В апогей цветущего мая Московский Губернский театр представил четвертую премьеру юбилейного сезона – комедию Лопе де Вега «Собака на сене» в постановке Александра Коручекова. Спектакль, премьера которого с аншлагами прошла 13 и 14 мая, можно назвать олицетворением весенней романтики: постановка наполнена любовью и доброй энергией, лирикой и глубокими смыслами, душевностью и искренним трепетом сердец.
Классика мировой драматургии, написанная несколько столетий назад, затрагивает темы, близкие и актуальные для каждого из нас. У «Собаки на сене» нет возраста и срока давности: словно крепкое, терпкое вино, с течением лет у этого произведения «крепче градус» глубины и насыщенности.
Те чувства, страсти, сомнения и соблазны, которые влекут персонажей друг к другу, остаются более чем актуальны и для современных людей. Да, сейчас мы не разделены пропастью титулов и сословных предрассудков, однако мезальянсы по-прежнему не редкость, а настоящая любовь способна преодолеть любые испытания.
Надменная красавица Диана в смятении: она терзается сомнениями в выборе между достойными ее положению женихами и любовной страстью к безродному секретарю, ловеласу Теодоро. Который, в свою очередь, не может решить, кто ему больше по сердцу — прелестная Марсела или властная хозяйка. Готов ли Теодоро отступиться от прекрасной графини, сумеет ли Диана побороть в себе это опасное чувство? Ведь статус велит соблюдать все правила приличия…
Квинтэссенцией спектакля Александра Коручекова является её величество Любовь! Парадоксальная и противоречивая, пленительная и мучительная...
Всё в нашей жизни происходит из-за любви и по любви - метаморфозы человека, которого вдруг озарило это светлое чувство, продемонстрированы в спектакле во всём спектре эмоций, пронизаны множеством аллюзий и аллегорий. Катализатором для любви является ревность - именно она становится импульсом многих поступков главной героини.
В роли своенравной Дианы блистают Вера Шпак и Наталья Качалкина, харизматичного Теодоро воплощают Андрей Исаенков и Евгений Сыркин. В образе порывистой Марселы предстают Полина Галкина и Ирина Токмакова, в роли сообразительного и находчивого Тристана - Дмитрий Карташов и Евгений Гомоной (в нашем репортаже - Дмитрий Карташов).
Неудачливых женихов Дианы воплощают Антон Соколов и Эдуард Айткулов (острохарактерный «нарцисс» Граф Федерико), Алексей Веретин и Андрей Чанцев ( незадачливый Маркиз Рикардо).
Василий Шмаков и Сергей Медведев предстают в гротесково-гиперболизированном образе графа Лудовико и Отавьо (в нашем фоторепортаже - Василий Шмаков).
Диана Егорова и Анастасия Борисова воплощают соблазнительную Доротею, а Юлия Романович играет мудрую служанку по имени Анарда.
Кирилл Новышев и Артём Губин предстают в образе влюблённого в Марселу Фабьо ( в нашем фоторепортаже - Кирилл Новышев).
Составы равноценно органичны и гармоничны, многогранны, но, конечно, для каждого зрителя неравнозначны: у всех есть свои любимчики (в том числе и у журналистов). В нашем фоторепортаже можно увидеть почти всех актёров - журналистам показали оба состава.
Мы целенаправленно не будем персонально выделять особенно понравившиеся нам образы, так как всей высокопрофессиональной командой спектакля проделана колоссальная работа: каждая роль, бесспорно, удалась и, безусловно, каждый актёр наделяет персонажа своей индивидуальностью и уникальным обаянием.
Талант, творческий кайф и драйв, трудолюбие и профессионализм актёров и всей команды Московского Губернского театра снова и снова достойны самых восхищенных эпитетов!
Отдельно поздравим с дебютом наше молодое поколение - в спектакле участвуют студенты первого курса мастерской Сергея Безрукова во ВГИКе. Сказать, что для ребят это огромный опыт и так необходимая практика, не сказать ничего!
