Путь домой через горы, реки и максимализм. Рецензия на фильм «KITOBOY»

Новости

Путь домой через горы, реки и максимализм. Рецензия на фильм «KITOBOY»

Путь домой через горы, реки и максимализм. Рецензия на фильм «KITOBOY»

«Kitoboy» – меланхоличный фильм-путешествие от режиссёра и сценариста Филиппа Юрьева, дебютанта в полнометражном кино. Спродюсировал картину Алексей Учитель, увидевший в молодом авторе большой талант и рвение творить ещё во времена приёмной комиссии во ВГИК много лет назад. Теперь уже не только Учитель может убедиться в наличии таланта у Юрьева, поскольку «Kitoboy» от самого первого до последнего кадра – талантливое, пронзительное и необычайно атмосферное кино. Сначала этот факт подтвердил 77-й Венецианский кинофестиваль, наградивший Юрьева режиссёрской премией в секции «Дни Венеции», а затем закрепил успех 31-й отечественный Кинотавр, вручивший режиссёру приз, как лучшему режиссёру всего смотра.

На уровне эмоций картина и вовсе оставляет после себя любопытное послевкусие, похожее на впечатления от фундаментальной «Айки» Сергея Дворцевого. Ощущение, больше напоминающее «придавленную бетонной плитой грудь». Сюжет удивительным образом рифмуется с прошлогодней трагикомедией Григория Добрыгина «Sheena667», которую отечественный зритель так и не смог увидеть на большом экране из-за пандемии. А любовный интерес в лице виртуальной Кристины Асмус сам по себе заставляет проводить параллели с нашумевшим в российском прокате «Текстом» Клима Шипенко. И, вероятно, подобные сходства появились у ленты Юрьева неспроста. Все эти фильмы в той или иной степени представляют из себя глас народа, поэтому и их идейная близость – это больше течение времени, нежели совпадения.

История концентрируется на несовершеннолетнем мальчике, прожившем всю жизнь в маленьком посёлке на Чукотке. Зовут юного протагониста Лёшка (Владимир Онохов), он ничего, кроме своих родных краёв, в жизни и не видел. Несмотря на свой столь малый возраст, главный герой старается жить самостоятельно: днём он охотится на китов, развозит добытое мясо по домам местных жителей, а по вечерам ухаживает за своим дедушкой, активно готовящимся к смерти. Однако всё меняется в один день, ставшим роковым для Лёшки: в его родном посёлке появляется интернет, а вместе с ним и все его «прелести». Благодаря мировой сети мальчик влюбляется в молчаливую вебкам-модель из порно-чата (героиня Кристины Асмус), проживающую в Детройте.

Поскольку разделяют двух персонажей не только Чукотское море, но и осведомлённость в том, как устроен современный цифровой мир, Лёшка с полной уверенностью думает, что девушка из интернета не только видит его, но и отвечает ему без слов. И если изначальное увлечение мальчика порно-моделью из интернета веселит, то, как только он начинает учить ради неё английский язык, а после и вовсе сбегает из дома и бросается в плаванье на поиски Америки – фильм Филиппа Юрьева начинает играть совершенно по-другому. В отличии от всё того же Григория Добрыгина, который увёл сюжет «Шины» в социально-комедийную сторону, «Kitoboy» уходит в поэзию чистой воды.

Жанр фильма «Kitoboy» сложно выразить на русском языке – это Slice of Life, в народе имеющий разные варианты адаптации. Наиболее близкая к ленте Юрьева вариация – «ломтик жизни», осколок. Поэтому с точки зрения драматургии в фильме не стоит искать какой-то метафорический подтекст. Финал же в этой жизнеутверждающей истории и вовсе способен оставить в полном недоумении некоторых зрителей. Всё дело в том, что Slice of Life как жанр устроен немного не так, как остальные кинематографические жанры. Здесь важна не столько идея или же посыл, или же мораль, или же авторская мысль, сколько путь героя. «Kitoboy» – это абстрактная дорога домой, важнейшим элементом которой является сам путь, его прохождение, трансформирующее центрального персонажа из исходного состояния в конечное. 

