«Гнездо» – второй полнометражный проект Шона Дуркина, режиссёра и сценариста, который последнее десятилетие в индустрии занимался исключительно продюсерской деятельностью. Режиссёрское кресло Дуркин если и занимал, то лишь в качестве сериального режиссёра, но не более. И вот, спустя почти 10 лет пребывания в киноиндустрии, проработав с огромным количеством людей разных сословий и качества, Дуркин наконец-то созрел для полнометражного кино. И порассуждать ему нашлось о чём, а именно о деньгах и о их влиянии на личность. «Гнездо» – от и до авторское кино, снятое по всем канонам жанровых законов, по которым и должен работать качественный психологический триллер.
![](/system/files/images/IMG_5978.jpg)
Сюжетно «Гнездо» не старается казаться чем-то элитарным или же светским, хоть и рассказывает о жизни американо-английских яппи, гоняющихся за деньгами. Ядром истории выступает талантливый предприниматель Рори (Джуд Лоу) – добившийся всего того, о чём многие могут только лишь мечтать. Роскошный дом в американском пригороде, красавица жена, двое чудесных детей – настоящая утопия, наскучившая Рори в один момент. Уставший от однообразных стабильных будней, главный герой хочет лишь одного: чего-то большего. Больше денег, более дорогой дом и более дорогую машину для жены – всё то, что уже есть, но умноженное в десять раз.
Основным эмоциональным стержнем ленты выступает актёрский дуэт в лице обаятельного Джуда Лоу и сдержанной Кэрри Кун. Джуд Лоу сыграл одновременно и неприятного, и притягивающего к себе неопределившегося в собственных желаниях персонажа, мечущегося между семейным очагом и светским столом с дорогими закусками. Кэрри Кун же напротив – уверенная в себе женщина, точно знающая, что именно ей нужно от жизни. И это не новая машина и не новое пальто, стоимостью в годовую зарплату среднестатистического работяги, и вовсе не огромный особняк, который семья даже обжить не в состоянии целиком из-за излишка свободного пространства. Героиню Кун тянет к живому, настоящему, умеющему чувствовать, в то время как персонаж Лоу сам не знает, куда и зачем он движется.
И с точки зрения конфликта, «Гнездо» – история про усталость от стабильности, о тщеславии и о попытке маленького человека угнаться одновременно за капиталистическим идеалом и за семейным счастьем. И поскольку капитализм исключает такие вещи, как человеческие чувства и эмоции, ведь материальные блага стоят превыше всего, Рори постепенно начинает превращаться в озлобленное, низкое и лицемерное существо, напоминающее своим поведением скорее жадную ящерицу, нежели человека. Чем более дорогие покупки совершает главный герой, тем сильнее он отдаляется от своей семьи: жена начинает ненавидеть своего мужа, падчерица закрывается в себе, а младший сын выступает в качестве свидетеля всего, что происходит.
![](/system/files/images/IMG_5980.jpeg)
Содержательно ничего нового Шон Дуркин предложить не в состоянии, поскольку «Гнездо» и не задумывалось таким. Это стандартный с драматургической точки зрения психологический триллер о деньгах, которым режиссёр может закрыть собственный гештальт уверенного в себе автора. Ничего лишнего в «Гнезде» попросту нет – каждая сцена фильма работает на доказательство управляющей идеи сценария. Местами Дуркин рождает отличные композиционные рифмы из разряда «одиночество/семья», а где-то перебарщивает с метафорами и символизмом. Максимально пошлым в картине получился образ лошади – живого существа, которое умирает в окрестностях капиталистического мира, не найдя в нём ничего настоящего.
Однако это мелочь, которая не сильно влияет на общие впечатления от фильма в целом. Наибольшее впечатление «Гнездо» производит на визуальном уровне, особенно радует проделанная работа с кадром. Фильм Дуркина снят целиком и полностью на 35-мм плёнку, что уже своего рода отдельное достижение для любого кинематографиста. Оператор Матьяш Эрдей («Закат») снимал «Гнездо» преимущественно на открытой диафрагме, захватывая в фокус широкоугольной и длиннофокусной оптики лишь самое главное в кадре путем центрирования или же более понятного на уровне чувств укрупнения объекта. При этом по свету лента Дуркина больше напоминает фотографию, поскольку именно подобным образом и выставлен свет в «Гнезде» – это почти всегда тёплые источники мягкого света, которых на площадке от силы всего три-шесть штук, но не более.
Хотя в противовес подобному световому решению есть другое: большой город с жёстким светом, в случае с «Гнездом» это Лондон, и офисы больших корпораций окрашены исключительно в холодные тона. С одной стороны, это в очередной раз стандартный подход к доказательству авторского высказывания против прогнившей капиталистической системы, а с другой, есть одна небольшая деталь в этих сценах, которая не может не радовать своим присутствием. Режиссёр не просто сделал сцены в офисах более холодными, нежели семейные. Шон Дуркин с командой колористов раскрасили их под стать дорогим блокбастерам: рыжая кожа против синего окружения. Казалось бы, деталь, но её наличие в очередной раз подтверждением следующее: Шон Дуркин не оставил места для чего-нибудь лишнего.
«Гнездо» – стандартное кино о бесконечных семейных проблемах, вопреки ожиданиям не выставляющая деньги, как что-то плохое. Напротив, деньги по мнению Шона Дуркина, лишь работают как катализатор к началу метаморфоз человека во что-то ужасное. И то, фильм не исключает индивидуальное влияние на каждого, ведь для некоторых героев ленты деньги – это власть, для кого-то – способ выжить, а для кого-то – зависть и последующая за ней ненависть. Режиссёр в очередной, но не лишний раз напоминает, что сколько бы денег за плечами человека не было бы, ему всегда их будет мало, поскольку финансовое благополучие не в силах заполнить ни душевную пустоту, ни разжечь камин в семейной гостиной. В определённых условиях стаканчик Pepsi из пластиковой бутылки может оказаться вкуснее, чем дорогостоящее вино столетней выдержки, да?
Оценка: 8 из 10
«Гнездо» – в прокате с 24 сентября
МНЕНИЕ КОРРЕСПОНДЕНТОВ МОЖЕТ НЕ СОВПАДАТЬ С МНЕНИЕМ РЕДАКЦИИ