«Под огнём» — одновременно и режиссёрский дебют ветерана Ирака Рэя Мендосы, и уже вторая его совместная работа с Алексом Гарлендом. До этого Мендоса выступал консультантом на «Падении империи». Однако в этот раз Мендоса является полноценным автором фильма, в то время как Гарленд весьма справедливо отходит на второй план, поскольку «Под огнём» — это не совсем военное кино, да и не кино вовсе в классическом понимании. В первую очередь «Под огнём» представляет собой дорогущую военную инсталляцию, показывающую войну без купюр и пафосного героизма, основываясь на воспоминаниях самого Мендосы, принимавшего участие в операции «Иракская свобода» в составе американских «морских котиков».
И то, какими средствами Мендоса и Гарленд достигают своей цели, поражает и вызывает искреннее уважение. В первую очередь авторы делают главным героем не конкретную личность, а весь отряд «морских котиков» разом. Отличаются, как правило, действующие лица маленькими деталями: у одного усы, у второго рация, у третьего пулемёт и так далее. Имён зритель не запоминает, а лишь позывные, что отлично позволяет ему проникнуться эдаким «окопным братством» в духе «На западном фронте без перемен» в сеттинге Ирака 2006 года.
Говорить о сюжете как таковом бесполезно, поскольку в «Под огнём» он весьма условен. Война на экране, сотканная из воспоминаний, во всей своей бессмысленности и жестокости раскрывается в первую очередь за счёт того, что сценарий полностью отказывается от стандартных штампов военного кино. Здесь нет дуги персонажа, деление на акты крайне натянутое, а конфликт ограничивается внешней угрозой. Потому что всё это не нужно, поскольку фильм акцентирует своё внимание на одном бое чуть ли не в режиме реального времени. Перед зрителем не киногерои, не бравые солдаты, а обычные люди, каждый из которых оказался по каким-то своим личным причинам на этой войне. И, к слову, Мендоса и Гарленд о причинах войны не упоминают, воздерживаясь как от политических комментариев, так и от любых других видов высказывания.
«Под огнём» удивительным образом крайне уникальное кино о войне, что для некоторых может стать отталкивающим фактором, поскольку само кино ничего нового не говорит и не демонстрирует. Да, война — это ад, это ужасно, страшно и разрушительно сказывается на всех её участниках, но «Под огнём» будто бы не хватает финального опустошающего аккорда, что, скорее всего, является частью задумки. Мендоса и Гарленд заставляют зрителя полтора часа сидеть то в напряжённом ожидании, то шарахаться от каждого громкого звука, от каждого взрыва, выстрела и нервно подёргиваться в кресле от раздирающих криков раненных. Звук, как и в «Падении империи», просто феноменальный! С точки зрения формы «Под огнём» — кино невероятной и неподъёмной силы, содержательно ослабленное намеренно.
Вероятно, не самый насмотренный зритель сможет лучше прочувствовать весь творящийся на экране ужас, остальные же хоть и не будут скучать во время просмотра, однако сразу же на выходе из зала вряд ли получат свою долю внутреннего опустошения. Кино хоть и не провисает, однако ближе к третьему акту динамика перестаёт расти вверх, удерживаясь на одном уровне. И уровень, между прочим, очень достойный и далеко не каждому под силу. Но всё же зритель довольно быстро адаптируется к этой динамике, из-за чего последние минуты не вызывают уже такого восторга, как первые 60 минут.
Рэй Мендоса и Алекс Гарленд однозначно заслуживают уважения и почёта за этот фильм, однако главные достоинства «Под огнём» одновременно и оказываются его минусами, что для одних проблемой не будет, а для других — ещё какой проблемой. Впрочем, в этом и есть часть задумки Мендосы и Гарленда. Зритель сам для себя всё решит и поймёт.