальную ремарку с феминистическими наклонностями. И если задуматься, то у Греты Гервинг вполне удачно получилось вплести идеи о талантливых женщинах в чужой материал, сделав тем самым даже не фильм по мотивам, а именно собственное произведение о взрослении, первых неудачах и несправедливости взрослого мира. 

Не стоит ждать от «Маленьких женщин» литературных вершин, фильм Греты Гервинг больше рассуждение о женских способностях в творчестве, нежели оригинал. Те маленькие женщины, выбирающие замужество – убивают внутри себя всё стремления к творчеству, растворяясь в любви, становясь тенью своих кавалеров. В то время как одинокие женщины создают и творят историю, создавая шедевры и оставаясь в этой самой истории навсегда. Зрителю говорят, что женщины тоже могут быть художниками, их главная цель и предназначение не ограничиваются замужеством и материнством, с чем никто и не спорит, однако сам фильм подаёт все эти мысли как что-то новое, некое откровение для мира «злых» мужчин. 


Недоумений это не вызывает, равным счётом как и вопросов. Говорить о подобном никогда лишним не будет уж точно. Вот только есть одна маленькая деталь. Учитывая с каким оглушительным успехом фильм встретили на западе, зритель рискует стать заложником масс-медиа и сарафанного радио. В «Маленьких женщинах» нет ничего удивительного или же новаторского – это хорошее, рядовое кино с очень любопытными авторскими решениями и красивыми техническими приёмами. Появись на свет эта картина не в эру популяризации феминизма, отошедшего от своих первоначальных идей, «Маленьких женщин» Греты Гервинг ждал бы намного меньший успех, особенно в академических кругах, чем в сегодняшних реалиях. 

Оценка: 7 из 10

«Маленькие женщины» – в прокате с 30 января  

Мнение корреспондентов может не совпадать с мнением редакции

World Podium © 2015 - 2024.  Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927.  Дата регистрации: 31.08.2015.

Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. 

Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

Поделитесь