Падающие с неба птицы. Рецензия на фильм «ЧЕРНОБЫЛЬ»

Новости

Падающие с неба птицы. Рецензия на фильм «ЧЕРНОБЫЛЬ»

Падающие с неба птицы. Рецензия на фильм «ЧЕРНОБЫЛЬ»

«Чернобыль» – вторая работа Данилы Козловского в качестве режиссёра, идейным автором которой является продюсер Александр Роднянский. И несмотря на столь громкое название, Козловского даже при всём желании не получится "притянуть за уши" за документальные неточности и несоответствия с действительностью в фильме, поскольку ни режиссёр, ни его продюсер нигде не заявляли уже набившее оскомину "Снято по секретным документам/реальным событиям". Место и время, показанные в ленте, хоть и берут за основу трагедию на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года, но сюжет крутится вокруг вымышленных персонажей, а исторические личности в нём почти не фигурируют.

Фильм Козловского и Роднянского напоминает, что трагедия из их фильма была и в жизни, делая её основополагающей и движущей силой истории. В первую очередь, картина рассказывает историю людей, столкнувшихся с катастрофой в одночасье, из-за которой их жизни делятся на до и после. Козловский изучает именно это, погружаясь в исследование человеческих взаимоотношений вымышленных героев на фоне реальных событий. В «Чернобыле» взрыв реактора, ликвидация последствий и всё-всё остальное, с чем у людей и ассоциируется данная трагедия, – переписаны для сюжета. Но расценивать ленту как документальную точно не стоит, о ней нужно говорить как о художественном произведении, исходя из замысла авторов.

Авторов никто не ограничивал и не вписывал в рамки реальности, они были вольны писать и придумывать таких персонажей, которых им хотелось. Самое главное – это всё же соблюдать целостность и работать исходя из идеи произведения. Но вместо того, чтобы углубиться в прописывание героев, их характеров, предыстории и взаимоотношений, лента сводится к спасению мира в лице одного героя. Основной мотивацией главного героя выступают чувства к персонажу Оксаны Акиньшины, ради которой герой Козловского и решается на смертельную миссию по ликвидации последствий взрыва.

Алексей Капушин (Данила Козловский) – совершенно обычный человек, работающий в пожарной части и несущий службу непосредственно на самой Чернобыльской АЭС, благодаря чему персонаж Козловского знает станцию вдоль и поперёк. Эта деталь становится основной причиной, почему Алексея записывают в ликвидаторов – ведь он единственный, кто знает наизусть затопленные после взрыва коридоры АЭС. Почему единственный? Сценарий толком никак это не объясняет, а лишь создаёт ситуации, найти решение которых может только Алексей. Почему так происходит? Потому что Алексей – главный герой.

Можно даже сказать, что Козловский – это Мэри Сью этого фильма. У него всё всегда получается, он всё знает лучше других и видит дальше. Но самое удивительное здесь даже не это, а невосприимчивость главного героя к радиации. Если все вокруг в картине умирают после прямой близости с эпицентром взрыва, то Алексея радиация вообще никак не смущает. Он может бегать рядом с взорвавшимся реактором, часами плавать в радиационной воде, имеющей контакт с кожей, глазами и ртом, а по итогу: чувствовать себя нормально. Да, его будет тошнить, лицо чуть-чуть покраснеет, но стоит чуть-чуть поспать – и он снова готов спасать мир в духе какого-нибудь супергероя. Зритель точно знает, что герою Козловского ничего не угрожает – он обязательно всех спасёт, потому что так должно быть.

А ведь спасать мир есть ради кого. Основным мотиватором для действий Алексея выступает девушка по имени Ольга (Оксана Акиньшина). Здесь всё понятно: Алексей хочет спасти Ольгу и её 10-летнего сына. И справедливости ради стоит отметить тот факт, что Оксана Акиньшина безупречна в образе женщины, которую и зрителю тоже хочется спасать. Фильму даже необязательно проговаривать мотивацию Алексея – зрителю и так всё понятно. Акиньшина играет совершенно обычную советскую девушку, уязвимую физически, но сильную внутри, хоть и дающую иногда волю эмоциям на фоне техногенной катастрофы. Акиньшина в этом плане идеально попадает эмоциями в свою героиню, благодаря чему у зрителя есть не только вера в неё, но и переживание.

