На Форуме состоялись дискуссии на самые актуальные для музейной сферы темы, начиная от Павильона России на Венецианской биеннале, заканчивая ролью куратора в современном искусстве и репутационными критериями музеев. Их обрамили два долгожданных выставочных проекта, которые открылись в Эрмитаже — из Китая и Италии.
Первой, открывшейся для публики 14 ноября, стала выставка «Изучение и реставрация произведений китайского искусства в Эрмитаже» в Надворной Галерее. При участии высоких гостей генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровскийперерезал ленточку и провел для китайской делегации экскурсию по проекту. Выставка презентует итоги реставрационной работы над выдающимися произведениями китайского искусства, которую провели специалисты Эрмитажа. Среди вещей: напольный экран на подставке, веер из резного перламутра, изысканные шпалеры, шкатулка-тушечница со съемной крышкой XVIII-XIX века. Церемония открытия включала презентацию международного проекта «Эрмитаж-Китай», посвященной популяризации русского искусства из Эрмитажа у его китайских ценителей. Перед участниками церемонии выступила председатель некоммерческой организации «Пекинский Фонд «Эрмитаж» Ийингли Хонг, которая анонсировала открытие первого филиала Эрмитажа в Шанхае в 2020 году. «Мы хотели бы внести больший вклад в распространение искусства из России в Китае, поэтому в 2020 году планируем представить digital-версии произведений из Эрмитажа в сотне китайских деревень», — добавила Хонг. В торжественных событиях, которые состоялись в рамках программы страны гостя Форума — Китая, также приняли участие куратор выставки, старший научный сотрудник Отдела Востока Государственного Эрмитажа Мария Меньшикова, генеральный секретарь Пекинского Фонда Эрмитаж Вон Йок Цю и заместитель председателя Фонда Ксукси Лин.
Вторым проектом, открывшимся в рамках Форума, стала выставка «Сандро Боттичелли. «Мадонна делла Лоджиа». Из галерей Уффици, Флоренция. Из серии «Шедевры музеев мира в Эрмитаже»». Шедевр в Зале Леонардо представили генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский, директор Галереи Уффици Айке Шмидт, Чрезвычайный, Полномочный Посол Итальянской Республики в России Паскуале Терраччано, мэр г. Флоренция Дарио Нарделла. Благодаря инициативе Генерального партнера — ПАО Сбербанк — картину на выставке дополнил специальный аудиогид и тактильная копия. Кроме того, в экспозицию вошла икона XV века «Богоматерь с Младенцем Элеуса (Умиление)» неизвестного греческого мастера. На открытии Айке Шмидт отметил, что Флоренция была единственным мировым городом, где еще в XVIII выставлялась самая значительная коллекция русских икон, а также напомнил, что уже через несколько месяцев во Дворце палаццо Питти во Флоренции откроется выставка 78 святых образов.
Крупнейший дискуссионным событием секции стал традиционный интеллектуальный Марафон «Эрмитаж — Венеция — Эрмитаж». Полный аншлаг в зале Атриума вызвала входившая в него дискуссия «Эрмитаж на Биеннале: Итоги», в которой участвовали режиссер Александр Сокуров, а также руководитель секции «Музеи и выставочные проекты» Михаил Пиотровский и руководитель секции «Изобразительное искусство», ректор Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, Семен Михайловский. Сокуров пригласил всех посетить обновленную и расширенную версию биеннального проекта, которая готовится к показу в Эрмитаже, а также отметил, что проект в Венеции создавался, чтобы дать понять, что в мире продолжают обесцениваться человеческие жизни и человеческая культура: «Культура будет погибать, если мы не перестанем обостренно смотреть вокруг, если не поймем, что не бывает старого искусства со старыми вопросами, не бывает уснувшего Рембрандта», — говорил режиссер. Директор Эрмитажа, Михаил Пиотровский выразил свою удовлетворенность венецианским проектом и прокомментировал роль коллективного куратора, которую сыграл Эрмитаж на биеннале: «Музей — это не собрание вещей и не склад, не место для работы. Это институция, которая живет сама себе. Мы все здесь выполняем то, что нужно Эрмитажу». В ответ на это ректор Академии Художеств Михайловский отметил, что для него институции не может существовать «самой по себе» и что она всегда идентифицируется именно с руководителем. По его словам, для биеннале лучше всего подошел бы видеопроект, где они с Пиотровским спорят в красивом кабинете и не приходят к единому решению. «Перевести из Эрмитажа в Венецию картину Рембрандта «Возвращение блудного сына» всё-равно было невозможно, поэтому получился такой странный, интересные проект, который могли создать только русские», — добавил он. Михаил Борисович завершил встречу суждением о том, что для Венеции, где у всего есть карнавальная сторона, очень подходят проекты, построенные на «несозвучиях» и что одна из функций современного искусства — как раз вызывать споры.