Рассказывая о новой постановке в репертуаре театра, художественный руководитель МГТ Сергей Безруков отметил: С Александром Коручековым мы знакомы давно. Он замечательный мастер, художник, в театральном мире его спектакли очень ценятся. Мы давно договаривались, что он поставит у нас комедию, долго выбирали материал, и, наконец, он сделал выбор в пользу пьесы Лопе де Вега «Собака на сене». Коручеков великолепно работает в жанре комедии дель арте, у него совершенно потрясающие тренинги по работе с маской. В этом спектакле не так много сцен с масками, но для меня важно, что он работает не только как режиссер, но и как педагог, много дает актерам для развития, а это всегда очень ценно в нашей профессии – пробовать себя в новых жанрах и стилях, приобретать новые актерские навыки. В этом смысле у нас получился уникальный опыт в этом сезоне: совсем недавно выпустил премьеру Иван Пачин, режиссер со своим особым видением и стилем работы, а теперь Александр Коручеков. Многим артистам повезло работать с обоими режиссерами. «Собака на сене» - великолепная драматургия, кроме того, это пьеса в стихах, – мне кажется, очень важно, уметь покорить стихотворный текст. Я рад, что в нашем репертуаре появился такой спектакль - это ярко, стильно, здесь замечательные актерские работы. Рад за Наталью Качалкину, для которой роль Дианы стала своего рода дебютом в новом для нее амплуа, рад за всех актеров. Для меня символично, что премьеры этого сезона составили своеобразную трилогию о любви в разных ее проявлениях. В моей постановке «Женитьба. Почти по Гоголю» мы говорим о том, что любви все возрасты покорны, неважно, сколько тебе лет. Затем «Сорок первый» Ивана Пачина, где встретились два человека из разных миров, которые полюбили друг друга вопреки всему. И вот теперь – «Собака на сене» Коручекова, где герои проходят сложный путь, для того чтобы завоевать право на любовь».
Александр Коручеков, режиссёр: «Мне нравится эта пьеса, было интересно прикоснуться к тому, что там происходит. Это разговор о разных метаморфозах любви. Несмотря на легкость фабулы, мы рассматриваем отношения между героями как глубинные процессы: что с нами происходит, откуда все эти метаморфозы? Как это все зарождается? В «Собаке на сене» все начинается как игра, как что-то несерьезное. А потом мы заигрываемся - и все становится всерьез, и уже никуда не деться от любви, и непонятно, что с этим делать. Захотелось поплавать в этом океане. Океане прихотей любви. В пьесе есть разные вариации этого чувства. Ведь слово «любовь» очень многозначно, у этого понятия тысячи разных оттенков и особенностей: один любит только для себя, а другой – отдает себя, ничего не требуя взамен; кто-то любит только на уровне низа, кто-то наоборот – возвышенно, умозрительно. Словом, поговорим о странностях любви».
Диану можно назвать отражением истинной женщины, которая живёт по законам сердца и настроения, над которой не властна логика. Кокетливая и капризная, дерзкая и робкая, страстная и смущённая…Теодоро, в свою очередь, проекция многих мужчин: брутальность, харизма, обаяние, с одной стороны - непостоянство и нерешительность, с другой - уверенность в своей неотразимости. Отношения Дианы с Теодоро напоминают «кошки-мышки»: приблизить и отдалить, прогнать прочь на словах и упасть в объятия в мыслях.
Всё это блестяще отражено не только в стихотворных диалогах, но и в пластике: актёры создают на сцене буквально магнетическую энергию, а язык тела во многих кульминационных мизансценах гораздо более красноречив, чем слова!
Режиссёр по пластике - Сергей Тонышев, композитор и аранжировщик - Дмитрий Волков.
В сцене, когда Диана в обиде на Теодоро в буквальном смысле побьёт его плюшевым медведем, она выплеснет всю свою ярость.
«Пока хотела, я любила, а захочу - и разлюблю!» - в сердцах говорит смущённая своим чувством Диана. Но это лишь слова: сердцу не прикажешь.
Экспрессивен персонаж Марселы. Эта сильная, смелая женщина готова отчаянно и отважно бороться за свою любовь. Прощая своему возлюбленному непостоянство, Марсела в какой-то степени уничтожает своё самолюбие и гордость, но разве настоящая любовь не выше личных амбиций?
Отдельно отметим Тристана, который, по словам Дмитрия Карташова, является самым адекватным персонажем во всей этой истории. Сноровка и смекалка, находчивость и предприимчивость верного слуги Теодоро по-настоящему восхищают и вдохновляют, мотивируют искать выход из любых, даже самых сложных ситуаций.
Колоритны и невероятно обаятельны неудавшиеся женихи Дианы. Они богаты, успешны, щедры, но банальны и предсказуемы - Диану не привлекают такие мужчины, в них нет задора, куража и энергии, которые есть в Теодоро и Тристане.
Рассказывая о своих героинях, актрисы Вера Шпак и Наталья Качалкина отметили, что несмотря на то, что пьесе уже 400 лет, образ Дианы понятен и близок сегодняшнему зрителю.
