Режиссёр и сценарист Гарри Маккуин, не имеющий за своими плечами особых кинематографических достижений в прошлом, в 2020 году смог уверенно заявить о себе фестивальным хитом «Супернова» – красочной драмой о супружеской паре двух мужчин, один из которых страдает деменцией. Тема, выбранная режиссёром, сложная и во многом очень академическая, потому вдоволь насмотревшийся фестивальных лент зритель может подойти к просмотру картины с опаской. И ведь действительно, Маккуин очень легко мог снизить историю фильма до уровня банальных ЛГБТ-драм, коих в современной медиа-сфере уже не просто вагон и маленькая тележка, а целый состав, особенно на фестивалях.
К счастью, ничего общего с примитивными драмами о гомосексуальных отношениях в фильме Маккуина нет. «Супернова» – это и не драма по своему концепту, а чистая трагедия. И, несмотря на своё весьма космическое название, лента Маккуина – очень маленькое, камерно-приземлённое кино. Название картины – яркое отражение его структуры, а не сути. В самом начале режиссёр показывает двух совершенно обычных, здоровых и образованных мужчин на пике своих долгих отношений, которым приходиться мириться с непреодолимой преградой на их пути – деменцией. Зритель ещё не успевает даже познакомиться с персонажами, а уже чувствует, что за их плечами не одно десятилетие совместной жизни.
Супернова или же Сверхновая звезда – это явление, при котором звезда резко увеличивается в своих размерах в несколько раз, а затем – медленно и безостановочно угасает. И именно об этом и снят фильм Маккуина – он про невозможность. Невозможно остановить болезнь в голове любимого человека. Поэтому лента выдержана в медитативном темпе, позволяя зрителю смаковать фрагменты из жизни главных героев, которые ничего не могут сделать, кроме как вцепиться друг в друга со всей силы, не отпуская до тех пор, пока воспоминания окончательно не уйдут. При этом главная трагедия картины заключается вовсе не в том, что человек не всесилен, а в том, что деменцией болен лишь один из супругов.
Мужчину, теряющего память, зовут Таскер – его играет Стенли Туччи. И что он, что его коллега по площадке Колин Фёрт, играющий персонажа по имени Сэм – самая сильна часть фильма. На актёрских способностях Фёрта и Туччи буквально держится вся лента Маккуина. Именно на это и сделан основной упор, а вовсе не на локациях или же истории. «Супернова» – кино эмоциональное и именно эмоции людей в кадре и выведены на первый план. Самая яркая звезда в этом плане – это Колин Фёрт, сумевший идеально передать весь спектр эмоций, который может чувствовать муж, знающий, что его самый близкий и любимый человек безвозвратно "уходит".
Если Туччи отыгрывает аналог смерти, то Фёрт – на эту самую смерть смотрит, прижимает к себе и пытается найти отголоски своего мужа среди звёзд, чей свет доходит до Земли с опозданием. И если на публике герой Фёрта держится уверенно, то оставаясь один на один с самим собой – не способен сдерживать слёзы. Режиссёр показывает совершенно обычных людей, говорящий о культуре, политике, ошибках прошлого и счастливом настоящем. И Маккуин намеренно слабо раскрывает персонажей Фёрта и Туччи, позволяя тем самым зрителям дополнять их образы, делая их ближе каждому – ведь это кино про самых обычных людей, столкнувшихся с проблемой, с которой лицом к лицу столкнуться может каждый.
«Супернова» – очень красивое кино, с завораживающими европейскими пейзажами, полное красок и меланхолии в воздухе.
Фильм, изначально напоминающий типичную фестивальщину под сезон наград, на деле оказался пронзительной драмой о преданности и любви, угасающей в памяти одного, но продолжающей гореть ещё ярче в сердце другого. Гарри Маккуин провёл три года в изучении материала, поработал со множеством специалистов со всего света для того, чтобы максимально точно передать все чувства, которые способен испытывать человек, столкнувшийся с деменцией. Режиссёр не эксплуатирует тему с однополыми отношениями, выдвигая на первый план вовсе не любимые академической аудиторией проблемы и конфликты, а жизненно-простое и вечное.
Оценка: 7 из 10
В прокате с 11 марта.
Мнение корреспондентов может не совпадать с мнением редакции