«Секреты педагогического мастерства Людвига Михайловича Котлара»: творческая биография и семейная династия выдающегося музыканта

Новости

«Секреты педагогического мастерства Людвига Михайловича Котлара»: творческая биография и семейная династия выдающегося музыканта

«Секреты педагогического мастерства Людвига Михайловича Котлара»: творческая биография и семейная династия выдающегося музыканта

В этом материале мы хотим рассказать о выдающемся музыканте Людвиге Михайловиче Котларе и поделиться рассказом о нём его родных и близких, продолжающих прославлять и приумножать лучшие музыкальные традиции, заложенные их отцом, дедушкой и прадедушкой. 

Дочь Тереза Котлар - преподаватель ИСИ по классу фортепианного исполнительства. Педагог-первопроходец, практикующий метод Сузуки в России. Для детей и взрослых открыта "Музыкальная мастерская Котлар Терезы" г.Москва.

Дочь Наталия Котлар - руководитель проекта "Наш Аист", организаторов всех музыкальных вечеров, посвящённых Памяти отца.

София Сахнюк - внучка Людвига Михайловича, сертифицированный педагог практикующий метод Сузуки.
Преподаватель музыки в "Magic Castle ", а так же в "Музыкальной мастерской Терезы Котлар"
Является студенткой ИСИ кафедры Академического Вокала.

АННА САРГУНАС — ВНУЧКА ЛЮДВИГА КОТЛАРА , МУЗЫКАНТ, ЛАУРЕАТ РОССИЙСКИХ И МЕЖДУНАРОДНЫХ КОНКУРСОВ ЮНЫХ ПИАНИСТОВ.

АЛИСА БАХТЮКОВА — ПРАВНУЧКА ЛЮДВИГА МИХАЙЛОВИЧА КОТЛАРА. ОБЛАДАТЕЛЬНИЦА АБСОЛЮТНОГО СЛУХА, ПОЁТ В ЦЕРКОВНОМ ХОРЕ. 

ЕВА КОТЛАР — ПРАВНУЧКА ЛЮДВИГА КОТЛАРА. УЧЕНИЦА ДМШ им.АЛЕКСЕЕВА ПО КЛАССУ УДАРНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ. Лауреат и дипломант международных конкурсов.

«Секреты педагогического мастерства Людвига Михайловича Котлара» 

Воспоминания про Людвига Михайловича Котлара всегда волнуют меня. Грустно, что уже столько лет нет с нами этой творческой личности. С большой радостью всегда вспоминаю свою юность и своего наставника. Чувствую безграничную благодарность за полученную мной возможность учиться и даже просто общаться с этим великолепным Маэстро. Прошло уже много лет, а это годы обучения в Ровенском музыкальном училище, Ровенском Государственном Институте Культуры, Ровенском Государственном Гуманитарном Университете, а в моей памяти не гаснут впечатления от личности моего педагога — Людвига Михайловича Котлара.

Думать, говорить, писать про своего Учителя означает погрузиться в светлый, благородный, глубокий мир воспоминаний про музыканта и человека, который на протяжении многих лет ненавязчиво касался не только нашего интеллекта, но и самых потаённых уголков Души. Бескомпромиссный в своих взглядах и убеждениях, надежный в работе и верный в дружбе, всегда открытый к добру и нетерпимый к фальши - таким остаётся в памяти всех тех, кто у него учился, кто его знал и работал вместе с ним. Это память на всю жизнь!