Вера Шпак: «Лопе де Вега написал историю, которая вне времени. Мы не ставили себе задачу сохранить историческую достоверность, здесь стилизованные костюмы и декорации, которые немного напоминают время и место действия пьесы, но все-таки мы рассказываем про людей, которые близки каждому человеку сегодня. Главная черта любой женщины в любые времена – это желание любить и быть любимой. Я рассказываю историю женщины, которая борется за свое женское счастье, - хотя по большей части она борется с самой собой, с теми условностями и представлениями о чести, общественном положении и статусе. Ведь и сейчас в обществе и внутри каждого из нас есть масса преград, правил, условностей, которые встают на пути любви. И главное - позволить себе любить, быть любимой, и не оглядываться на других. Режиссер создал на репетициях особую атмосферу любви, нам очень повезло. Это прекрасное произведение, здесь очень интересные персонажи, и благодаря нашему режиссеру, мне кажется, мы все обогатились новыми знаниями в профессии».
Андрей Исаенков: «Это не психологический театр, здесь игровая структура, мы играем в наших персонажей. Благодаря режиссеру мы прикоснулись к комедии дель арте – Александр Коручеков дал нам мастер-класс, обучал нас правилам и принципам этого театра, мы занимались масками. Много работали над тем, чтобы стихи перестали быть просто стихами, а стали органичным выражением мыслей наших персонажей, чтобы донести суть, не потеряв при этом мелодику стиха, ритм, рифму».
Наталья Качалкина: «Моя героиня не знает, куда себя деть от одиночества. У нее есть все: статус, деньги, слуги, но нет любви. Она ищет ее и готова пойти на все, чтобы испытать это чувство взаимной любви».
Работая над постановкой, создатели спектакля вдохновлялись знаменитой испанской архитектурой и итальянской комедией масок. Художник Евгения Шутина создает на сцене лаконичное, трансформирующееся игровое пространство, в котором угадывается сад дворца. Пространство-лабиринт, где свет создает причудливый узор, пробиваясь сквозь ажурные решетки беседок, где герои блуждают и мечутся в лабиринтах любви, где за каждым поворотом кипят нешуточные страсти и прячутся любопытные глаза.
Найдут ли герои выход из лабиринта эмоций и страстей?
Александр Коручеков, который любит работать в эстетике итальянской комедии дель арте, привнес некоторые ее элементы и в эту постановку: «Итальянская комедия масок очень сильно повлияла на весь театр, она сформировала некие законы и правила существования артистов, особую природу игры. Недаром и фабулы многих знаменитых пьес 16-17 века очень похожи на канву, которую использовали в комедии дель арте. Драматурги позаимствовали у нее многие сюжетные узлы - и Лопе де Вега, и Шекспир, и и Мольер. Комедия дель арте - это природа театра того времени, которую вполне можно учитывать. Мы не работаем впрямую в стилистике комедии дель-арте, хотя у нас есть эпизод с масками. Главное для нас – ухватить природу игры», - говорит режиссер.
Сцена с масками очень креативно и оригинально интегрирована в драматургию захватывающего действия и в какой-то степени является ключевой в интригующем развитии сюжета.
Под чутким руководством блистательного режиссёра в восхитительном воплощении талантливых многогранных актёров герои Лопе де Вега оживают на сцене и, словно дивные весенние сады, расцветают в яркой палитре эмоций.
В спектакле Александра Коручекова гармонично абсолютно всё: блистательный актёрский ансамбль, зажигательная музыка и хореография, оригинальная сценография и костюмы.
В каждой строчке стихотворного текста изящно и искусно завуалирована невероятная глубина и бесконечная гамма чувств: извечный выбор между чувствами и долгом, мечтами и обязательствами, романтикой и прагматизмом...
«…Да, я люблю; но, средь грозы и гула,
Не я ль -- волна, не он ли-- легкий струг?
И кто слыхал, чтобы волна тонула?
Ах, гордость сердца стоит многих мук!...»
В этот день оpen-air версия спектакля «Собака на сене» будет представлена на открытии V Летнего фестиваля губернских театров «Фабрика Станиславского» в Культурном центре «Усадьба Кривякино» (Воскресенск). На открытой площадке усадебного парка гостям фестиваля и представителям СМИ будут показаны фрагменты спектакля. Не сомневаемся, что это будет феерично!
И пусть в жизни, как и в замечательном произведении, «наша откровенность являет наше благородство»:
«Ведь не в величии наслаждение,
А в том, чтобы душа могла осуществить свою надежду…»
В мир страстей и соблазнов погружались:
Корреспондент Бурулева Юлия
Фотограф Абдуллаева Ирина
World Podium © 2015 - 2024. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927. Дата регистрации: 31.08.2015.
Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.
Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.
Информация размещенная на данном сайте не является публичной офертой, и размещается в образовательных целях.