Премьера фильма Андрея Кончаловского "Грех" на Первом канале

Новости

Премьера фильма Андрея Кончаловского "Грех" на Первом канале

Премьера фильма Андрея Кончаловского "Грех" на Первом канале

К 85-летию Андрея Кончаловского: премьера фильма Андрея Кончаловского "ГРЕХ" на Первом канале 20 августа  в 23.15. Флоренция, начало XVI века. Микеланджело Буонарроти (Альберто Тестоне), которого уже при жизни современники считали гением, живет в нищете, обессиленный работой над сводом Сикстинской капеллы. Когда заказчик работ – Папа Римский Юлий II, глава влиятельного семейства Делла Ровере, – внезапно умирает, Микеланджело становится одержим идеей найти самый лучший мрамор для постройки его гробницы. Преданность художника покойному Папе Юлию II подвергается испытанию, когда на Святой Престол восходит новый Папа Лев X, глава семьи Медичи и извечный соперник Делла Ровере. Папа Лев X предлагает Микеланджело честолюбивый проект – фасад базилики Сан-Лоренцо. Вынужденный лгать и предавать, чтобы сохранить отношения с двумя влиятельными семьями, Микеланджело грезит идеей создать что-то настолько прекрасное, что сможет искупить его грехи…

"Грех"

Россия-Италия, 2019, 120 мин., цв.

Режиссер: Андрей Кончаловский

Сценарий: Андрей Кончаловский, Елена Киселёва

В ролях: Альберто Тестоне, Якоб Диль, Франческо Гаудиелло, Адриано Кьярамида, Джанлука Гуиди, Орсо Мария Гуэррини, Анита Пититто, Юлия Высоцкая, Массимо Де Франкович, Никола Адобати и другие

Оператор: Александр Симонов

Композиторы: музыка «Реквием» Джузеппе Верди в аранжировке Эдуарда Артемьева

Производство Продюсерский центр Андрея Кончаловского, Jean Vigo Italia

Драма, биографический фильм, исторический фильм

Фильм «Грех» – новый российско-итальянский фильм режиссёра Андрея Кончаловского, посвященный великому итальянскому скульптору, художнику Микеланджело Буонарроти.

Фильм снят Фондом Андрея Кончаловского по поддержке кино и сценических искусств и итальянской кинокомпанией Jean Vigo Italia совместно с Rai Cinema при участии Благотворительного фонда Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт», Министерства Культуры Российской Федерации и Первого канала.

Фильм «Грех» рассказывает об испытаниях на творческом пути гениального художника и скульптора Микеланджело Буонарроти, за преданность которого борются два самых могущественных семейства Италии.

СЦЕНАРИЙ

Идея снять фильм о Микеланджело впервые родилась у Андрея Кончаловского, когда он прочитал поэтический ответ Микеланждело своему другу, потомку старейшего рода Флоренции, Джованни ди Карло Строцци, который, увидев в гробнице Медичи скульптуру «Ночь», написал Микеланджело следующие строки:

Ты видишь Ночь, в столь сладкой позе спящей:

сам Ангел здесь ваял, резцом играя.

Буди скорей, она ведь как живая! –

увидишь Ночь, с тобою… говорящей.

Вот что ответил Микеланджело:

Мне дорог сон, хочу я с камнем слиться,

забыть позор, утрату за утратой…

Не видеть и не ведать – вот отрада!

Утихни! Не буди! Дай сном забыться.

Четверостишие Микеланджело поразило Андрея Кончаловского. Его не оставлял вопрос – почему великий гений Возрождения в отчаянии хотел бы не видеть этого мира, стать камнем, забыться вечным сном?

АНДРЕЙ КОНЧАЛОВСКИЙ / Режиссер, автор сценария:

Когда я впервые прочитал знаменитое четверостишие Микеланджело в ответ на стихотворение Джованни ди Карло Строцци, восхваляющее его скульптуру «Ночь», меня заинтересовал призыв к молчанию как противоядие от боли и стыда. Меня удивило, что Микеланджело может иметь такой взгляд на жизнь, и я хотел узнать о нем больше, чтобы начать понимать его. Я начал жадно читать книги на эту тему, а также письма и стихи Микеланджело, которые, как мне кажется, открыли мне личность художника.

Так началось восьмилетнее путешествие Кончаловского в поисках истинного Микеланджело и недостатков, которые скрывались за его гением, что привело режиссёра к созданию фильма «Грех».

