«Цой» – фильм Алексея Учителя, посвящённый памяти легендарного Виктора Цоя, изменившего и повлиявшего на всю российскую культуру на стыке времён. Про Цоя можно и могут говорить бесконечно даже сегодня, целые поколения спустя. Про его жизненный путь, про его творчество, про его значимость в истории российского народа, про всё это и не только. Новая лента Алексея Учителя под громким названием «Цой» - кино не про Виктора Цоя, не про его влияние, не про поколения и даже не про сценический образ великого музыканта, отпечатавшийся на века в культуре.
Несмотря на название, Цоя в фильме, кроме архивных записей его концертных выступлений, по сути, нет. В центре сюжета находится водитель того самого «Икаруса», с которым столкнулся Виктор Цой 15 августа 1990 года. Зовут главного героя Павел (Евгений Цыганов) и он, на удивление всех, никогда не слышал ни про Виктора Цоя, ни его песни. После столкновения его жизнь меняется кардинальным образом. Фанаты готовы найти и убить водителя, продюсер Цоя пытается вставлять палки в колёса, а следствие поручает Павлу важное задание: доставить гроб с музыкантом в Ленинград, в его родной город. Сопровождать во время поездки главного героя будут родственники Цоя, что по задумке должно было лишь накалить обстановку до предела.
Алексей Учитель был лично знаком с культовым для советского и российского народа музыкантом. Цой занимает особое место в сердце режиссёра, поэтому, конечно же, в планы постановщика не входила задача осквернить память кумира поколений. Учитель поставил перед собой фундаментально важную задачу: рассказать историю о ментальном изменении целого общества одним человеком через его творчество. И меняет Цой в ленте Учителя людей даже после своей смерти, поскольку его музыка живёт до сих пор, находя отклик в молодых сердцах поколения спустя.
Несмотря на тот факт, что Учитель хотел сделать ленту про влияние Цоя на всю советскую и постсоветскую культуру, режиссёр никогда и нигде не заявлял о какой-нибудь достоверности. Но при этом это совершенно никак не спасает фильм от критики реальных свидетелей показанных фильмом событий. У «Цоя» Алексея Учителя точно такие же сценарные проблемы, какие были и у «Лета» Кирилла Серебренникова - обе картины на фундаментальном уровне хотели разобраться: кто такой вообще Виктор Цой, чем он жил и какие люди его окружали. Лента Серебренникова выделялась постановкой и отличной работой художников.
У «Цоя» Учителя нет ощущения советской эпохи, словно все события картины происходят здесь и сейчас, а не 30 лет назад. Фанаты Цоя несутся куда-то, навстречу чему-то, родственники и друзья Цоя – вроде бы взрослые люди, но ведут себя и рассуждают, как дворовая шпана. Да, Виктор Цой с товарищами, может быть, и не выглядели, как светская интеллигенция, но с интеллектом у них всё было хорошо. Учитель хотел рассказать про влияние музыканта на поколения, но выбранный им вектор развития истории многим может показаться противоречивым.
Алексей Учитель хотел сделать картину для будущих поколений, которые через его ленту смогут приобщиться к творчеству музыканта. И если смотреть на картину под углом неосведомлённого зрителя, не знающего ничего про Виктора Цоя, тогда первым же вопросом, появляющимся во время финальных титров, будет: «А кто это вообще такой? Что он сделал вообще?». Цоя окружает типичная толпа фанатов, власти про него толком не говорят, а про культуру в самом фильме нет ни слова.
В этом плане одним из правильных решений, принятых сценаристом, было сделать центральным персонажем именно водителя «Икаруса». Цой влияет на Павла ментально, меняя его жизнь и восприятие действительности, даже находясь в гробу рядом. Павел за всё путешествие так и не услышит ни одной песни Цоя, однако образ великого музыканта повлияет на героя. Точнее, так говорит сам Алексей Учитель. В самом же фильме персонаж Евгения Цыганова лишь в конце приходит к осознаю, какую знаковую в истории своей страны фигуру он убил. А ещё становится ближе к целомудрию, но это не точно, поскольку Учитель любит не договаривать, оставляя небольшую загадку в финале.
При спорных моментах фильма, которые многим очевидны, отметим талант Евгения Цыганова. Цыганов давно уже всем всё доказал, он не просто так считается у российских кинокритиков одним из сильнейших отечественных актёров. Цыганов –актёр, смотрящийся органично в том образе, который ему подкинул сценарий. В фильме «Цой» Цыганов играет человека с огромнейшим грузом ответственности на своих плечах. Человек «сбил» кумира миллионов и ему предстоит жить с этим, мирясь день за днём с ненавистью фанатов.
Евгений Цыганов прекрасно показывает состояние своего персонажа эмоциями, отыгрывая сломленного внутри героя с измученной душой, за которую Виктор Цой ментально борется на протяжении всего хронометража. И это всё звучит очень здорово и оригинально, однако «Цой» остаётся таким лишь на бумаге – сама же реализация оставляет желать лучшего. Лучшее, что есть в фильме – это архивные записи с Виктором Цоем в живом исполнении песен. В сценарном и в техническом плане есть минусы, одним из которых являются монотонные диалоги.
«Цой» –художественный продукт, в котором все совпадения с реальными людьми, по заявлению автора, случайны, но это кино, эксплуатирующее культовый для российской истории образ музыканта, ставшего героем поколений. Уж слишком сильное влияние оказалась на культуру Виктор Цой, чтобы зрители просто абстрагировались от его личности в этой киноленте. Конечно же, на любовь миллионов одна лента не повлияет: Цой будет жить в сердцах поклонников и дальше. А картина Учителя - один из художественных образов, в котором фигурирует в кинематографе Легенда Виктор Цой.
«В наших глазах крики "Вперед!"
В наших глазах окрики "Стой!"
В наших глазах рождение дня
И смерть огня.
В наших глазах звездная ночь,
В наших глазах потерянный рай,
В наших глазах закрытая дверь.
Что тебе нужно? Выбирай!»
- Виктор Робертович Цой (1962-1990) – человек, которого никогда не забудут.
Оценка: 4 из 10
В прокате с 12 ноября
МНЕНИЕ КОРРЕСПОНДЕНТОВ МОЖЕТ НЕ СОВПАДАТЬ С МНЕНИЕМ РЕДАКЦИИ!!!