Пиршество жизни на костях любви. Рецензия на фильм «СОЛНЦЕСТОЯНИЕ»

Новости

Пиршество жизни на костях любви. Рецензия на фильм «СОЛНЦЕСТОЯНИЕ»

Пиршество жизни на костях любви. Рецензия на фильм «СОЛНЦЕСТОЯНИЕ»

Год назад Ари Астер с оглушительным успехом дебютировал в полнометражном кино со своей противоречивой «Реинкарнацией», ставшей одним из самых громких событий в мире ужасов со времён «Ведьмы» 2015 года. Низкий поклон критиков и тёплый приём зрителей в одночасье возвели Астера в своеобразный культ, что и послужило причиной к многочисленным спорам. «Реинкарнация» разделила аудиторию на два лагеря: первые яростно ненавидят эту ленту за её содержание, за попытки режиссёра уйти в размышления, связанные с психологическими заболеваниями и с семейными проблемами, вторые же - любят и восхищаются. Но одно можно сказать точно: Ари Астер определённо подает надежды талантливого хоррор-мейкера, умело пугающего не скримерами, а атмосферой, звуком и визуальным наполнением кадра. У Астера уже на данном этапе его карьеры чувствуется стиль и мастерство, благодаря которым внимание общественности и приковывается к нему. 

В своей второй полнометражной картине, в «Солнцестоянии», Астер не перестаёт следовать своим традициям, оставаясь верным классическим ужасам середины XX века. В «Солнцестоянии» чувствуется присутствие Альфреда Хичкока, Дарио Ардженто и совсем немножко Робина Харди с его «Плетённым человеком», на чьи работы одним глазком поглядывал Астер при написании сценария. Но при всём при этом, «Солнцестояние» дарит глоток свежего воздуха – у Астера получилось хоть и избитое в плане содержания, но оригинальное по исполнению кино. Жанр ужасов в наше время переживает далеко не самое лучшее время. Фильмов в этом жанре категорически мало, рынком правят низкосортные подделки, паразитирующие и создающие неправильное представление о жанре среди масс. И если в «Реинкарнации» была щепотка ужасов, то «Солнцестояние» – это целиком и полностью первоклассные ужасы. 

В центре сюжета находятся отношения влюблённой с ног до головы девушки Дэни (Флоренс Пью), переживающей смерть своих родителей, и стереотипно-типичного красавца-мужчины Кристиана (Джек Рейнор). Их отношения занимают самую важную роль в истории. Молодой человек слишком эгоистично настроен по отношению к своей девушке, ставя собственные интересы и друзей выше неё. Казалось бы, прекрасный пример отношений типа абьюз, в которых отдаётся в эмоциональном плане лишь один партнёр, а второй – пользуется первым. И, возможно, Дэни бы рассталась с Кристианом, если бы не её боязнь одиночества, визуально и метафорично подчёркнутая Астером в ленте. Героиня прощает своему возлюбленному всё, держится за него до конца, пока он продолжает вытирать о неё ноги. К несчастью, в каком-то смысле подобная модель отношений – норма. Через призму частного момента, Астер рассказывает глобальную, не типичную, а именно обыденную ситуацию. 

В «Солнцестояние» история о расставании грамотно вписана в сюжет, связанный с религиозными обрядами, влиянием культуры на человека, перемешивающий всё это в мрачно-светлую сказку. Основные действующие лица, помимо Дэни и Кристиана, представляют из себя классическое для ужасов мясо, цель которых – красиво умирать по ходу сюжета. Кристиан со своими друзьями и девушкой, отправляются в Швецию, в небольшую коммуну, в поселение, отрезанное от всего мира, на древний праздник летнего солнцестояния. Мотивы для такого путешествия у всех разные: кто-то пишет диплом об особенностях чужой культуры, кто-то хочет просто отдохнуть, кто-то ищет приключения, а кто-то, как например Дэни, просто хочет быть рядом со своим возлюбленным. 

Но, по классике жанра, события начинают обретать смертельно-опасный оборот. Вот только Астер концентрирует всё внимание не столько на насилии, которого, к слову, здесь хватает, и оно вполне способно шокировать своей реалистичностью и натуралистичностью, а сколько на взаимоотношениях главных героев с чуждой для них культурой. Американские студенты знакомятся со скандинавскими, немецкими, английскими и славянскими традициями, отражающимися в одной коммуне. Зловещие и попросту безумные вещи в ней происходят не из-за злого умысла, а на почве различия между культурами. Как говорится в фильме: для одного народа норма сдавать стариков в дома престарелых, а для других – дикость. На этом контрасте строится львиная доля ужасов и выбивающих зрителя из колеи моментов. 

