Пронзительный и противоречивый «Кинастон» в Театре Олега Табакова: «Следите за пламенем - не сожгите себя!»

Новости

Пронзительный и противоречивый «Кинастон» в Театре Олега Табакова: «Следите за пламенем - не сожгите себя!»

Пронзительный и противоречивый «Кинастон» в Театре Олега Табакова: «Следите за пламенем - не сожгите себя!»

Спектакль «Кинастон», поставленный режиссёром Евгением Писаревым на сцене Театра Олега Табакова в сентябре 2017 года, вот уже 4 года является настоящим театральным бестселлером - постановка идёт с неизменными аншлагами, а многие зрители возвращаются на спектакль повторно.

С июня 2010 года Евгений Писарев является художественным руководителем театра им. А. С. Пушкина, но Театр Олега Табакова тоже является для него родным: Евгений Александрович долгие годы много и продуктивно работал с Олегом Павловичем, а на сцену Театра Олега Табакова выходил как актёр в спектакле «Старый квартал». Евгений Писарев успешно ставит мюзиклы на других площадках, но «Кинастон» - первый драматический спектакль, который режиссёр поставил не на сцене Театра Пушкина, с того момента, как был назначен Художественным руководителем.

В основе постановки - противоречивая, а в чём-то даже провокационная пьеса Джеффри Хэтчера «Complete Female Stage Beauty» (буквальный перевод названия - «Полная женская сценическая красота»). Пьеса Stage Beauty получила международный резонанс после того, как была экранизирована сэром Ричардом Эйром («Красота по-английски», 2004). На сцене Театра Олега Табакова произведение инсценировано в переводе Михаила Барского.

Действие погружает нас в Англию эпохи Реставрации королевской династии Стюартов - события начинаются в 1661 году.

Вступивший на престол Король Карл II вновь открыл театры, закрытые его предшественниками, и совершил в них настоящую революцию, разрешив играть на сцене женщинам (раньше на протяжении веков это была исключительно мужская прерогатива). Как и в любой революции, не обошлось без жертв, одной из которых стал легендарный актёр того периода Эдвард Кинастон.

Кинастон - реальная историческая личность XVII века, актер, достигший небывалой популярности, исполняя женские роли в эпоху, когда женщинам было запрещено появляться на сцене. Своим мастерством Кинастон порождал слухи, что на самом деле он не мужчина, а переодетая женщина - о его ролях ходили легенды, им восхищались, его обожали и боготворили, актёр буквально купался в любви публики.

Даже известие о первой женщине на сцене он воспринимает иронично: «Мне интересно посмотреть, как умирают мои конкуренты». Но может ли мужчина конкурировать с женщиной в органике, которая присуща ей по природе?

Указ короля Карла II, разрешающий женщинам играть на сцене и запрещающий мужчинам перевоплощаться в женщин, навсегда перечеркнул прошлую жизнь Кинастона: публика поспешила увидеть первую женщину на сцене, быстро забыв и предав своих прежних кумиров. В этот поворотный момент мы застаем героев: последнего великого актера-исполнителя женских ролей и первую женщину-актрису.

«Кинастон» на сцене Театра Олега Табакова является синтезом разных жанров - от драмы до комедии, от трагедии до фарса, от исторической театральности до исповедальной откровенности.

Спектакль эффектно, экспрессивно, элегантно, а порой эротично и провокационно, ведёт с публикой диалог об очень важных субстанциях, незыблемых с течением веков. Театр в театре - манерность и гротеск, но ни в одной сцене «Кинастона» нет пародийности, карикатурности и примитивности - ощущение, что перед нами не актёры, играющие театр в театре, а реальные персонажи.

На примере судьбы последнего актёра, чья жизнь и карьера по наклонной плоскости катится под откос, спектакль размышляет о судьбе творческой личности, которая очень зависима от фарта и фортуны.

Судьба артиста терниста и циклична: успех и провал всегда ходят рядом и не поддаются никаким прогнозам теорий вероятности и статистики. Пик популярности может быстро смениться пучиной забвения, выплыть из этого зыбкого болота обстоятельств и проблем, увы, дано далеко не всем. История знает немало примеров, когда любимцы публики заканчивали свою жизнь в полном одиночестве или трагически уходили в мир иной в молодом возрасте. Так было, так есть и так будет всегда.