 Родился Людвиг Михайлович Котлар в городе Ужгород Закарпатской области (29.07.1937 г. город Ужгород – 19.11.1996 г. город Ровно). Как каждый маленький ребёнок, Людвиг любил слушать песни, а голос мамы — Аранки, когда она пела, его просто очаровывал. Он и сам часто напевал вместе с ней любимые мелодии. Музыкальному развитию ребенка способствовало и то, что отец будущего музыканта — Михаил Иосифович был виртуозным скрипачом, а также владел игрой на духовых инструментах. Мальчик посещал музыкальную школу, где развивались его способности. Ему легко далась игра на духовых инструментах и он с удовольствием брал в руки дирижерскую палочку, руководя школьным оркестром. После окончания общеобразовательной школы в 1955 г. он поступил в Ужгородское Государственное Музыкальное Училище, которое закончил за 3 года с отличием. В 1958 году поступил в Львовскую Государственную Консерваторию им. М.В. Лысенко. Параллельно учился на биологическом факультете (заочная форма обучения) Ужгородского Государственного Университета. Во время учебы в консерватории работал в Львовском «Доме Учителя» (1960-1962 гг.) руководителем детского ансамбля, преподавателем теории музыки и сольфеджио в музыкальной студии. В 1962 – 1964 гг. преподаватель Львовской Музыкальной Школы №1. После окончания Львовской Государственной Консерватории в 1964 г. получив квалификацию — Преподаватель, Артист оркестра, Дирижер – был направлен на работу в Ровенское Государственное Музыкальное Училище. Возможно, именно в это время молодой педагог ощутил потребность в самосовершенствовании, проявляя желание реализовать себя в творческом поиске. И поэтому, следующие годы его жизни были связаны с Ровенским Государственным Музыкальным училищем.

                                                                                                                      На фото: отец Людвига Михаил (слева)

Его жизнь в искусстве – это жизнь человека, который не искал лёгких путей, и преодолевая трудности черпал вдохновение и силы для любимого дела. Зажигал молодые сердца, учил их жить и работать, воспитывал любовь к своей профессии. И так, продолжая дело своих педагогов Людвиг Михайлович Котлар способствовал повышению мастерства исполнителей на ударных инструментах, развитию методики преподавания, формированию репертуара из лучших образцов мировой музыки. Глубокое понимание музыкального искусства, критический ум, упорство, работоспособность, яркое воображение Людвига Михайловича позволили ему увидеть горизонты и перспективы развития духовой музыки. Любовь к ударным инструментам, знание специфики потенциальных возможностей этих уникальных инструментов, горячее желание вывести их на уровень утвержденных в искусстве форм музицирования – всё это определило жизненный путь Людвига Михайловича.

Интенсивная исполнительская, педагогическая деятельность Л.М. Котлара послужила основой для создания его Школы ударных музыкальных инструментов, которая обобщила накопленный опыт в области исполнительского творчества, педагогики и методики. В формировании его исполнительских и педагогических принципов прослеживается влияние известных представителей фортепианной, скрипичной и барабанной школ К. Игумного, А. Гольденвейзера, Г. Нейгауза, Г. Когана, В. Колокольникова. Тесная связь с классической музыкой, использование лучших её традиций, подчинение художественной задумке всех выразительных возможностей ударных инструментов, приоритет творчества в учебе – вот те критерии, какими он руководствовался в своей деятельности. Людвиг Михайлович работал старшим методистом отдела духовых и ударных инструментов. На протяжении 7 лет руководил Духовым оркестром, а в 1978 году стал руководителем в студии педагогической практики, заместителем директора по учебной работе. Как организатор и руководитель ансамбля барабанщиц, стал участником фестиваля Болгарско-Советской дружбы республиканского фестиваля-отчёта и заключительного концерта, посвященного 50-летию образования СССР, телевизионного отчета Ровенщины и других праздничных мероприятий. Руководил Эстрадным оркестром Ровенского Дома Учителя, духовым оркестром. В 1980 году создал ансамбль ударных инструментов, который стал лауреатом Республиканских и Международных фестивалей Музыки. В репертуаре коллектива звучала Украинская и зарубежная классика, произведения современных авторов, в частности «Прогулка» М.Корейчука. Детальное рассмотрение произведения, его анализ, что касается формы и содержания, размышление о музыке и ее особенностях (краски, темп, тембр, сила звучания) ассоциации вызванные ею, выделение технически-сложных элементов – все эти вопросы имели место на занятиях Людвига Михайловича Котлара, особенно на начальных этапах работы над произведением. Педагог прежде всего ставил задачу «разбудить» умственную деятельность ученика, по другому посмотреть на указания автора, что касается фразировки, штрихов, и вызвать заинтересованность к тексту. Подчеркивал, что главная цель музыканта – создание, в соответствии с авторским, своего видения задумки произведения, построение оригинальной трактовки. Ученик, который учит произведение, должен стать творцом-интерпретатором, в распоряжении которого кроме нот особенное видение музыкального материала, умение создать исполнительский образ и воплотить свои личные и оригинальные находки. Варианты интерпретаций произведений в целом только тогда могут быть убедительными, когда ученик выстроит их, опираясь на гармоничное соответствие авторской задумке, и индивидуальному видению целостного музыкального образа. Учеников всегда поражала и убеждала манера суждения Людвига Михайловича Котлара, касаемо музыкальной особенности произведения, умение раскрыть логику развития мысли композитора. Результатом таких бесед было глубокое представление о звучании пьесы, видение существенных деталей музыкальной ткани, раскрепощение музыкальной инициативы, уверенность в своих инструментальных действиях. Указания Л.М. Котлара соответствовали способностям ученика, а так же его технической подготовке, сложности музыкального материала.