Название картины отсылает к тяжёлому характеру Микеланджело, который был причиной многих его проблем: Микеланджело мог быть в разные моменты жизни то скромным, то тщеславным, то скупым, то щедрым, мог быть жестоким, нерешительным, бескомпромиссным, что сильно отличалось от возвышенности и чистоты его искусства.

АНДРЕЙ КОНЧАЛОВСКИЙ / Режиссер, автор сценария:

Героем фильма может быть сапожник или великий гений, но он должен стать нам близким из-за того, что мы видим его слабости, его пристрастия, его ожесточение. Он должен стать нам близким, потому что мы сами испытываем те же страсти и гонимся за той же мечтой …

КОНЦЕПЦИЯ ФИЛЬМА И PRE-PRODUCTION

Ещё во время работы над сценарием Андрея Кончаловский думал о том, как добиться особенного ощущения восприятия фильма. Помимо скрупулезной работы с консультантами было изучено огромное количество живописных работ эпохи Возрождения в попытке ощутить материальный мир того времени, почувствовать пластику изображения и определить основные принципы работы камеры.

АНДРЕЙ КОНЧАЛОВСКИЙ / Режиссер, автор сценария:

Мой фильм – это не размышление о живописи Микеланджело. Я вовсе не хотел снимать фильм о его произведениях. Моей задачей было показать человека Ренессанса, который был гениальным художником и вместе с тем обычным человеком со своими слабостями, страхами и недостатками. На самом деле я больше заинтересован не талантом Микеланджело как таковым, а самим персонажем и его отношениями с эпохой, полной вдохновения и красоты, и в то же время кровавой и жестокой.

Работая над фильмом, режиссёр старался избегать мифологизации образа Микеланджело и окружающей его действительности, желая показать настоящую эпоху Ренессанса, которую так часто романтизируют на большом экране.

Во время работы над фильмом съёмочная группа неоднократно обращалась за консультациями к учёным и историкам, чтобы убедиться, что все художественные решения и детали материальной среды, включая декорации, реквизит, костюмы и грим, были исторически точными, а каждая сцена транслировала бы ощущение аутентичности и достоверности.

АНДРЕЙ КОНЧАЛОВСКИЙ / Режиссер, автор сценария:

Я не хочу видеть красивые портреты в кадре. Я хочу видеть людей в грязной одежде, пропитанной потом и пылью. Запах должен проходить сквозь экран и доходить до зрителей, ибо именно такой на самом деле и была эпоха Возрождения.

КАСТИНГ

Режиссер Андрей Кончаловский принципиально не хотел приглашать на главные роли известных итальянских актёров, так как это нарушило бы главную идею фильма — создания ощущения максимальной достоверности. Это было возможно только при условии, что лица актеров не ассоциировалось бы у зрителей с другими проектами. В идеале Андрей Кончаловский хотел бы найти практически неизвестных актёров, что стало для группы кастинга невероятно сложной задачей.

Поиск актеров осуществляли две команды кастинга, перед которыми стояли принципиально разные цели. Первая команда работала по традиционной схеме и проводила пробы итальянских артистов, неизвестных широкой аудитории. Вторая команда работала по принципу стрит-кастинга и в течение четырёх месяцев искала подходящие лица непрофессиональных актёров среди рабочих мраморных карьеров и прохожих на улицах Тосканы.  

Главной сложностью кастинга стала задача по поиску актёра на главную роль Микеланджело, так как для режиссёра было принципиально не только попадание в задуманный образ, но и идеальное портретное сходство с историческим персонажем.  Поиски главного героя заняли около 8 месяцев, и в итоге Кончаловский предложил роль Альберто Тестоне из-за его поразительного сходства с сохранившимися портретами художника. Альберто Тестоне имел в прошлом небольшой актёрский опыт, но мало снимался в кино, поменяв профессию актёра и каскадера на мастера по изготовлению зубных имплантатов и протезов. Альберто Тестоне был не только поразительно похож на Микеланджело, но и полностью соответствовал характеру, задуманному режиссёром.