Ещё одной интересной частью марафона стала дискуссия «Кураторы как художники. Художники как кураторы», в которой приняли участие кураторы Марат Гельман, Елена Губанова, Олеся Туркина, куратор и художник Глеб Ершов, художники Ирина Нахова и Александр Шишкин-Хокусай. Олеся Туркина отметила, что куратор сегодня может действовать независимо и, работая в институции, не представлять, создавая выставки. Марат Гельман отметил, что кураторы от институций вместо роли посредника сегодня строят стены, так что на первое место выходит институция, а не художник. По его мнению среди ключевых задач куратора должно быть важное художественное высказывание и поощрение художника. «В будущем работа куратора распадется. Часть станет художниками, другая — функционерами, третьи — исследователями», — добавил он. Глеб Ершов согласился, что сегодня происходит расслоение кураторского рода деятельности, колеблющегося между разными фигурами и институциями. Он отметил, что хочет видеть выставку как единое произведение искусства, а для этого нужен «сверхкуратор, могущий создать Gesamtkunstwerk». «Способ познания мира через искусство должен быть свободным, и искусство должно пребывать в области свободы, — отметила художница, участница Венецианской биеннале-2015, Ирина Нахова, — Как только появляется страх, ты сразу же начинаешь заниматься самоцензурой». Наконец, Олеся Туркина добавила, что куратор должен быть рассказчиком. «Куратор всегда составляет текст, даже если он состоит из образов», — подчеркнула она.
Вклад музея в имидж города и городскую идентичность был темой дискуссии «Город музею — музей городу». Об Эрмитаже как символе Петербурга не уставал говорить Михаил Пиотровский, отмечавший, что музей был и должен оставаться важнейшим местом досуга именно для горожан, и что туристический поток не должен влиять на изменения культурного кода города. Директор «Эрмитаж Амстердам» Кателейн Брурссогласилась с тезисом о влиянии музея на локальную идентичность и поделилась голландской статистикой. «Благодаря нашему музею городской совет решил перестроить близлежащий район. И 80% посетителей музея — это именно голландцы», — уточнила она. О разнице в выстраивании отношений с посетителями в Европе и США говорил директор Галереи Уфицци Айке Шмидт, отметив, что в Америке музеям приходится отвоевывать их аудиторию, поскольку для нации в приоритете всегда был спорт, в то же время для Европы музеи всегда оставались частью культуры. Завершил событие заместитель директора Национального музея Китая Бай Юньтао, отметив, что для их площадки с посещаемостью до 70 тыс. человек в день музей — это не просто одно из центральных мест в городе. «В наших экспозициях мы показываем, откуда мы взялись, что мы представляли из себя раньше как народ. Музей, — отмечал Юньтао, — имеет великое значение для нашей идентичности, неслучайно он находится в самом сердце Пекина».
Отдельно в программе секции были отмечены музеи, функционирующие внутри храмов. В круглом столе «Храм и музей» приняла участие директор Национального музея Республики Бурятия Татьяна Бороноева, которая рассказала о подготовке направленного на президентский грант проекта, посвященного созданию в религиозной мекке Бурятии — Иволгинском дацане — нового музея. Руководителем проекта выступит сам настоятель дацана Аюр Цырендылыков. Кроме организационных планов участники рассказали о трудностях в уже функционирующих музеях. Так в Dom-Museum во Франкфурт-на-Майне, по словам его хранителя Беттины Шмитт, происходит конфликт туристов и прихожан из-за туристического потока в местах для молитв. Кроме того Шмитт отметила, как сильно сказываются на имидже музея скандалы, связанные со служителями церкви в СМИ. По ее словам, современный религиозный музей активно меняется для посетителей, придумываются новые экспозиции, и он всегда остается бесплатным для посещения. Директор Государственного музея истории религии Любовь Мусиенко, подписавшая в рамках Форума соглашения о сотрудничестве с Государственным Владимиро-Суздальским Музеем-заповедником и Государственным издательством «Академи Пресс» Пекина на выступлении отметила, что давно мечтает о расширении петербургского музея, Фонды которого, включающие 220 тыс. предметов, располагаются на чердаке здания на Почтамтской.
Перед началом круглого стола «Стратегии и репутации музеев» состоялась церемония подписания соглашения между Эрмитажем и Правительством Самарской области, в рамках которого в 2020 году пройдут «Дни Эрмитажа в Самарской области». Губернатор Самарской области Дмитрий Азаров и директор Эрмитажа Михаил Пиотровский рассказали, что в рамках события планируется организация мастер-классов для сотрудников самарских музеев от ведущих реставраторов Эрмитажа, показ фильмов и проведение лекций для широкой общественности.