Особенное внимание в работе над виртуозными произведениями Людвиг Михайлович уделял логичной, удобной аппликатуре, чем владеют не все педагоги. Каждое сложное в техническом отношении место облегчалось на столько, что практически переставало быть трудным. Благодаря рациональной аппликатуре большие сложные фразы удобно разбивались на маленькие эпизоды, всё становилось ясным и простым. Облегчался не только отдельный пассаж, но и оживала фразировка, приобретая одновременно и виртуозный блеск, и осмысленность, и выразительность. Все ученики Людвига Михайловича Котлара, из многих интересных приемов его работы отмечают как раз его особенный талант разумного техничного дробления и поиска удачной аппликатуры, которая позволяла преодолеть технические трудности произведения. Большую роль в становлении студента-исполнителя Людвиг Михайлович отводил воображению и его формам. Он знал, что умение точно изобразить ту или иную звуковую структуру пьесы могут не все студенты, а здоровое «видение» музыки вообще факт нечастый. Говорят что только полная отдача работе в соединении с талантом дарят людям радость встречи с чудом, это называется высоким искусством. Именно такими качествами одарила природа Людвига Михайловича Котлара. У него был чудесный слух, тонкое ощущение ритма, богатая фантазия, исключительная музыкальность и конечно же изысканная мануальная техника, взрывной темперамент, эмоциональность, упорность и пульсирующая энергия. Все это позволяло ему с одинаковым успехом осваивать разные композиторские стили как классической, так и современной музыки. Он учил образно мыслить, исполняя при этом разнообразный репертуар — жизненные образы, картины природы, произведения смежных искусств. Яркие образы сравнения помогали ученикам находить сюжетные подтексты к музыке. «Для ученика, сознание которого перегружено двигательными, слуховыми, тактильными ощущениями, - говорил Л.М. Котлар, - целостный образ произведения, как солнечное сияние позволяет глубже разобраться в музыкальном содержании произведения и пережить его как творческую исповедь». От поиска отдельных образных сравнений, до развития творческого воображения ученика, становления исполнительской индивидуальности – эта линия педагогики Л.М. Котлара прослеживается очень четко. Её он придерживался на всех путях образования. Развитая с помощью музыки способность представления проявлялась потом у воспитанников Людвига Михайловича и в других направлениях жизнедеятельности – литературной, педагогической и научной. Л.М. Котлар старался развить самостоятельность мышления, давая свободу, и собственную инициативу в трактовке произведений, и одновременно неуклонно направляя концентрировал внимание на самом ярком проявлении характера и стиля произведения. Долго сидеть возле играющего ученика он не любил, слушал, ходил по классу, в мелодичных эпизодах любил насвистывать мелодию, будто принуждая ксилофон «петь». Удивляла его чрезвычайная память – он мог показать как надо играть, исполняя то или иное место любого произведения наизусть. Его уроки были непохожи на преподавание других педагогов. Занятия напоминали скорее неспешные вдумчивые беседы. Он поражал парадоксальностью мысли, неожиданностью сравнений, оригинальным взглядом на устоявшиеся вещи. Он часто вступал в творческие споры доказывая свой стиль, свою школу, владение искусством игры на ксилофоне. Каждое его слово имело свою цель и давало большие результаты, которые особенно ярко проявлялись в момент завершения работы над произведением. Отношение к ученикам было необыкновенно теплым и доброжелательным. Мы видели в нём не только музыканта-исполнителя, требовательного учителя, авторитетного вдохновителя, но и великого, доброго нашего друга. «Сегодня не вышло, - говорил он доброжелательно усмехаясь, - не отчаивайтесь, отрабатывайте все мелочи и завтра всё получится, терпением и работой всего достигнешь».