АЛЬБЕРТО ТЕСТОНЕ / Актер, исполнитель роли Микеланджело:

Когда я понял, что меня могут выбрать для съёмок в фильме Андрея Кончаловского, я был невероятно рад, но почти сразу же я осознал, что это огромная ответственность. Незадолго до начала съёмок у меня начались серьёзные проблемы со здоровьем, и так совпало, что меня утвердили на роль именно в тот момент, когда я должен был пройти курс сложных медицинских манипуляций. Я убеждён, что режиссёр считал эту информацию, увидел это в моих глазах. После того, как я ему рассказал, что со мной произошло, он ответил, что моё лицо рассказало ему об этом.  Я подумал, что я должен ему довериться и делать то, что он бы хотел, чтобы я делал.

Работать с Кончаловским было крайне интересно. Мы изучали текст сцены, а сразу же после того, как мы эту сцену репетировали, мы полностью её изменяли и начинали всё заново, и в этой спланированной режиссёром импровизации рождался образ Микеланджело.

Картину поддержал Алишер Усманов, который выступил генеральным продюсером картины.

АЛИШЕР УСМАНОВ / Генеральный продюсер:

Я с большим трепетом отношусь к Италии и восхищаюсь её культурным и историческим богатством. Сложно переоценить значение этой страны для русской культуры. В эпоху Возрождения меценатство считалось делом крайне ответственным: благотворители учились поддерживать художников, верить им и ценить их, не вмешиваясь в творческий процесс. Именно этот принцип я беру за основу, когда сотрудничаю с выдающимися деятелями культуры.

МЕСТО СЪЁМОК

С учетом исторической специфики, съёмки фильма изначально планировались в Италии, в местах, где жил и работал Микеланджело.

Съёмки картины начались 28 августа 2017 г. в карьерах Пьетрасанты, где Микеланджело добывал мрамор для своих творений, а затем продолжились в Тоскане и завершились в Риме 4 декабря 2017 г. в павильоне, в котором была построена часть интерьеров и декорация Сикстинской капеллы в реальную величину.

СЪЁМКИ

Самой сложной задачей во время подготовки к съёмкам стал поиск подходящих мраморных карьеров, похожих на те, где добывали мрамор в эпоху Возрождения. Большинство современных карьеров не подходили для съёмок, так как новые технологии добычи мрамора предполагают использование лазера при обработке и нарезке горной породы, от чего стены карьеров выглядят аккуратными и идеально геометричными, тогда как в эпоху Микеланджело они были больше похожи на причудливо изрезанную поверхность Луны. Помимо прочего, карьеры должны были обладать необходимыми характеристиками: достаточной шириной, крутым склоном, по которому мог бы карабкаться Микеланджело, близостью дороги, по которой мрамор можно было транспортировать на погрузочную платформу, а также необходимой производственной инфраструктурой для организации съёмок, так как одной из главных задач, поставленных перед художественным департаментом, была необходимость детального воссоздания процесса добычи, спуска и погрузки мрамора. Порт Каррары, куда исторически привозили весь мрамор для дальнейшей погрузки, был воспроизведен в Санта-Севере с использованием исторических документов.

Помимо работы над постройкой инфраструктуры для воспроизведения полного цикла добычи мрамора, художник-постановщик Маурицио Сабатини тщательно воссоздал улицы, площади, галереи, дворы, таверны, рынки, частные дома, дворянские резиденции и папские дворцы. По тому же принципу были воссозданы и интерьеры, в том числе три резиденции Микеланджело: дом Буонарроти во Флоренции и мастерские художника в Карраре и Мачель-де-Корви, где Микеланджело создал скульптуру Моисея. Мастерские Микеланджело были построены в павильоне, как и Сикстинская капелла, воспроизведенная в реальном масштабе группой из тридцати мастеров, скульпторов, плотников, художников и штукатуров.

Костюмеры и гримеры разработали для фильма сложные индивидуальные образы каждого персонажа, исторически точно повторив одежду, обувь, аксессуары и прически, чтобы каждая деталь внешнего вида персонажа выглядела подлинной. При подготовке к съёмкам художники погружались в эпоху, изучая по рисункам и гравюрам одежду эпохи Ренессанса. Специально для фильма было создано более 600 костюмов, 100 из которых были полностью сшиты вручную. Эту работу Кончаловский доверил российскому художнику по костюмам Дмитрию Андрееву.

 

Фото Саши Гусова

Читать также

World Podium © 2015 - 2024.  Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927.  Дата регистрации: 31.08.2015.

Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. 

Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона. 

Информация размещенная на данном сайте не является публичной офертой, и размещается в образовательных целях.

Поделитесь