При хронометраже в 147 минут (2:27 часа) картина не ощущается затянутой или же скучной. Напротив, Астеру удалось создать иллюзию, будто бы время на момент просмотра его фильма замирает, течёт иначе, напоминая галлюциногенный сон. И благодаря столь большому запасу времени, Астер смог раскидать почти по каждому кадру огромное количество деталей, прогнозирующих будущие ужасы. В этом, пожалуй, кроется одна из ключевых проблем «Солнцестояния», заключающаяся в неоправданных ожиданиях. Весь первый акт Астер через бэкграунд кадра заряжает «чеховские ружья», готовящиеся выстрелить в финале. Живопись создаёт настроение, передаёт внутренний характер персонажей, плавно переплетаясь с событиями ещё не произошедшими. Цвет ведёт историю, так, например жёлтый в интерпретации Астера может быть и предвестником смерти и перерождения, метафоричным пережитком прошлого, символом пути к счастью. 

Игра на ожиданиях не то, чтобы не удалась, напротив – «Солнцестоянию» удаётся пугать, оно заставляет зрителя паниковать, чувствовать себя не в своей тарелке. Желание покинуть кинозал при просмотре остаётся со зрителем вплоть до финальных титров, дождаться которые, или даже пережить фильм ради которых, в хорошем смысле этого слова, определённо стоит. Астер слишком кропотливо подошёл к работе с визуальным рядом, от чего в какой-то момент внимательный зритель начинает предугадывать фильм наперёд, что пугает в итоге не так сильно, как ожидания, выстроенные в голове. Примерно час зритель вынужден сидеть в ожидании чего-то ужасного, мерзкого и шокирующего. Атмосфера наводит жути и пугает тем, что ещё не произошло, здесь воображение зрителя работает не в его пользу. И у «Солнцестояния» всё это работает как надо. 

У фильма получается играть на ложных ожиданиях, благодаря чему третий акт смотрится, воспринимается и чувствуется иначе. Ари Астер не стал в очередной раз снимать голливудский ремейк «Плетённого человека», он сделал своё личное, наполненное праздником жизни и смерти кино. Нужно сразу развеять главное заблуждение: в фильме нет сектантов. Есть коммуна, культура со своими обрядами, правилами и законами, нарушение которых приведёт гостей деревни к смерти. Именно на фоне стыка двух кардинально разных культур режиссёр метафорично рассказывает про то, что переживают человеческие отношения при расставании, что ведёт к этому и как предательство, недоверие или же простое наплевательство одного влияет на другого. «Солнцестояние» настолько же личное и частное зрелище, насколько в итоге и оказывается общим и близким каждому, ведь героями событий этого фильма был любой, кто когда-то переживал тяжёлые расставания. Лишь обуздав собственные чувства, взглянув трезво на ситуацию, человек сможет разобраться, где прячется настоящая любовь, а где ложная, которую необходимо сжечь в собственном подсознании. 

«Солнцестояние» – это хорошо забытое старое, оригинальное кино, скрывающее собственную «неоригинальность» за культом. Ари Астер нащупал свой путь, поднимаемые им темы психологических болезней, семейные проблемы и человеческие взаимоотношения близки зрителям, но только не форма их преподнесения. Режиссёр не жалеет зрителя, тем самым помогая его телу вырабатывать как можно больше адреналина во время просмотра. Ужасы изголодались по картинам, подобным «Солнцестоянию», каждая из которых на вес золота. И этим и прекрасно «Солнцестояние» – оно пришло в самый нужный, удачный и подходящий для этого момент. Дело остаётся за малым: наслаждаться участием в этом празднике жизни на костях угасшей любви под Фрэнки Валли. 

«The sun ain't gonna shine anymore 
The moon ain't gonna rise in the sky 
The tears are always clouding your eyes 
Sun ain't gonna shine anymore 
When you're without love, baby» 

Оценка: 8 из 10 

«Солнцестояние» – в прокате с 18 июля

 

Мнение корреспондентов может не совпадать с мнением редакции

World Podium © 2015 - 2019.     Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927.  Дата регистрации: 31.08.2015.

Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. 

Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

Поделитесь