Вспоминает ученик Людвига Михайловича – Михаил Земельский: «На уроки к нему я шел как на праздник, ощущая как много цельного и интересного получу на них. Выйдя из класса я сразу же отмечал карандашом в нотах, или тетради все его поправки, замечания, пожелания, что бы не растерять и не забыть его интересные подсказки. Благодаря приёмам Людвига Михайловича никогда не уставали руки. Наоборот – рука и кисть дышали». Большое значение в воспитании и формировании ученика Л.М. Котлар предавал репертуару. Внешне эффектные пьесы, популярные в годы нашего обучения, лишенные высоко идейно-образного содержания им категорически отклонялись. Репертуар, который Людвиг Михайлович предлагал ученикам был стилистически разнообразный. Готовясь к сольному концерту, который происходил в Концертном Зале Ровенского Муз. Училища 27 октября 1996 г. мне посчастливилось работать с Людвигом Михайловичем над такими произведениями как: Ф. Лист – «Венгерская рапсодия №2», А. Бадаломенти – «Ночная жизнь в Твин-пиксе», Ж. Делеклюз – «Бравурная пьеса», П. Саросати – «Фантазия на тему из оперы Кармен», Д. Джуффи – «Четыре брата», В. Хмелев – «Гудника», О. Мачовариани – «Дулури», М. Теодоракис – «Сиртаки» и другие. Итак, приоритет осознанной, продуманной игры студента, развития его техники в процессе созданных художественных музыкальных образов, и воплощение их с помощью инструмента, приобретённые умения использования всех возможностей ударных инструментов, а так же воспитание эстетического вкуса, чувства меры, при передаче эмоционально-образного ощущения музыки, формирование творческой индивидуальности – вот те главные принципы, которые доносил до музыканта Л.М. Котлар. Их придерживаются и его ученики.

Из письма Александра Томчука: «… По-настоящему интеллигентный педагог, Людвиг Михайлович видел в учениках молодых коллег, деликатно, тактично направлял их работу, не ограничивал их индивидуальность, подталкивая к собственным поискам и раздумьям… Можно учить предмету, мастерству, а можно учить быть человеком и это наивысшее умение Учителя. Людвиг Михайлович – настоящий Учитель!».

 Из воспоминаний Андрея Мартыненко: «Он никогда не стремился быть властным над учениками, не давил, на «зачёсывал под одну гребёнку», хотя положение и время давали ему такую возможность. Одной из сильных сторон Людвига Михайловича есть отсутствие предвзятости к мыслям других, придерживаясь своего мнения».

Из слов Сергея Шидловского: «Кажется, что Людвиг Михайлович передал нам, своим ученикам, способность каждый раз по новому удивляться неисчерпаемому роднику Музыки, и той которая хорошо знакома, и той которую услышал впервые, пережить увлечение творческим могуществом творцов их создавших».

