Величайшие достижения требуют больших жертв. Обычно люди даже не задумываются о том, какие испытания стоят за тем самым маленьким шагом простого человека, давшим огромный скачок для всего человечества. Сколько жизней было загублено, через какой адский труд проходили при подготовке члены программы пилотируемых космических полётов «Джемини», которая частично легла в основу программы «Аполлон», а также, что творилось в голове и какие чувства, переживания и внутренние страхи преследовали первого человека, прогулявшегося по поверхности Луны, Нила Армстронга? На все эти и многие другие вопросы ответил Джеймс Р. Хэнсен в своей книге «Первый человек: Жизнь Нила Армстронга», легшей в основу сценария ленты «Человек на Луне».
Режиссёрское кресло досталось, пожалуй, одному из самых интересных и перспективных режиссёров, Дэмьену Шазеллу, самому молодому режиссёру, обладающему «Оскаром». В сотрудничестве с талантливым сценаристом Джошом Сингером («В центре внимания», «Секретное досье»), также имеющего за своими плечами заветную позолоченную статуэтку, при поддерже Райана Гослинга, создается один из самых сильных байопиков о самой суровой, трудной и жесткой миссии в истории космической гонки.
Набивший руку на историческом кино про простых журналистов, взбудораживших своими расследованиями общественность, Джош Сингер вновь нацелился на историю про замкнутого, но безумно целеустремлённого, с горящими глазами, первого лунопроходца, умеющего принимать мгновенные решения в непростые минуты, но остающегося простым человеком и любящим семьянином дома.
Интересным фактом будет то, что несмотря на свою закрытость, Армстронг ещё до своей смерти дал добро на съёмки фильма о своём героическом полёте. И возможно, одобрение Армстронга и строгий надзор его сыновей за всем съёмочным процессом и сыграли важную роль при производстве.
«Человек на Луне» — очень душевная, максимально правдивая картина. Шазелл снял настоящий космический шедевр, наполненный чистым напряжением, удерживающим зрителя вжатым в кресло все 140 минут. Несмотря на то, что все прекрасно знают, чем закончится эта история, холодные мурашки и чувство страха за героев не будут покидать зрителей при просмотре. Достигнуть такого эффекта режиссёру помогли превосходная операторская работа, отдающая щепоткой мокьюментари, и выдающийся актёрский ансамбль.
Вклад Райана Гослинга, ставшим для Дэмьена Шазелла хорошим коллегой по съёмочной площадке после работы над «Ла-Ла Лендом» и настоящим другом при производстве космической эпопеи, нельзя не отметить. Он не только бесподобно изобразил образ Армстронга на большом экране, но и перерыл огромное количество записей и архивов, чтобы найти как можно больше деталей для фильма. Среди находок были как и очевидные факты о “Лунной Рапсодии”, играющей при выполнении миссии «Аполлон-11», так и Egelloc, мюзикл, который Нил написал в колледже. Также Гослинг пересмотрел огромнейшее количество интервью Армстронга, многие фразы из которых легки в основу сценария.
Райана Гослинга привлекала сложная натура Армстронга и его титанический труд на пути к заветной миссии, для выполнения которой ему снова и снова требовалось перешагивать через свои возможности, чтобы в итоге достичь успеха. И, возможно, никто другой не справился бы с ролью целеустремленного, но закрытого человека, лучше, чем это сделал Райан Гослинг. Без сомнений, Нил Армстронг — это лучшая актёрская работа Гослинга. Наконец-то зритель видит не бездушного водителя или очаровательного парня, а человека с тяжёлой жизненной задачей, активно пытающегося прятать все свои, накопленные годами, боль, страхи и терзания для того, чтобы двигаться вперёд к звездам. Гослингу даже не нужно говорить в кадре. Мимика и полный жизненных переживаний взгляд его героя говорят намного больше, чем слова.
Не стоит забывать и про главный стержень, за который обеими руками держался Нил Армстронг, а именно — семья. В то время, как отец из-за дня в день рискует своей жизнью, тренируясь на вечно выходящих из строя и взрывающихся испытательных модулях и тренажёрах, дома его ждут сыновья и любящая жена, для которой каждый день страшно провожать мужа на работу, ведь понимание того, что сегодня он может не вернуться к ужину, пугали Джанет Армстронг больше всего на свете. Клэр Фой, лауреат «Золотого глобуса» за свои актёрские заслуги в сериале «Корона», имеет далеко не так много экранного времени, как её коллега Райан Гослинг. Однако, она дополняет общую картину, которая без неё стала бы намного хуже. Имея в своём запасе всего три эмоциональные сцены, её героиня впивается в сознание и заставляет на ровне с любящей женой переживать за готовившегося улететь в космическую тьму мужа.
Само собой, лента охватывает все основные этапы жизни Нила Армстронга. Начиная от упоминаний о его участии в войне и демонстрации умения пилотировать, заканчивая событиями, в которых он был первым. Первая стыковка космических модулей на орбите Земли и прогулка по поверхности Луны - эти сцены сняты и поставлены настолько головокружительно, что опустошат зрителя, оставив его трясущегося от напряжения с финальными титрами.
Отчётливо видно, какое влияние «2001: Космическая Одиссея» Стэнли Кубрика оказала на всех причастных к созданию ленты. Фирменная перспектива Кубрика, игра с отражениями и светом, мёртвая тишина и идеальный горизонт, в совокупности с космическим вальсом кораблей — явно были позаимствованы у безумца Кубрика. Но не стоит путать это с пустым плагиатом. В контексте «Человека на луне», создатели не стали изобретать велосипед, который безупречно работает вот уже 50 лет.
Важной деталью станут и исторические события, показанные в картине. Шазелл не ударился в политику, сделав кино именно о том, на какие жертвы пошло человечество, ради маленького шага одного человека. Например, в российской прошлогодней ленте «Время первых», космическая гонка была возведена в абсолют всего конфликта, в то время как Шазелл лишь поверхностно проходится по историческим событиям, не принижая достижения СССР. Если в картине Киселёва русских волновал вопрос, как бы не проиграть американцам в гонке, то в ленте Шазелла, американцы преследуют научные цели, используя достижениями другой страны, как главный мотиватор для себя - двигаться дальше.
«Человек на Луне» — однозначно, самый сильный фильм года, западающий в душу ещё сильнее, чем предыдущая работа режиссёра. У картины есть все шансы стать лучшей в этом году. Но даже если киноакадемия в очередной раз обделит работу Шазелла, в сердцах зрителей и в истории кино, как и «Ла-Ла Ленд», полная безумия миссия про полёт на Луну останется и будет жить вечно. И пускай фильм очень медленно разгоняется, показывая утомительные, рутинные тренировочные будни Армстронга, но именно благодаря им он и достигает нужного результата, а не потому, что так написал сценарист.
Оценка: 10 из 10
«Человек на луне» - в российском прокате с 11 октября!