Важно показывать, а не рассказывать. И только из-за того, как с помощью визуальных и аудиальных средств «Kitoboy» справляется со своими основными требованиями, можно называть фильм Филиппа Юрьева великим. Великим за титанический труд съёмочной группы, потом и кровью добивавшейся тех самых кадров в суровых условиях реальной Чукотки на суше и на море, композиционно местами напоминающих культовые кадры Акиры Куросавы (но это может быть лишь простым совпадением), за режиссёрскую выдержку и отвагу, рифмующуюся с достижениями «Территории любви» Никиты Михалкова (у обоих режиссёров почти все люди в кадре – реальные жители тех мест, о которых кино и снималось). Сам же Юрьев тратит львиную долю экранного времени ленты на демонстрацию быта чукотских охотников, стариков и молодежи, пытающихся развлекать себя на фоне живописных видов Чукотки.

Помогает режиссёру в этом деле именно Лёшка, а конкретнее молодой актёр Владимир Онохов, дебютант, заслуженно забравший с собой домой актёрский приз с 31-го Кинотавра. Здесь, как и в «Курьере» Карена Шахназарова, главный герой служит не только эмоциональным стержнем истории, но и является связующим звеном между миром фильма и зрителем. Именно глазами смотрящего на всё вокруг через призму юношеского максимализма мальчика зрители и погружаются в чукотский быт. Вместе с ним аудитория испытает весь кайф от долгих поездок на мотоцикле под красивую музыку по местным красотам, от охоты на китов, моржей и прогулок по необъятной территории Чукотки. Осознанно это было сделано или же нет, но Филиппу Юрьеву удалось создать кинематографические параллели даже с Хидео Кодзимой и его магнум опусом «Death Stranding» (сцена с мёртвыми рыбами, снятая сверху вниз). 

Да и играет Владимир Онохов настолько искренне, отдавая всего себя персонажу, что и оторваться от истории маленького китобоя зрителю вряд ли удастся. А героиня Кристины Асмус, несмотря на свой весьма вульгарный образ, работает ровным счётом так, как и нужно, не вызывая отвращения. Сама Асмус называет свою героиню «мечтой» для Лёшки. И в отличии от Клима Шипенко, Филипп Юрьев не показывает ничего лишнего, хоть и мог. Для самого Лёшки, да и самой истории ленты, важна не столько интимная часть в «отношениях» двух персонажей, а сколько проблематика первой любви. Если персонажа Александра Петрова Асмус особо заинтересовала после найденного секс-видео в телефоне героя Ивана Янковского, то Лёшке приглянулись «особые» места вебкам-модели в самый последний момент, из-за чего и воспринимается протагонист совсем иначе. 

«Я желаю вам не приятного просмотра, а желаю приятного путешествия» – сказал Филипп Юрьев перед показом фильма на 31-м Кинотавре. И «Kitoboy» – это оно и есть, одно большое, красивое, запоминающееся и оставляющее приятное послевкусие путешествие, представляющее из себя линию жизни от юношеского максимализма к мужской мудрости и целомудрию. Это по-своему уникальный путь одинокого «самурая», пытающегося найти духовную дорогу домой, на которого хоть и давит фестивальное соотношение сторон кадра 4 на 3, но оно же идеально подходящее для одновременно столь камерного фильма и столь величественного в собственной кинематографии.

«Прольются все слова как дождь 

И там, где ты меня не ждёшь 

Ночные ветры принесут тебе прохладу 

На наших лицах без ответа 

Лишь только отблески рассвета 

Того, где ты меня не ждёшь» 

- БИ-2 feat. Юлия Чичерина 

Оценка: 9 из 10

«Kitoboy» – в прокате с 8 октября

 

Мнение корреспондентов может не совпадать с мнением редакции

World Podium © 2015 - 2024.  Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927.  Дата регистрации: 31.08.2015.

Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. 

Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

Поделитесь