Симфония войны. Рецензия на фильм «МАЛЬЧИК РУССКИЙ»

Новости

Симфония войны. Рецензия на фильм «МАЛЬЧИК РУССКИЙ»

Симфония войны. Рецензия на фильм «МАЛЬЧИК РУССКИЙ»

«Мальчик русский» – полнометражный дебют Александра Золотухина, одного из выпускников Александра Сокурова, открывшего свою мастерскую в Нальчике несколько лет назад. И если Кантемиру Балагову в какой-то момент повезло найти грамотных продюсеров и пойти своей дорогой, то Золотухину в индустрии повезло меньше. Его «Мальчик русский» не сыскал такой же популярности и призов на фестивалях, как та же «Дылда», а про узнаваемость в массовой культуре и говорить не приходится, поскольку за пределами кинематографического сообщества о работе Золотухина слышали единицы. 

Исключительно идеологически, что в «Мальчике», что в «Дылде» чувствуется влияние Сокурова. В многочисленных интервью его ученики, когда речь заходит о Великой отечественной войне, словно зачитывают с листочка одни и те же мысли касательно того, насколько молодым нынче неприятен культ победы в России. Ведь за всеми этими демонстрациями мощи страны на День победы, переодетыми в военную форму детьми и криками «Можем повторить!» – кроется банальная показуха и дань уважения традициям, а вовсе не почести и низкий поклон всем воевавшим, победившим фашизм героям настоящей войны, повторять которую никто в здравом уме не будет. 


И если «Дылда» ушла исключительно в академически-фестивальную сферу, играясь с популярными нынче на западе трендами, фильм Золотухина работает немного иначе – он гуляет по тропам метафизического кино, перемешивая историю простого русского мальчика в окопах Первой мировой войны с документальными кадрами репетиции симфонического оркестра. Картинка войны и музыкальных инструментов накладываются друг на друга, превращая ленту в своеобразную симфонию смерти, боли, грязи и разочарования. 

Начинается «Мальчик русский» словно с портрета целого поколения: в центре сюжета простой русский мальчик Алексей (Владимир Королёв), добровольно вызвавшийся пойти на войну. Он грезит победами, медалями, честью и почестями, а главное, как персонаж сам и говорит, хочет пострелять по немцу. Алексей ничего не знает о настоящей войне, но точно уверен, что она ему по плечу. Весь этот «героизм» быстро сходит на нет, сразу же после первого боя мальчишки, по прошествии которого он полностью теряет зрение, а значит – становится бесполезным. Командование, конечно же, хочет отправить его домой к родителям, но мальчик всё не унимается и буквально умоляет оставить его на войне, ведь дома он уже вряд ли сможет принести пользу. 

В итоге Алексея делают слухачом, приказывая ему через огромные металлические воронки слушать и предупреждать о приближающихся вражеских аэропланах. Фильм показывает главного героя, как упёртого ребёнка, что в контексте общего тона ленты нельзя воспринимать буквально. Наиболее близкая аналогия к происходящему напрашивается сама по себе: все те, кто мечтают повторить войну, пострелять в немцев, познать доблесть и честь на войне – маленькие, глупые мальчишки, которые вряд ли смогли бы повторить подвиг своих предков на настоящей войне. Можно даже сказать, что Золотухин идёт по стопам грамотной антивоенной картины, не боясь показывать чернуху солдатской жизни. 

«Мальчик русский» в равной степени изображает и немцев, как законченных мразей, так и русских солдат и офицеров, издевающихся весь фильм над слепым ребёнком. Точно так же в сюжете появляются и благородные, честные и адекватные солдаты по обе стороны конфликта. Местами это и вовсе достигает своеобразного катарсиса, когда русский мальчик буквально пересекается с немецким мальчиком, который точно так же когда-то грезил войной. А следовательно, картина уходит намного глубже собственных рассуждений касательно серой стороны войны, критикуя уже военную пропаганду, настраивающую одного человека против другого. 

Война не всегда имеет смысл, особенно Первая мировая, выбранную режиссёром явно не просто так. Это была окопная война, в бесконечных траншеях которой люди сражались неизвестно за что. Особенно русский народ, ввязавшийся в войну по политическим соображением, что в итоге привело его к революции. И всеми этими рассуждениями «Мальчик русский» и подкупает, что для авторского малобюджетного кино огромный плюс. Ведь, по большому счёту, в виду ограниченных средств, фильму Золотухина остаётся мало чем удивлять ещё. В каждом кадре чувствуются старания и страсть создателей, не жалеющих ни копейки для реализации собственных идей. 

Большинство декораций ощущаются бедными, собранными на коленке. Некоторые сцены и вовсе склеены на монтаже кое-как, из-за чего местами зрителю фильм может показаться очень сложным для восприятия. При этом фильм сделан осознанно и всевозможные «косяки» со звуком изначально были задуманы авторами, что вызывает лишь вопросы, а не поражает своим стилем. «Мальчик русский» сделан с огнём в глазах, с явным желанием что-то изменить в массовом сознании, что картине явно может не удастся. Заядлым киноманам дебют Александра Золотухина, целый год прогрызающего себе путь в прокат через фестивали, может показаться слишком простым, а массовой аудитории – слишком сложным и, возможно, чем-то артхаусным. 

Хотя на самом деле, снятый на плёнку «Мальчик русский» больше напоминает поход на концерт симфонического оркестра, исполняющего музыку Сергей Рахманинова, рисующую в головах слушателей симфонию войны. Грязной, неприятной и бесчеловечной войны, в реалиях которой о медалях и чести никто думает. На войне люди просто хотят выжить. 

 

Оценка: 7 из 10

«Мальчик русский» – в прокате с 6 февраля

Мнение корреспондентов может не совпадать с мнением редакции

World Podium © 2015 - 2024.  Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927.  Дата регистрации: 31.08.2015.

Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. 

Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

Поделитесь