Тоже самое можно сказать и про Данилу Козловского, в очередной раз доказывающего, что он не просто мальчишка, которому повезло выстрелить и выйти в тираж – а что он сильный драматический актёр и ему есть, что ещё показать. Да, из-за сценария есть проблемы с восприятием Алексея, но то, как сам Козловский оживляет не сильно прописанного персонажа – поражает. Что однозначно хорошо удаётся сценарию – это представить Алексея в начале эгоистом, а в конце – героем. Как таковая метаморфоза в сценарии между завязкой и кульминацией отсутствует, зато её очень точно показывает Козловский на протяжении всего фильма. Некоторые сцены целиком и полностью строятся исключительно на актёрском перформансе Козловского, с которым актёр всегда справляется почти безупречно.

К Козловскому-режиссёру пока вопросов куда больше, чем к Козловскому-актёру. Сначала был хороший чисто жанровый «Тренер» – спортивная драма в лучших канонах жанра. И вот теперь есть «Чернобыль» – фильм, в котором первые 20 минут однозначно представляют из себя отличное кино. Именно отличное, никак иначе. В первом акте сценарий написан как надо, а видение Козловского исходного текста заставляет смотреть на него как на настоящего режиссёра. Здесь и грамотный темп, и очень тонкая работа с киноязыком, метафоры все к месту. Если бы только вся лента была такой, как её первые 20 минут…

В остальное время к логике сценария картины возникают вопросы. Технический аспект «Чернобыля» поражает своим размахом, картинкой и звуком. Самая сильная часть фильма – это его звук. Тяжёлый, объёмный и очень качественный звук, весьма точно попадающий в атмосферу эпизода. Слушать картину Козловского – одно удовольствие, особенно работу композитора Олега Карпачева, чью струнную музыку в купе с хоровым пением можно назвать гениальной. После просмотра невозможно представить «Чернобыль» Данилы Козловского без музыки Олега Карпачева, вгрызающейся в мозг зрителю.

Следом идёт визуал и всё, что с ним связано. В этом плане глаза могут два раза резануть плохие эффекты, но это в порядке исключения. Всё остальное время «Чернобыль» смотрится дорого, красиво и очень хорошо. Всё благодаря оператору Ксении Середа – одному из лучших современных операторов в российском кино. Почти каждый кадр «Чернобыля» хочется поставить на паузу, хорошенько рассмотреть, а затем проделать ту же операцию со следующим кадром. Что ещё радует, так это разнообразие ракурсов и планов – на протяжении всего фильма идёт визуальная прогрессия от теплой безмятежной, почти сказочной мирной жизни у холодной, меланхоличной и страшной действительности, соседствующей с радиоактивным пеплом в воздухе. Видно, как Середа растёт от картины к картине в своём ремесле, что не может не радовать.

По итогу: «Чернобыль» – это впечатляющее с технической точки зрения кино, поражающее размахом съёмок и общим подходом к своему делу. Да и в целом, картина больше походит на очень дорогое авторское кино, чем на студийный заказ. Данила Козловский – не только актёр, но и режиссёр, ведь несмотря на не самый сильный сценарий, он смог вытащить из него максимум. Картина не раздражает и её не скучно смотреть, она вызывает эмоции и пробивает зачастую на мурашки – всё это заслуга Козловского, грамотно работающего с киношными приёмами и средствами. Так что даже несмотря на не самые лучшие сценарии в режиссёрских работах Козловского, уже сейчас можно с уверенностью сказать, что как режиссёр он состоялся более чем. В его фильмах за персонажей преимущественно говорит музыка, она передаёт их характеры, вскрывает их внутренние переживания и конфликты намного больше, чем это делают сами герои, что очень выделяет его картины на фоне остальных отечественных режиссёров большого кино.

"Ты хотел быть один, это быстро прошло,
Ты хотел быть один, но не смог быть один,
Твоя ноша легка, но немеет рука,
И ты встречаешь рассвет за игрой в дурака.

Доброе утро, последний герой!
Доброе утро тебе и таким, как ты,
Доброе утро, последний герой.
Здравствуй, последний герой!"

- «Последний герой», группа КИНО

Оценка: 6 из 10

В прокате с 15 апреля

 

МНЕНИЕ КОРРЕСПОНДЕНТОВ МОЖЕТ НЕ СОВПАДАТЬ С МНЕНИЕМ РЕДАКЦИИ!!!

World Podium © 2015 - 2020.     Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927.  Дата регистрации: 31.08.2015.

Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. 

Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

Поделитесь