Открывая дискуссию о репутационных критериях, Михаил Борисович отметил, что у музея и государства разные представления о стратегии музейного развития. Для первого основополагающей является передача наследия от поколения к поколению, а для власти важны критерии доходности и посещаемости. Директор Центра прикладных исследований Европейского университета Олег Паченков показал слушателям таблицу критериев, созданных на основе Reputation Instituit совместно с Роттердамской школой менеджмента. Материалы были проанализированы сотрудниками Эрмитажа, которые вывели для себя собственную шкалу. В ней важными критериями признаны сама коллекция, инновационность, социальная ответственность, международная репутация, организация работы и образ сотрудника. В отличие от голландской модели для специалистов Эрмитажа нет критерия «музея как работодателя», зато акцент сделан на отношении с посетителями. Мнение о репутации музея, по мнению сотрудников Эрмитажа, стоит запрашивать у представителей власти и музейного сообщества. В то время как Reputation Instituit прислушивается к впечатлениям публики и инвесторов. Представитель Университета Наварры в России (Испания) Магдалена Гаете отметила, что репутация музея — это не имидж или узнаваемый бренд, а набор нематериальных ценностей, разделяемых широкой общественностью. В этом смысле для Италии практически нет репутационных рисков: как заверила слушателей заместитель министра по делам культурного наследия Италии Лоренза Бонаккорси, вклад государственных музеев в итальянскую экономику составляет 1,7% ВВП. При этом все музеи объединены тем, что 20% прибыли наиболее популярных из них идут в фонды, которые помогают музеям с финансовыми проблемами. Бонаккорси поддержал соотечественник, директор Национальной галереи Умбрии (Италия) Марко Пьерини, который отметил, что ключ к хорошей репутации — уровень человечности и гуманности. «Функционеры должны быть открыты для встреч с кем угодно, они должны быть готовы к диалогу, должны улыбаться посетителям», — посоветовал он.
В рамках сессии «Музейные университеты: опыт создания и внедрения в музейную практику новых молодежных образовательных стратегий» представили свои программы российские и зарубежные институции. Заместитель директора ГМИИ им. А. С. Пушкина по цифровому развитию Владимир Определенов рассказал о музейной IT-лаборатории и университетской программе в ВШЭ, его коллега, заместитель директора ГМИИ им А. С. Пушкина по научной работе Илья Доронченков — о лаборатории Пушкинский.Youth. «Музей способен быть более динамичным, чем университет, сейчас образование формализовано почти до стадии паралича. Напротив, в музее имеют место классные проекты work in progress, без четкого финала», — отметил Доронченков. Несмотря на это, заместитель генерального директора по научно-просветительской работе Третьяковской Галереи Марина Эльзессер анонсировала работу над будущей магистерской программой от Третьяковской галереей, которая будет посвящена музейной критике и кураторству, где будет сделан акцент на работе со студентами из регионов. Профессор истории современного искусства в Венецианском университете Ca’ Foscari Сильвия Бурини, рассказала о программе «Культурные медиаторы» и семейных воркшопах Carte Lab, а руководитель Отдела обучения и национального партнерства Британского музея Сара Сондерс поделилась опытом работы над проектом «Музейные элементы», организованным совместно с Фондом Музейного наследия, благодаря которой у юных медиаторов была возможность оплачиваемой работы.
Важным событием, посвященным сохранению и безопасности культурного наследия, была посвящена двухдневная сессия «Права музеев — Пакт Рериха и Декларация прав культуры Лихачева». Пакт Рериха — международный договор, призванный обеспечить сохранение культурных ценностей во время военных действий и в мирное время. Декларация прав культуры академика Д. С. Лихачева также обращает внимание на проблемы исконных прав культуры. О востребованности декларации говорил Михаил Пиотровский («Мы должны присмотреться к тенденциям, из-за которых скоро нам придется вывешивать этикетки 7+ в залах с античным искусством»). Его поддержал индийский коллега, председатель Форума за Новую Южную Азию Судхендра Кулкарни, отметив необходимость музейного инклюзивного развития. «Мир требует культурных, а не финансовых столиц. Истинные потребности обеспечивает культура, а не торговля», — отметил Кулкарни, анонсировав скорое открытие выставки принтов Николая Рериха в Мумбаи. В пользу принятия Декларации на сессии высказались также директор музея Рериха в Улан-Баторе Янжмаа Бирагийн и член-корреспондент РАН, научный руководитель Института русской литературы РАН Всеволод Багно, который выразил обеспокоенность отсутствием внимания к исчезающим языкам и явлениям мирового фольклора. Директор, Санкт-Петербургский государственный музей-институт семьи Рерихов Алексей Бондаренко завершил мероприятие, рассказа о скором выходе в печать книги «Пакт Рериха: 70 лет» на китайском языке.
В рамках секции «Музеи и выставочные проекты» был назван президент ИКОМ России, на должность которого был переизбран первый заместитель Председателя комитета по культуре Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Александр Шолохов. ИКОМ — это всемирная организация, представляющая музеи в 141 стране мира, деятельность которой направлена на охрану и популяризацию природного и культурного наследия, сообщили в пресс-службе Санкт-Петербургского международного культурного форума
World Podium © 2015 - 2024. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927. Дата регистрации: 31.08.2015.
Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.
Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.
Информация размещенная на данном сайте не является публичной офертой, и размещается в образовательных целях.