Самобытная и своенравная «Не всё коту масленица» на сцене Театра им. Моссовета

Новости

Самобытная и своенравная «Не всё коту масленица» на сцене Театра им. Моссовета

Самобытная и своенравная «Не всё коту масленица» на сцене Театра им. Моссовета

У каждого хорошего режиссёра есть уникальный почерк. Одни тяготеют к глубинным и не очень исследованиям человеческой души в рамках психологического театра, другие – с разной степенью успешности открывают новые грани в произведениях классиков, третьи – экспериментируют с жанрами и формами, с целью создания чего-то нового или просто самовыражения через искусство…

Главное, чтобы, искусно или ремесленно жонглируя стилями и направлениями, режиссёры не забывали о главном: любой спектакль ставится ради зрителей, а не для удовлетворения чьих-то амбиций.

Эту аксиому очень хорошо понимает режиссёр и актёр Виктор Шамиров, почерк которого не спутать ни с кем!

Каждый его спектакль -  искромётный карнавал событий и феерия эмоций как для зрителей, так и для актёров, с которыми у Шамирова свои, особые отношения.  Виктор Валерьевич работает с актёрами филигранно, как виртуозный ювелир, раскрывающий и обрамляющий невероятную естественную красоту драгоценных самородков, чтобы они заиграли бесконечной палитрой оттенков. Не стоит и говорить, что актёры мечтают работать с этим маэстро-режиссёром, который открывает в них те черты и грани, о существовании которых они сами подчас не подозревают!

В своих репортажах мы неоднократно рассказывали о спектаклях Виктора Шамирова, в самых восхищённых эпитетах восторгаясь эротичной и при этом элегантной комедией  «Ladies’ Night»,  «очаровательным колдовство прекрасных женских чар» «Трактирщицы», гармоничным тандемом фарса и философии в сценической интерпретации произведения Оскара Уайльда «Как важно быть серьёзным»,  ироничными, искренними и мудрыми «Упражнениями в прекрасном»…

Сегодня речь пойдёт о спектакле Виктора Шамирова «Не всё коту масленица», который почти три года с успехом идёт на «Сцене под крышей» Московского театра им. Моссовета. На сей раз Виктор Валерьевич обратился к неувядающей с годами и вечно актуальной классике Александра Николаевича Островского.

Сцены из московской жизни «Не все коту масленица» сам Островский считал «скорее этюдом», чем пьесой. Но как показала сама жизнь, автор деликатно «скромничал»: уже на протяжении почти 150 лет «Не всё коту масленица» является одной из самых колоритных и самобытных комедий, которая не сходит с подмостков разных театров мира.

Постановка пьесы «Не всё коту масленица» в Театре им. Моссовета - тот случай, когда вкусы зрителей и критиков единогласны!

Зрители обожают эту постановку в «Моссовете», многие возвращаются на спектакль повторно, активно рекомендуют друзьям и знакомым.

И критики не обошли спектакль вниманием.Создатели и участники спектакля удостоены наград:  премия города Москвы в области литературы и искусства (Виктор Шамиров, Нина Дробышева, Евгений Стеблов, Елена Валюшкина, Станислав Бондаренко);  премия «Звезда Театрала» в номинациях «Лучший спектакль малой формы» и «Лучшая мужская роль второго плана» (Ипполит – Станислав Бондаренко),  премия газеты «Московский комсомолец» в номинации «Лучший спектакль » (малая форма). Также постановка была номинантом театральной премии «Золотая маска»-2017

Ёмкую, хлёсткую, острую историю Шамиров в тандеме с талантливыми художниками и блистательными артистами насытил эффектными параллелями, яркими деталями и очень изящными находками!

Спектакль идёт на Малой сцене, вокруг которой буквой «П» расположились 3-4 ряда зрителей, каждый из которых чувствует себя полностью вовлечённым в происходящее действие, словно не просто свидетель, а участник событий.

Эти ощущения складываются не только потому, что зритель сидит близко и буквально чувствует дыхание артистов, а благодаря прекрасно выстроенным мизансценам, потрясающим диалогам Островского и невероятной экспрессии артистов, которые в некоторые моменты вступают в эмоциональный интерактив с публикой, вовлекая зрителей в ироничную, весёлую и увлекательную игру.

События погружают нас в обыденную жизнь двух купеческих семей, богатой и бедной.

Престарелый  и очень зажиточный купец Ермил Зотыч Ахов (Евгений Стеблов) свято верит в то, что за деньги можно купить абсолютно всё, а люди бедные должны покорно повиноваться сильным и могущественным властителям мира. Ну чем не позиция сегодняшних олигархов? Своих домашних Ахов «замуштровал» окончательно, а ещё, как известно, «седина в голову, бес в ребро». Чтобы скрасить своё одиночество, купец решил жениться на бедной молодой красавице Агнии (Юлия Хлынина/ Александра Кузенкина), прелестной  юной девушке, воспитанной в лучших купеческих традициях бедной, но порядочной матерью Дарьей Федосеевной, вдовой купца Круглова (Елена Валюшкина).

Только Агния – совсем не пустая игрушка, готовая сделать ради роскошной жизни и нарядов всё. Девушка хоть и своенравна, но не по годам мудра и почти лишена меркантильности, покорна матери и влюблена в молодого Ипполита (Станислав Бондаренко/ Марк Вдовин), который по иронии судьбы – племянник Ахова, парень честный, добрый и совсем бесхитростный.

