Первой премьерой нового сезона в театре Вахтангова стала «Ночь перед Рождеством». Режиссер постановки Олег Долин решил придать этой истории современное звучание. Получилось красиво, артистично, музыкально, талантливо в исполнении молодыми артистами, но совсем без Николая Васильевича Гоголя.
Для режиссера постановки Олега Долина – это дебютная работа в Театре Вахтангова. Он вместе с создателями постановки «сознательно стремились уйти от реалистического повествования», так как в восприятии повести Гоголя, по их мнению, «слишком много стереотипов». Но поменять одни стереотипы на другие – это, по меньшей мере, непродуктивно. От классика отечественной литературы в спектакле на Симоновской сцене Вахтанговского театра практически ничего не осталось, за исключением фабулы и главных героев. Да еще и ввели новый персонаж – девочку, которая шикарно сыграла «рассказчицу». А сцена, где она на спине Черта «летит» в финале постановки – поистине шедевральна.
Мое субъективное мнение останется при мне, режиссеру Долину точно виднее, что и как ставить, а молодым артистам постановки «Ночь перед Рождеством» громаднейшая благодарность за чудеса эквилибристики (в постановке много танцевально-полетных номеров) и потрясающий артистизм.
«Мы работаем этюдным методом, ведь это не драматургия, а проза, сцены не идут одна за другой, а создается композиция по тексту», - вот так кратко, но емко и по-философски «презентовал» журналистам постановку режиссер Олег Долин. Соавторами режиссера стали художник по костюмам Евгения Панфилова, художник по свету Александр Матвеев и видеосценограф Ася Мухина. Костюмы и сценография действительно волшебны, уж точно гоголевские. Со светом что-то не совсем так, если верить некоторым фотографам, снимавшим пресс-показ. А вот сцене с галушками, в которой использовался кадр из знаменитого фильма – зачет!
Жанровое определение премьеры: «…или черт знает что такое» - как нельзя лучше подходит к тому, что «сотворили» на Симоновской сцене. Помимо Девочки «рассказчицы» в исполнении незаурядной Эстер Долиной создатели «Ночи» добавили в обход Гоголя следующих героев: Продавец горячего шоколада, Пожилые влюблённые, Петербургский экскурсовод, Служба безопасности при дворе императрицы и Собаки службы безопасности при дворе императрицы, «а также Волхвы, несущие дары младенцу Христу, Дева Мария и Иосиф, Царь Ирод, Иудейки и их младенцы, Римляне, Ангелы, Демоны, Ведьмы, Звезды, Месяц, Галушки, Невские волны, Мечты и сны героев». Поражает, как труппе постановки удалось всех их «уместить» в камерную сцену Симоновского зала.
Воплощали режиссерскую «новизну» потрясающие вахтанговцы нового поколения: Эюб Фараджев (Вакула), Евгения Ивашова (Оксана и Черт), Мария Волкова, Карен Овеян, Евгений Кравченко, Василий Цыганцов, Павел Юдин, Полина Бондарь, Анастасия Жданова, Ирина Смирнова, Мария Риваль, Анастасия Джентилини, Анна Ляхова.
Восхитительна в двух ролях одновременно Евгения Ивашова в образах Оксаны и Черта. Мистификация и секундное перевоплощение из барышни в «чудище» дались Евгении мало что талантливо и феерично, но и довольно «прагматично». Два ее «полета» (с Вакулой и Девочкой) плюс соединение «белого» и «черного» – достойно Премии Лоуренса Оливье.
Вакула в исполнении Эюба Фараджева трепетный и мужественный одновременно герой, влюбленный в Оксану-Черта. И здесь действительно «Любовь спасет мир!»
Потрясающа в водных «эротических» сценах Солоха, воплощенная несравненной Марией Волковой. Так играть страсть может только поистине талантливая актриса.
И если «переписанная» гоголевская история, звучащая у Олега Долина, как «способ существования на сцене исполнителей в этом материале», будет принята зрителем, то скромное мнение автора статьи, высказанное в начале материала, можно смело отправлять в корзину.
Текст - Сабадаш Владимир.
Фотограф - Парамонова Вера