Из воспоминаний Вячеслава Гайдобуры: «Он воспитывал прежде всего умение слышать себя, находить понятные объяснения тем или иным приемам, в сложном искать простое и рациональное решение. В своих педагогических методах Людвиг Михайлович Котлар исходил из возможности каждого исполнителя, используя при этом те важные для всех принципы разделения и аппликатурных группировок которые способствовали полному и глубокому раскрытию замыслу художественной задумки произведения».

Необходимо подчеркнуть, что Людвиг Михайлович знал всё про своих учеников: как они живут, чем интересуются, что читают, про что мечтают и к чему стремятся. Все были благодарны преподавателю за его порядочность, осведомленность, компетентность, умение строить особенные родительские отношения со своими учениками, благодаря этому мы твердо верили в свои силы и были уверены в решении любых проблем. А результатом плодотворной методической и творческой исполнительской деятельности был высокий профессиональный уровень его учеников, которые сегодня продолжают культурные традиции своего Учителя в своем творчестве, работая во многих учебных заведениях Украины и за ее границами. Характерная черта Людвига Михайловича Котлара заключается в том, что он смотрел в будущее, доносил до учеников мудрые житейские истины, формировал взгляд на современную действительность, на эстетику отношений между людьми.

В его классе всегда присутствовал творческий настрой, приподнятое настроение, желание постоянно работать, принимать новые вызовы искусства. Секрет педагогического мастерства Людвига Михайловича по нашему мнению в том, что он не только мог распознать и развить таланты ученика, но и пробудить любовь к своей профессии. Каждый урок Л.М. Котлара – самоотдача любимому делу, где атмосфера требовательности и доброжелательности педагога лучшим образом способствовала творчеству учеников. Украинская земля богата талантами. Они живут среди нас, взращивают чудесный мир в душах своих воспитанников. Среди них был и Людвиг Михайлович Котлар, мастер педагогического дела. С 2017 года в городе Ровно проводится Всеукраинский конкурс молодых исполнителей (ансамблей) на ударных инструментах имени Людвига Котлара. Конкурс основан кафедрой ударных инструментов РГГУ и ассоциацией деятелей духовой музыки Ровенского отделения Национального всеукраинского музыкального союза. Также со основателями являются: Министерство образования и науки Украины, Ровенский государственный гуманитарный университет, Ровенское музыкальное училище РГГУ, Конкурс проводится на базе Института искусств РГГУ. Всеукраинский конкурс молодых исполнителей (ансамблей) на ударных инструментах имени Людвига Котлара проводится с целью выявления и поддержки творчески одарённой молодёжи, популяризации творчества украинских и зарубежных композиторов, обмену научно-методическим опытом, развития украинской национальной школы игры на ударных инструментах, привлечению внимания общественности к проблемам инструментального и ансамблевого музыкального искусства в Украине и за рубежом. Почитая светлую память Людвига Михайловича Котлара, выдающегося дирижёра, музыканта, педагога и прекрасного интеллигентного человека, организаторы проводят этот конкурс. Конкурс проводился уже дважды — в 2017 и в 2019 годах. Он объединил в себе ударников из 18 музыкальных образовательных учреждений из 10 городов Украины. В 2022 году планируется проведение III — Всеукраинского конкурса имени Людвига Котлара. Народная мудрость утверждает, что жизнь каждого человека будет не напрасной, если он посадит и вырастит для своих потомков хотя бы одно дерево. Но может быть ещё большей оценки заслуживает деятельность человека, который дал обществу последователей своего Дела, призванных преумножать его творческие достижения, продолжать нести людям, как и их Учитель, Доброту и Мудрость. Благодаря судьбе, я стал одним из тех, кому Жизнь предоставила возможность учиться и творчески возрастать под руководством настоящего Преподавателя — Котлара Людвига Михайловича. Автор статьи: Сергей Станиславович Дымченко – Старший преподаватель кафедры духовых и ударных инструментов РГГУ. Артист эстрадного-симфонического оркестра Ровенского Академического Украинского Музыкально-Драматического Театра. Ученик Людвига Михайловича Котлара.