Любитель публики Кинастон в один момент становится никем - никому не нужным актёром, отвергнутым любовником, потерянным человеком, который не понимает как жить дальше и что делать?

Изначально спектакль ставился на Максима Матвеева, год назад, когда актёр переехал в Санкт-Петербург и уволился из театра, судьба постановки буквально висела на волоске - очень сложно найти актёра, который сможет воплотить этого персонажа на сцене так органично, как его задумал Евгений Писарев, не уйдя в пошлость и пародийность.

С вводом в постановку многогранного Юрия Чурсина, можно сказать, что «Кинастон» пережил второе рождение - каждый актёр вносит свои краски в палитру этой потрясающей роли. Видно, что Юрий Чурсин искренне «горит» образом  Эдварда Кинастона и получает колоссальное удовольствие от воплощения в жизнь этого по-настоящему эпохального персонажа, который вошёл в историю как последний актёр, играющий женские роли.

Юрий Чурсин блестяще справляется с задачей - он не просто играет мужчину в женском облике, а на время действия становится Кинастоном, потерянным не только в мире, но и в самом себе человеком, который не может до конца понять - мужчина он или женщина? Актёр в самой широкой амплитуде эмоций передаёт драму человека, который чувствует себя женщиной несмотря на принадлежность к мужскому полу.

Сыграть на сцене гениального, выдающегося, уникального и феноменального актёра подвластно только очень талантливому, трудолюбивому и творческому актёру, который не боится быть на сцене странным, смешным или нелепым, которому важно исследование и анализ глубинной природы личности его персонажа, а не просто воплощение внешней формы.

Непростая задача стоит и перед Анной Чиповской, исполняющей роль первой актрисы английской сцены Маргарет Хьюз.

В отличии от Кинастона, который шёл к своей профессии и успеху с детства, постигая азы женской природы на протяжении долгих лет, Маргарет, можно сказать, вытащила счастливый билет в лотерее судьбы. Ей повезло оказаться в нужное время в нужном месте: благодаря природной красоте, протекции состоятельного жениха, богача и мецената Сэра Чарльза Шедли (Павел Шевандо) и воле Короля (Виталий Егоров) она становится первой актрисой, которая, безусловно, мгновенно вызывает большой общественный резонанс.

«Когда Вы начинали - Вас не с кем было сравнивать», - иронично говорит Маргарет писатель, автор «Дневника театрала» Сэмюэл Пипс (Артур Касимов). - Всегда вызывает интерес то, что в первый раз, потом прелесть новизны пропадает». Но когда пропадает привлекательность новизны, может утратиться и интерес к актрисе. Когда Король Карл разрешил играть женщинам на сцене, у Маргарет сразу появилось очень много конкуренток.

Любящий сюрпризы и искусство Король Карл II (Виталий Егоров) не делает различий между актёром и его ролью. Монарх сумасброден и капризен, он не терпит возражений, но ни в чём не может отказать своей очаровательной и амбициозной любовнице Нелл Гвинн (Анастасия Тимушкова), которая умна, расчётлива и невероятно соблазнительна. В одной из сцен героиня появляется почти без одежды, прикрывшись лишь щитом. Анастасии удаётся сыграть эту сцену с гротеском, гиперболой и без вульгарности, более того - в таком эротичном виде актриса виртуозно исполняет оперную арию! Но героиня Тимушковой - отнюдь не гламурная «пустышка», Нелл сможет проявить и характер, и благородство, наступив на горло своему самолюбию именно тогда, когда это будет особенно нужно!

У похотливого богатого мецената в воплощении Павла Шевандо много юмористических, ироничных сцен, некоторые из которых кокетливо и фривольно заигрывают с публикой, но не переходят никаких граней.

Показательны и очень узнаваемы богатые дамы из высшего общества (Арина Автушенко и Анастасия Богатырёва): гламурные дочки богатых родителей с детства привыкли, что получают всё, что захотят, для них нет табу и запретов, моральных норм и нравственных ценностей, кроме собственного эгоизма. Что-то изменилось за 500 лет? Едва ли…

Обаятелен и колоритен Томас Беттертон (Сергей Беляев) - известный английский актёр эпохи Реставрации и по совместительству антрепренёр, которого сейчас назвали бы продюсером. Он несёт все риски за аншлаг или провал спектакля, поэтому персонально заинтересован в интересе публики, но не готов делить свою долю в бизнесе даже с таким известным лицедеем, как Кинастон.