Безусловно, и девушка, и мать понимают, что «и крепка тюрьма, да кто ей рад!», но в то же время мать-вдова на своём примере знает: «Говорят, не в деньгах счастье. Ох, да правда ли? Что-то и без денег-то мало счастливых видно».

Приданого у девушки нет, а Ипполит настолько скромен, что служит на дядю, словно раб, без жалования, и вытянуть из меркантильного, изворотливого и хитрого купца честно заработанные деньги – задача очень непростая.

Как перехитрить того, у кого и власть, и деньги? Не будь у Агнии такой умной и гордой матери, ох, непросто было бы девушке удержаться от соблазна и не променять молодость и свободную жизнь на золотую клетку.

И сейчас, в 21 веке, сюжет Островского стар, как мир, и по-прежнему актуален. Сколько немолодых и состоятельных мужчин используют своё положение и «покупают» всё, в том числе и своих спутниц жизни? Сколько представительниц слабой половины человечества в поисках роскошной жизни, состояния, положения забыли про чувства и искренность? Но золотая клетка, инкрустированная самыми дорогими бриллиантами, если в ней нет любви, надежды и взаимности, быстро превращается в тесную, омерзительную камеру…

Далеко не факт, что у истории Агнии был бы счастливый финал, если б не ум, проницательность и ловкость Дарьи Федосеевны, которая в искромётном воплощении Елены Валюшкиной очаровывает с первого мгновения! Этот персонаж – прямое доказательство того, как надо любить и оберегать своих детей! Яркая, характерная актриса наделяет свою героиню таким многообразием красок, что перед её обаянием не устоит ни один дипломат мира, не то что высокомерный, циничный купец, потерявший любое чувство критики от своего «величия». 

Надо сказать, что Евгений Стеблов воплощает Ермила Ахова не совсем зачерствелым снобом и неисправимым мерзавцем. Есть в чертах Ермила Зотыча и одиночество, и стеснительность, которая никак не коррелируются с его жизненными устоями и убеждением, что деньги правят миром, а бедность- порок. Одна из многочисленных цитат Ахова: «Написаны законы, а вы думаете это про вас. Мелко плаваете, чтобы для вас законы писать».

     

Об Агнии и Ипполите тоже можно сказать только восхищённые слова. Молодые люди проживают на сцене весь спектр эмоций и чувств – от робости и смущения, смятения и сомнения, до твёрдой уверенности в силе своей любви.

Молодая плеяда талантливых артистов театра блистательно продолжает и приумножает лучшие традиции.

При этом и Хлынина, и Бондаренко – актёры, которые очень востребованы в кино и телесериалах. А значит, вызывает двойное уважение, что Юлия и Станислав, не в пример некоторым коллегам, жертвующим театром во имя «длинного рубля» съёмочных гонораров, являются одними из ведущих молодых актёров Театра им. Моссовета и задействованы во многих репертуарных спектаклях.

Кроме того, Хлынина также играет в двух проектах «Театра  Наций», а Бондаренко гастролирует с несколькими антрепризными спектаклями и предстаёт в образе «Калигулы» в пластической постановке Московского Губернского театра.

    

Но возвращаемся к престарелому похотливому «коту», который благодаря изобретательности и находчивости гордой Купчихи остался без «масленицы».

Как мы уже упомянули, также роли Агнии и Ипполита играют Александра Кузенкина и Марк Вдовин, мы не видели их состав, но уверены, что эти актёры под чутким дирижированием режиссёра также достоверно и эффектно проживают на сцене судьбы своих героев.

Отдельно расскажем о второстепенных персонажах - самобытная кухарка Кругловой Маланья (Яна Львова) и ключница Ахова, внимательная и проницательная Феона (Нина Дробышева/ Ольга Анохина/ Валентина Карева). Без этих героинь, являющихся своего рода связующим звеном или символом народных устоев,  вряд ли спектакль был бы таким целостными и логичным.

    

Каждый персонаж вносит свою лепту как в развитие действие, так и в по-настоящему удивительную атмосферу спектакля.

Атмосфера патриархальной Москвы воссоздана с минимум декораций и реквизита и с максимумом энергии и мастерства. Художник Лёша Лобанов, используя лаконичные декорации, оформил пространство с помощью нескольких элементов мебели и реквизита. А художник по костюмам Андрей Климов нарядил героев в многослойные  костюмы, пестрящие орнаментами, которые хочется детально рассматривать.

Словно музыка, из уст героев льётся старорусская речь, с характерными словами и междометиями, будто мы гуляем по переулкам Москвы 19 века.

 «Есть люди глупые и закоснелыеа другие желаютв своих понятиях и чувствахбыть выше». Вот для тех, кто хочет быть выше меркантильных предрассудков, Островский и писал эту пьесу и для таких же Шамиров поставил весёлый и мудрый спектакль!

«Не всё коту масленица» как раз про то, что настоящая любовь, милосердие и бескорыстие способны преодолеть любые преграды, включая те соблазны, от которых нам ох как непросто отказаться.

Ближайшие даты спектакля: 17 августа, 10 и 18 сентября.

 

В купеческих домах Кругловой и Ахова гостила корреспондент Бурулёва Юлия

Фотографы: Елена Лапина, Сергей Петров

Читать также

World Podium © 2015 - 2019.     Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927.  Дата регистрации: 31.08.2015.

Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. 

Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

Поделитесь