Именно спектаклем о приключениях культового фольклорного персонажа Ходжи Насреддина, продолжившим линейку этнических постановок «Театра Терезы Дуровой», открылся 32-й сезон в храме Мельпомены на Серпуховке. Похождения Ходжи Насреддина – культового персонажа арабской, персидской, турецкой, среднеазиатской и даже китайской литературы, а также народов Кавказа и Балкан знакомят зрителя с многообразием мировых культур – на этот раз путешествие в Узбекистан.
«Загадка Востока в его недосказанности, особом чувстве юмора и философском взгляде на жизнь, проникновенной музыке и ярких красках, пряных ароматах и вкусе настоящего узбекского плова… Через слово, движение, музыку, костюмы, декорации и реквизит мы постарались передать аромат времени и восточной культуры. И рассказать свою историю о вечном бродяге, острослове, вольнодумце, бунтаре, хитреце и философе Ходже Насреддине», -сказала журналистам перед премьерой режиссёр Тереза Дурова.
Похождения Ходжи Насреддина в затерянном среди степей и пустынных оазисов сказочном Тарханбейском ханстве и его столице – прекрасном древнем городе Махтумканд поражает своей театральностью, невероятными декорациями и прекрасной актерской игрой.
Молва складывает о Ходже Насреддине небылицы: будто он хитрее всех на свете, может обвести вокруг пальца любого правителя... Но как говорят в тех краях: "Молва как бархан – вроде высок, а внутри песок". Ходжа с верным другом ишаком пришел в Махтумканд вовсе не для, того чтобы кого-то обманывать. Однако из-за своего острого языка он таки попал в переплет. Да такой, что и правда пришлось познакомиться с самим султаном и его властной мамашей. И чуть не лишиться головы.
Драматург Артём Абрамов написал оригинальный сюжет: пустыни, рынки, старые кварталы, медины – все это на Основной сцене Театра Терезы Дуровой. Авторские стихотворные тексты по структуре восходят к песням-рассказам акынов – поэтов-импровизаторов, разносчиков новостей и сплетен давних времен – и стилизованы под восточный ритм. Музыканты невероятно артистично «вплели» свои аккорды в текст постановки.
Художник-постановщик Мария Рыбасова, готовя постановку, обратилась к богатым коллекциям Музея Востока и Британского музея, книгам, альбомам, изучила традиции вышивки декоративных полотен сюзане и иные промыслы народов Средней Азии. Пространства сказки насыщено изящными орнаментами и дополнено предметами быта, изготовленными мастерскими по образу и подобию восточных оригиналов.
Изысканная красота восточной культуры подчеркнута в рисунках танцев, поставленных хореографом Артуром Ощепковым, и в современной музыке композитора Сергея Кондратьева, в которую добавлены этнические краски. В зале звучат национальные инструменты: танбур, дутар, бузуки, гиджак, дойра, най, рубаб, которые придают особую изюминку спектаклю.
Детей и взрослых очаровывают своей игрой: Руфат Акчурин/Андрей Худяков, Геннадий Краковский(Оскар за ишака – именно он изображал спутника Ходжи на закрытом показе)/Рафаэль Наджаф-Заде, Андрей Батов/Георгий Шабанов, Анастасия Тюкова/Дарья Лукьянченко, Павел Никитченко/Борис Рывкин, Ярослава Буряк/Гульмарьям Смирнова, Даниил Исламов/Илья Захаржевский и другие.
Зрители становятся свидетелями лишь небольшого эпизода из жизни прославленного путешественника Ходжи Насреддина. Но спектакль точно запомнится надолго, так как наполнен восточной музыкой, восточным колоритом и восточной мудростью, а главное – невероятной игрой актеров и волшебными в своем мастерстве музыкантами.
Владимир Сабадаш.
Фото – пресс-служба Театра Терезы Дуровой.