Автор статьи - Сергей Дымченко:

 

Список использованных источников:
1. Архів Рівненського державного музичного училища.
2. Поліщук Я. Рівне.  Мандрівка крізь віки. – Рівне, 1998. – 195с.
3. Рівненський обласний краєзнавчий музей. Комплекс матеріалів і документів Людвіга Михайловича Котлара./ Допоміжний фонд.
4. Столярчук Б.Й. Митці Рівненщини. – Рівне, 2011. – с. 158.
5. Столярчук Б.Й. Музика ударних // З дзвінкого джерела. – Рівне, - 1992. – с. 33 – 34.
6. Столярчук Б. Й. Енергетика слова. – Рівне, 2012. – 427с.

Тереза КОТЛАР, дочка Людвига Михайловича Котлара, преподаватель ИСИ по классу фортепианного исполнительства, педагог-первопроходец, практикующий метод Сузуки в России. Основатель и руководитель «Музыкальной мастерской Котлар Терезы», школа работает по принципу Судзуки. г.Москва: 

«Вчера у Папы был день Рождения. Он прожил 59 лет, наполненных Искусством. Ярко и насыщенно. Искусство - это его стихия. В нём, в этом бездонном, глубоком, захватывающем океане, он чувствовал себя как рыба в воде. Идеи, мысли были заняты творчеством.

Идёт по зелёной аллее папа Людвиг, абсолютно один и вдохновенно дирижирует. Вижу его издалека, улыбаюсь. Прикладывает руку к шляпе если здоровается с учеником в привычном движении - приветствии и продолжает свой полёт дальше. Полы его плаща развиваются как крылья. Всю жизнь иду по твоим стопам, Пап».

На фото Людвиг Котлар первый слева. Шекспир. "Король Лир" Постановка пьесы на английском языке. Ученики первого курса Львовской консерватории. 1957-1958 учебный год.

Внучки и правнучки продолжают славное дело своего выдающегося предка!

София Сахнюк - внучка Людвига Михайловича, сертифицированный педагог практикующий метод Сузуки.
Преподаватель музыки в "Magic Castle ", а так же в "Музыкальной мастерской Терезы Котлар"
Является студенткой ИСИ кафедры Академического Вокала:

АННА САРГУНАС — ВНУЧКА ЛЮДВИГА КОТЛАРА , МУЗЫКАНТ, ЛАУРЕАТ РОССИЙСКИХ И МЕЖДУНАРОДНЫХ КОНКУРСОВ ЮНЫХ ПИАНИСТОВ:

АЛИСА БАХТЮКОВА — ПРАВНУЧКА ЛЮДВИГА МИХАЙЛОВИЧА КОТЛАРА. ОБЛАДАТЕЛЬНИЦА АБСОЛЮТНОГО СЛУХА, ПОЁТ В ЦЕРКОВНОМ ХОРЕ:

ЕВА КОТЛАР — ПРАВНУЧКА ЛЮДВИГА КОТЛАРА. УЧЕНИЦА ДМШ им.АЛЕКСЕЕВА ПО КЛАССУ УДАРНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ, Лауреат и дипломант международных конкурсов:

В фотогалерее этого репортажа мы опубликовали фотографии, которые Ольга Гридина снимала в храме Филатовской Больницы: АЛИСА БАХТЮКОВА поёт в Церковном хоре и Ева Котлар играет на ксилофоне и бубне в Консерватории.

Людвиг Михайлович Котлар и его семья - яркий пример беззаветного служения Музыке, преемственности поколений и приверженности лучшим музыкальным традициям!

 

World Podium © 2015 - 2020.     Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927.  Дата регистрации: 31.08.2015.

Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. 

Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

Поделитесь