Потомственный аристократ Герцог Бэкингемский (Кирилл Рубцов/Пётр Рыков) - благородный, статный герой, которого в начале действия связывают с Кинастоном самые романтичные отношения, но как только актёр сходит с пьедестала звезды, он становится не интересен пафосному и помпезному аристократу: одно дело делить постель с Дездемоной и Офелией, другое - с забытым, изгнанным актёром, тонущем в пучине проблем.

Очень важную роль играют и актёры, воплощающие зрителей, придворных и посетителей таверны, где спивается изгнанный из высшего общества Кинастон: это тот самый народ и та самая публика, которая может возвысить до небес и низвергнуть в пучину забвения.

Декорации художника-сценографа Зиновия Марголина масштабны, монументальны и метафоричны: огромный помост, балансирующий на цепях, мгновенно трансформируется в театральную сцену и закулисье, в интерьеры королевского дворца и маргинальную таверну на окраине. Наклонная плоскость декораций - вся наша жизнь, в которой ты либо карабкаешься наверх, либо стремительно катишься вниз по лестнице судьбы, и только от тебя зависит - сможешь ли ты остановиться в этом падении в пропасть неизвестности.

Костюмы Марии Даниловой эстетично и эффектно погружают в эпоху, подчёркивая изящество и красоту человеческой фигуры. Музыка композитора Карлиса Лациса эклектична и экспрессивна, балансирует на стыке жанров и стилей, как и сам спектакль.

Очень важную роль во всём спектакле играет пластика (режиссёры по пластике Албертс Альбертс и Александра Конникова) - в контексте виртуозной хореографии мы восхищаемся не только грациозными манерами Кинастона, но и плавной кошачьей органикой Маргарет, и всех других персонажей.

«Следите за пламенем - не сожгите себя!»

Ещё одна глобальная тема, затронутая в спектакле, это поиск самого себя, право на самоопределение и возможность быть самим собой

Одним из кульминационных и самых драматичных моментов спектакля является  любовная сцена Кинастона и белошвейки Марии, которую многогранно воплощает Наталья Попова. «Ланиты румянцем покрылись!» - Мария беззаветно, безответно и, увы, безнадёжно влюблена в Кинастона и готова ради него на многое. Трагедия девушки в том, что ей не повезло полюбить мужчину, который чувствует себя женщиной не только на сцене, но и в жизни.

Кинастон убеждён, что в мужских ролях нет красоты, в их поступках нет изящества: «Женщины всё делают красиво, даже когда умирают. Женщины примитивно-чувственны. Я никогда не смогу сыграть сцену смерти по-настоящему, потому что не смогу позволить красоте умереть - без красоты всё становится бессмысленным».

«Ваш учитель заточил вас в женскую оболочку и оставил там умирать!»: восклицает Мария.

Сможет ли она переубедить героя, что он всё же мужчина и что в его силах играть на сцене не только женские, но и мужские роли, и что в жизни он тоже может быть Мужчиной? Преодолеет ли Кинастон глобальный творческий кризис и личную катастрофу,  вернувшись на сцену уже в мужском обличье? Получится ли у Маргарет доказать своё право на лучи Мельпомены или первая роль навсегда останется последней?

Это увидят зрители! Мы не будем разрушать интригу! Скажем лишь, что развязка захватывающего драматичного спектакля непредсказуема до самого финала, каждая мизансцена «Кинастона» держит в напряжении и поражает многогранной палитрой красок и смыслов.

В ближайшие месяцы Англия эпохи Реставрации развернётся на сцене Театра Олега Табакова 6, 28 ноября, 4, 30 декабря.

«Не бывает старых спектаклей, бывает новая публика!»: хочется пожелать постановке, которая во многом является гимном профессии актёра, долгой и насыщенной жизни, ведь все её создатели точно знают, что не роль делает актёра, а актёр - роль!

 

В пронзительную драматургию пламенных страстей "Кинастона" погружалась корреспондент Бурулева Юлия     

Фотографии - пресс-служба Театра Олега Табакова

 

World Podium © 2015 - 2024.  Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927.  Дата регистрации: 31.08.2015.

Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. 

Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

Поделитесь